О фильме
Актеры
Рецензия на фильм
Дьявол всегда здесь: рецензия на фильм «Собиратель душ»
Новоиспеченный агент ФБР Ли Харкер (Майка Монро) — отрешенная и сдержанная девушка — сразу же становится звездой отдела. Во время очередного объезда территорий в поисках убийцы она сходу указала на дом, где прячется преступник, а неповеривший ей напарник схлопотал пулю в лоб, постучавшись в дверь. Загадочные способности Ли ФБР решило применить в другом жутком деле: маньяк по прозвищу Собиратель душ, или Длинноногий, убивает целые семьи. Десять домов — десять семей. Причем делает он это чужими руками: в каждом случае убийцей становится отец, который сначала расправляется с супругой, затем с дочкой, а после совершает суицид. Объединяет преступления не только характер убийств, но и даты рождения дочерей — все родились 14 числа. ФБР не может выйти на след маньяка уже тридцать лет, но способности Ли, каким-то образом связанной с Собирателем, помогут агентству то ли найти его, то ли открыть дверь прямиком к сатане.
«Собиратель душ» стал фильмом-событием для американского проката, не в последнюю очередь благодаря хрестоматийной промокампании. Дистрибьютор Neon, для которого лента уже стала рекордсменом по сборам в первый уикенд, придумал интересную концепцию продвижения. Сначала в сеть попали тизеры со звонками маньяков в полицию, затем появилось видео, в котором создатели рассказали, что пульс Майки Монро поднялся с 76 до 170 ударов в минуту, когда она впервые увидела Николаса Кейджа в гриме. Актера и его персонажа вообще тщательно скрывали и выпускали постеры с половиной лица, чтобы привлечь зрителей. Невольно подсуетилась и пресса, сходу окрестившая «Собирателя душ» главным хоррором года. Неудивительно, что разогретый интерес вылился в рекордные кассовые сборы на первой неделе проката.
Впрочем, картина — явно не тот случай, когда за виртуозно придуманной маркетинговой кампанией скрывается пустышка. Хотя отчасти смысла этот тезис тоже не лишен. Режиссером «Собирателя душ» выступил Оз (Осгуд) Перкинс — самобытный и даже потомственный хоррормейкер: Энтони Перкинс, его отец, — звезда хичкоковского «Психо». Предыдущие работы постановщика хитами не становились, но ясно давали понять, что он — визионер, дотошно работающий с цветом, геометрией кадра и ставящий зрителя на границу реального и мистического. Вот и «Собиратель душ» начинается как стильный тру-крайм в духе «Молчания ягнят» или «Семи»: есть нетипичный маньяк, агент ФБР с несистемным подходом, зацепки и гнетущее, давящее окружение, которое, кажется, вот-вот схлопнется.
Начавшийся поход по протоптанным дорожкам триллеров заканчивается где-то на экваторе ленты. Расследование перестает быть реалистичным действием и становится своего рода оккультным обрядом, внутри которого каждый, в том числе и ни о чем не догадывающийся зритель, рискует оказаться жертвой. В этот же момент погибает и детективная интрига — в кадр попадает бледный и безумный Николас Кейдж, и сердце уходит в длительный отпуск в пятки. В тщательно скрываемом образе Длинноногого Кейдж чувствует себя словно без маски: китч и животное неистовство, которыми сопровождались некоторые его лучшие роли, здесь возведены в квадрат. Интересно, что ужас «Собирателя душ» кроется вовсе не в магическом и неузнаваемом под слоями грима актере, а в перманентном страхе перед непоказанным потусторонним, будто кто-то с нескрываемым остервенением кричит нам в уши: «Сатана прямо сейчас явится сюда».
В этом оцепенении, ожидании самого худшего и приходится досматривать фильм, который когда-то начинался как интригующая загадка. Все покровы сброшены, содержание давным-давно отошло на второй или даже третий план, а форма уже не так бросается в глаза, когда на экране в прямом смысле вершится сатанинское танго, далекое от макабра и расчлененки, но близкое к самому страшному злу — тому, которое скрывается внутри.