Сто лет тому вперед
Прекрасное далеко становится ближе: рецензия на фильм «Сто лет тому вперед»
Вера АленушкинаОдиннадцатиклассник Коля Герасимов — болтун, неудачник и немного социофоб: от всех проблем он прячется, натянув наушники и врубив музыку погромче. Впрочем, от драк с одноклассниками это не спасает — после очередной потасовки Колю в качестве наказания заставляют отдраивать класс физики. Там он залезает в подсобку и находит странную штуковину, которая телепортирует его на сто лет вперед.
Но вдоволь налюбоваться красотами похорошевшей Москвы у бедолаги не получается. Он становится объектом охоты космических пиратов — Весельчака У и телепата Глота, которым позарез нужен найденный Колей девайс. Спасать заблудившегося во времени школьника берется девочка с розовыми волосами — его ровесница Алиса Селезнева.
Самое сильное и в то же время самое слабое место нового продюсерского проекта Федора Бондарчука в том, что «Сто лет тому вперед» не связан узами кровного родства с текстами Кира Булычева. Это не ремейк или не сиквел «Гостьи из будущего» и «Тайны третьей планеты»: у них сценарист Андрей Золотарев и режиссер Александр Андрющенко позаимствовали только имена персонажей и основной квест, связанный с прыжками во времени и космическими пиратами. В остальном они пошли собственным путем и сочинили абсолютно самостоятельную историю, развивающуюся по законам современных подростковых блокбастеров, а не советской фантастики. Фанатов Булычева такой подход как минимум должен насторожить, но тем не менее он себя оправдал.
У Александра Андрющенко и продюсерской команды получился убедительный масштабный аттракцион, выполненный на высоком техническом уровне. Целевая аудитория проекта — подростки и молодежь, поэтому возраст героев был поднят до 16-17 лет, что дает возможность прописать между ними романтическую линию. Большое количество экшен-сцен, оригинальных и даже обаятельных благодаря нестандартному поведению героя Саши Петрова (Весельчак У), клиповый монтаж, высокая (иногда чересчур) плотность событий, добротная компьютерная графика — все это превращает «Сто лет тому вперед» в симпатичное кино для молодой аудитории, в частности и хорошо знакомой с комиксами.
Не спорит фильм и с основными тенденциями современного массового кино. Например, в нем очевиден культ сильной героини: девочки и женщины на экране явно превосходят мужчин. Причем это ощущается не только в паре Коля/Алиса, где физическое превосходство Селезневой легко объясняется ультраэффективными методиками тренировок XXII века. Мать Алисы (Виктория Исакова) по многим параметрам сильнее ее отца (Константин Хабенский) — именно она, а не воины мужского пола, способна дать взбучку космическим пиратам и другим неприятелям.
Персонажи тоже изменились. Розоволосая Алиса (Даша Верещагина) совсем не похожа на Наташу Гусеву из «Гостьи из будущего»: если у той основной чертой внешности и характера была милота, то здесь к симпатичному лицу добавляется железный характер и упрямство — то, что перед нами боец, видно с первого кадра. Но, конечно, сильнее других героев внимание притягивает Весельчак У: по сути, весь фильм — это актерский бенефис Саши Петрова, отвечающего за комедийную составляющую проекта. Получился абсолютно нестандартный балагур-убийца, который не перестает куражиться даже на смертном одре. На его фоне остальные персонажи теряют яркость: особенно подельник, могущественный телепат Глот (Юрий Борисов), который кажется ледяной статуей рядом с вечно меняющимся и хохочущим Весельчаком.
И все-таки без слабых мест не обошлось. К середине фильм начинает пробуксовывать: несмотря на высокую концентрацию событий, часть из них предсказуема, а разговоры о том, что «надо спасать физичку», не кажутся убедительными. Да и на реальных школьников герои не слишком похожи, поэтому зрители-подростки вряд ли будут воспринимать их как «своих». Впрочем, каких-то более серьезных претензий к фильму у них, скорее всего, не будет.