- Страна
- Россия
- Режиссер/Постановщик
- Борис Хлебников
- Длительность
- 123 мин.
- Премьера в мире
- 08 июня 2023 г.
- Премьера в России
- 8 июня 2023 г.
- Сборы, в России
- ₽52 784 865
О фильме
Фильм рассказывает о двух студентах мореходки, Никите и Максиме, которые случайно оказываются на рыболовецком судне "Снегирь". На первый взгляд, жизнь с морскими волками представляется им веселой и беззаботной, но вскоре им приходится столкнуться со страшным штормом, который меняет все.
Актеры
Рецензия на фильм
И траулер плывет
Два желторотика — первокурсника мореходки — получают направление на практику на рыболовецкий траулер под названием «Снегирь». Парни жаждут романтики и приключений, но полусгнившее суденышко совсем не похоже на пиратскую шхуну или круизный лайнер. Здесь все вынуждены вкалывать круглосуточно — и труд этот точно не из приятных. Однако еще большим кошмаром для ребят становятся отношения с «морскими волками» — угрюмыми матросами, которым вовсе не хочется возиться с «молодняком».
Роман Георгия Владимова «Три минуты молчания», написанный им в конце шестидесятых, вряд ли для многих был настольной книгой. Однако Сергей Сельянов, Наталья Мещанинова и Борис Хлебников дали «Минутам» второе дыхание. С их легкой руки история прогнившей насквозь рыболовецкой посудины была полностью переписана и переброшена в наше время. К удивлению, получилось неожиданно мощно.
По словам режиссера Бориса Хлебникова, роман зацепил его одной простой мыслью: люди не способны прилично жить «вдолгую». Да, в момент опасности они могут объединиться и совершить какой-то серьезный поступок, вплоть до подвига, но подвиг — это относительно просто. Он делается на эмоциях, под влиянием адреналина. А вот жить по-человечески в течение долгого периода времени — гораздо труднее. Поэтому никакого внутреннего катаклизма с моряками после шторма не происходит — и они продолжают плыть по течению жизни без малейшего намека не рефлексию.
«Морские волки» — такие же насквозь проржавевшие, как и сам «Снегирь» — у Хлебникова действительно ничего общего с героикой не имеют. Они привыкли жить в скотских условиях, привыкли устраивать дедовщину «салагам», а когда подворачивается возможность, без всяких сомнений отправляются рыбачить в чужих территориальных водах. От новоприбывших «салаг» матросы требуют безоговорочного принятия их образа существования как единственно верного — и сильно удивляются, когда те пытаются сопротивляться. Морских «корифеев» молодежь вообще сильно пугает: они молчаливы и непонятны, поэтому проще всего объявить их бездуховными и пропащими, что и делает персонаж Александра Робака. При этом какой-либо особой «духовностью» старшее поколение тоже не отличается: к примеру, великовозрастный клоун Юрец (Тимофей Трибунцев) только и может, что пить коктейли с живыми червями, а капитана при «охоте» в норвежских водах волнует не моральный аспект воровства, а опасность быть пойманным.
Трагедия, случившаяся на корабле, в жизни и сознании моряков ничего не меняет: они не пытаются разобраться в случившемся, а ищут возможность избежать наказания. И пусть шторм открывает их с другой стороны: после спасения чужих жизней они возвращаются к бездумному проживанию своей.
На этом материале сценаристу Наталье Мещаниновой и режиссеру Борису Хлебникову удалось создать не только максимально достоверное и реалистичное кино, но и стопроцентно зрительское. Фильм притягивает, заставляет нервничать и следить за мытарством двух салаг, оказавшихся в стае морских волков, а потом история внезапно сворачивает с проторенного пути — и шокирует тебя до мурашек, до дрожи в пальцах. Не менее важна и техническая сторона вопроса: шторм, целиком и полностью снятый в павильоне, выглядит правдоподобнее и эффектнее любой реальной бури последи океана. И в этом смысле «Снегирь» шлет невольный привет широко распиаренному «Вызову»: чтобы получить в кадре какое-либо природное явление — хоть шторм, хоть невесомость, вовсе не обязательно гоняться за ним по всему земному шару или лететь в космос. Хорошо продуманные павильонные съемки в таких случаях могут быть гораздо более выразительными.