Фильм Субстанция (Великобритания, 2024): трейлер, актеры и рецензии на кино
5.0/5

Субстанция (2024 год)

The Substance   18+

Страна
Великобритания
Длительность
140 мин.
Премьера в мире
19.05.2024
Премьера в России
19.09.2024

О фильме

Слава голливудской звезды Элизабет Спаркл осталась в прошлом, хоть она все еще ведет популярное фитнес-шоу на телевидении. Когда ее передачу собираются перезапустить с новой звездой, Элизабет решает принять уникальный препарат «Субстанция». Так на свет появляется молодая и сексуальная Сью. Однако у совершенства есть своя цена, и расплата не заставит себя долго ждать.

Актеры

Рецензия на фильм

Требуха по-каннски: рецензия на фильм «Субстанция»


19 сентября в российский прокат выходит боди-хоррор французской постановщицы Корали Фаржа «Субстанция» — один из лучших фильмов Каннского кинофестиваля 2024 года, завоевавший приз за лучший сценарий. Редактор рубрики «Кино» Дмитрий Евстратов делится своими впечатлениями о картине и рассказывает, почему премьера экспериментальной и физиологичной «Субстанции» — едва ли не главное кинособытие года.

В жизни Элизабет Спаркл (Деми Мур) до некоторых пор было все прекрасно: красные дорожки, крупные контракты, звезда на Аллее славы. Однако со временем ее стали забывать. Она все еще ведет фитнес-шоу на ТВ, но продюсер, комичный эйджист и сексист с говорящим именем Харви (блистательная роль Денниса Куэйда), в открытую намеревается ее заменить. Элизабет решается на отчаянные меры и принимает экспериментальный препарат «Субстанция», который в буквальном смысле запускает процесс деления и рождает новую, молодую версию человека. Так из Элизабет на свет появляется совершенная Сью (Маргарет Куолли) — девушка, которую искала индустрия. У препарата, впрочем, есть несколько побочных эффектов и условий применения. Элизабет приходится возвращаться в свое «старое» тело на семь дней, чтобы после этого на неделю стать молодой Сью. Соблазн вновь побыть сексуальной и успешной приводит к страшнейшим последствиям — ментальным и физиологическим.

Участие боди-хорроров в программе Каннского кинофестиваля, в общем-то, не редкость. Дэвид Кроненберг, работающий в жанре уже более 40 лет, стал завсегдатаем смотра на Лазурном берегу, а в 2021 году «Золотую пальмовую ветвь» и вовсе сенсационно получил «Титан» Жюлии Дюкорно. В этом году встряхнуть каннскую публику — фестивальные боди-хорроры делают это, пожалуй, лучше всего — удалось француженке Корали Фаржа. Для нее «Субстанция» стала лишь вторым полнометражным проектом после тепло принятого прессой, но не зрителями rape-revenge-триллера (месть за изнасилование) «Выжившая». Обычно режиссеры дебютируют в Каннах во второстепенных программах, вроде «Особого взгляда», но картина Фаржа сразу же попала в основной конкурс: сработала магия имен Деми Мур и Маргарет Куолли, а отборщики высоко оценили эксперимент — то, за чем фестиваль всегда и охотился.

Эксперимент этот скорее форменный, чем содержательный. Проблематика «Субстанции» проста и прозрачна: Фаржа высказывается об извращенных требованиях общества к красоте, о растущей с возрастом нелюбви к своему телу и изначально обреченных на провал попытках продлить молодость. Да и выводы фильм предложит все те же — природу не победишь, поменять можно только личное и социальное отношение к телу и возрасту. 

«Субстанция» устроена таким образом, что на первый план вместо диалогов выходят стиль, визуальные решения и физиологические трансформации главных героинь. В кадре преобладают ярко-ядовитые цвета и крупные планы. Это и неудивительно — оператором ленты выступил Бенджамин Кракун, снявший «Девушку, подающую надежды». В «Субстанции» его взор становится особенно едким: чавкающий и переламывающий хребты креветкам Деннис Куэйд, летающие по модной квартире потроха во время готовки требухи по-каннски, триумф розового цвета — кричащий визуальный ряд фильма, подкрепленный динамичным монтажом, останется в памяти надолго. 

Еще одна удивительная особенность картины Фаржа — соседство тошнотворного и гомерически смешного. За последнее отвечает карикатурный герой Денниса Куэйда, постоянно появляющийся из глубины кадра и занимающий все его пространство. Однако сатира в «Субстанции» выходит за рамки одного лишь его персонажа. В гротескном киноязыке француженки заметно влияние как боди-хорроров Кроненберга («Муха»), так и другой кино- и ТВ-классики: Кубрика, Карпентера, Полански и даже фитнес-программы с Джейн Фондой из 1980-х. На этом фундаменте Фаржа и выстраивает свою актуальную и невероятно увлекательную провокацию, важная часть которой — дуэт Деми Мур и Маргарет Куолли. 

Для 61-летней Мур роль в «Субстанции» стала такой же важной, как «Рестлер» для Микки Рурка или «Бердман» для Майкла Китона. Самоирония актрисы не знает границ — будучи секс-символом и звездой Голливуда 1990-х, со временем Мур, как и ее героиня, почти пропала с больших экранов, но сумела вернуться со своей лучшей ролью за несколько десятилетий. В кадре Элизабет претерпевает не только физиологические изменения, становясь мерзким чудовищем, от которого, кажется, вот-вот можно услышать: «Голлум, Голлум!», — но и ментальную трансформацию, то и дело метаясь между решением покончить с молодой версией себя или дать ей еще один шанс. 

То же самое касается и Маргарет Куолли. В первой половине тело ее героини в погоне за рейтингами эксплуатируют продюсеры, а она, в свою очередь, пользуется телом Элизабет, чтобы продлить молодость. Фаржа бьет по женской объективации ее же оружием — камера смакует тело Куолли в моменты ее побед, мгновенно превращая актрису в секс-символ современного кино, и откровенно насмехается в периоды неудач. 

Несмотря на то, что «Субстанция» кажется совсем не «оскаровским» форматом, в грядущем наградном киносезоне она должна изрядно помелькать перед увлеченным зрителем и профессиональным сообществом. По крайней мере, достижения актерского трио и технические решения точно должны быть отмечены академией. Но эти пересуды еще впереди, а пока нарочито вульгарная и провокационная лента Корали Фаржа выходит в России — вероятно, фильма, ближе «Субстанции» подошедшего к званию мгновенной классики, в этом году в отечественных кинотеатрах не появлялось. 

Открыть рецензию

Трейлер

Кадры из фильмa