О фильме
Актеры
Рецензия на фильм
Красивое восстание машин — рецензия на фильм «Создатель»
Действие «Создателя» разворачивается в 2065 году: человечество находится в разгаре войны с продвинутым искусственным интеллектом. Дела людей плохи, но вскоре ход конфликта может неожиданно измениться: бывший солдат Джошуа в исполнении звезды «Довода» Джона Дэвида Вашингтона находит девочку-робота Альфи, которой суждено стать избранной.
Картину снял режиссер «Годзиллы» Гарет Эдвардс, а сценарий он написал совместно с Крисом Вайцем, коллегой по спин-оффу «Звездных войн» «Изгой-один». На фоне многочисленных современных научно-фантастических лент у «Создателя» с самого начала было явное преимущество: это не ремейк, не перезапуск и не экранизация, а полностью оригинальное произведение, какие скоро можно будет заносить в Красную книгу.
Впрочем, эпитет «оригинальный» здесь уместен лишь частично — в смысле «не адаптация». Фильм напоминает множество других произведений жанра: от «Терминатора» и «Района №9» до «Аватара» Джеймса Кэмерона. Это мрачная спекулятивная фантастика в экшен-оболочке, которая сохраняет семейный возрастной рейтинг, — по такой формуле голливудские блокбастеры зарабатывают уже много лет. Впрочем, «Создателю» это вряд ли поможет: он с треском проваливается в домашнем прокате.
Фильм не провоцирует дискуссию: искусственный интеллект здесь показан вовсе не зловещим и бесчеловечным, как условный Скайнет из «Терминатора», а наоборот, угнетенным и загнанным в угол усилиями человечества. Эдвардс, конечно, поднимает серьезные проблемы вроде природы насилия, свойственного людям по разным сторонам Атлантики, и опасности развития ИИ, философскому изучению которой всю свою жизнь посвятил Айзек Азимов. Однако эти линии развиваются слишком стремительно, перескакивая из точки А в точку Б, да и режиссеру не удается сформулировать внятный месседж.
При этом «Создатель» стоит посмотреть хотя бы ради визуальной составляющей. При скромном по меркам блокбастеров производственном бюджете — всего 80 млн долларов — Эдвардс выдал картинку, способную с легкостью пристыдить последних «Трансформеров» или, скажем, десятый «Форсаж». В фильме представлен атмосферный и чужеродный мир будущего, завораживающий природными красотами и городскими пейзажами, а также футуристическими технологиями. А экшен-сцены местами могут вскружить голову — настолько они талантливо придуманы и поставлены.
Пожалуй, главная упущенная возможность «Создателя» — выбранная тематика и ее реализация. В 2023 году, когда еще не полноценный, но уже очень убедительный искусственный интеллект способен писать истории и рисовать картины, пришло время для основательной дискуссии о том, как человечеству дальше сосуществовать с новейшими технологиями. «Создателю» эту дискуссию, к сожалению, запустить не удалось.