- Страна
- США
- Режиссер/Постановщик
- Джастин Бенсон, Аарон Мурхед
- Длительность
- 116 мин.
- Премьера в мире
- 10 ноября 2022 г.
О фильме
Актеры
Рецензия на фильм
«Сверхъестественное. Знаки». Что-то в грязи
После беглого знакомства соседи Ливай (Джастин Бенсон) и Джон (Аарон Мурхед) становятся свидетелями паранормальной активности, когда по съемной квартире одного из них начинает летать стеклянная пепельница. Приятели тут же решают поделиться своей находкой со всем миром и договариваются заснять необъяснимую аномалию на камеру. В своем нездоровом стремлении доказать существование сверхъестественного и отхватить кусочек славы режиссеры-дилетанты чересчур увлекаются съемочным процессом и не замечают предупреждающие об опасности знаки.
Стилизованный под документалистику новый полнометражный проект жанровых инди-звезд Джастина Бенсона и Аарона Мурхеда ознаменовал возвращение самобытных творцов к истокам. Как и дебютная «Ломка», новинка снималась в ограниченном пространстве с двумя центральными персонажами, а над ее созданием работали в узком кругу друзей. Нанимать актеров на главные роли Бенсон и Мурхед не стали и сами сыграли в фильме — то есть провернули тот же фокус, что и с вышедшим несколько лет назад «Паранормальным». Особенно радует, что даже после больших студийных проектов вроде «Лунного рыцаря» и «Грани времени» независимые андеграунд-постановщики продолжают «делать кино с друзьями» и выпускать кино для своих фанатов.
Возвращаться в начало — это всегда определенный риск. Важно не упасть в грязь лицом и сделать как минимум не хуже. Переплюнуть самих себя Бенсону и Мурхеду пусть и не удалось, но создать еще один изобретательный и хороший фильм они как-то ухитрились.Для тех, кто не знаком с творчеством гаражных постановщиков и не готов к ироничному стебу над разными жанрами, завлекалово с адаптированным названием и поверхностным описанием фильма может сыграть злую шутку. Если формально творчество друзей-режиссеров классифицируют как сай-фай ужасы, то на деле полнометражные проекты любимчиков «Сандэнса» сложно вписать в рамки типичной фантастики или хоррора. Последние десять лет креативный дуэт переосмысливает жанр и создает уникальные шедевры по оригинальной формуле, которая пусть и содержит какую-то мистическую чертовщину, но оставляет ее незримой для зрителя. Основной фокус при этом Мурхед и Бенсон делают на натурализме в диалогах и естественной актерской игре, что в сочетании с низкими бюджетами корнями уходит к мамблкору.
Отдельного разговора заслуживает локализованное название новинки, которое не имеет ничего общего с оригиналом и сильно дешевит картину. На самом деле фильм называется Something in the Dirt — то есть дословно «Что-то в грязи» или «Что-то в земле». От неудачно выбранного русскоязычного словосочетания «Сверхъестественное. Знаки» чувствуется неприятный запах прошловековой хоррор-фантастики, которая вкупе с космическим рисунком на постере создает впечатление очередной шаблонной чуши про круги на полях или брутальных охотников за нечистью. Вместо этого зритель получает ироничную пародию на документальное кино с большим количеством забавных диалогов и массой сложных вопросов, так и оставленных без ответов. К слову, мистика с переиначиванием названий проектов инди-тандема происходит не в первый раз. Например, их топовый The Endless у нас зачем-то обозвали «Паранормальным», а проходной Synchronic превратили в «Грань времени». Вот и получается, что почти идеальный по форме и содержанию новый фильм Бенсона и Мурхеда — это долгожданная забугорная посылка, которая при транспортировке лишилась фирменной упаковки и пришла в обычном целлофановом пакете. И вроде бы не критично, но все равно неприятно.
Знакомство с героями фильма «Сверхъестественное. Знаки» происходит благодаря разговорам двух соседей. В промежутках между построением диких конспирологических теорий и обсуждением феномена летающей пепельницы приятели рассказывают истории из жизни и лучше узнают друг друга. Подобно персонажам из «Паранормального» Джастин и Аарон снова примеряют образы обычных лузеров. Сорокалетний бармен Ливай (Бенсон) десять лет назад приехал покорять Лос-Анджелес, но так ничего и не добился. Его единственная заслуга — принудительное «волонтерство» в детском приюте и снятый на телефон милейший койот. Джон (Мурхед) — нищий фотограф, который живет на деньги своего бывшего мужа и перебивается тем, что заряжает электросамокаты. Неудивительно, что появление необъяснимой загадки соседи-неудачники тут же наделяют особым смыслом, ведь это их единственный шанс добиться успеха и сделать что-то значимое.
За годы работы в кино самобытные DIY-мастера создали собственную ни на что не похожую вселенную с временными петлями, красными дурманящими цветами и общающимся с помощью фотографий и кассет незримым монстром. Повествование дебютной «Ломки» велось от лица двух приятелей, застрявших в убогой хижине по прихоти странного неизвестного существа. В «Паранормальном» необъяснимое зло вернулось, когда два брата (их сыграли сами Бенсон и Мурхед) решили проведать старых знакомых из секты. Сюжетную линию первого фильма режиссеры ловко вписали в сценарий второго — так родилась своеобразная дилогия.
На радость фанатов действие «Сверхъестественное. Знаки» разворачивается в той же киновселенной. Впрочем, прямым продолжением новую историю назвать сложно. К сожалению, спрятанные пасхалки к прошлым картинам оказались не более чем приятным бонусом. Сложно представить, как Бенсон и Мурхед могли бы связать три истории напрямую, но это именно то, чего ждешь от креативных фильммейкеров. Если бы друзьям удалось объяснить события новой ленты, задействовав уже рассказанные события из прошлых — получилось бы на десять из десяти. Как самостоятельная картина Something in the Dirt тоже работает неплохо, но все же ее успех частично оправдан отсылками к хитовой дилогии и химией между исполнителями.
«Сверхъестественное. Знаки» — это уникальное и искусно сложенное кино. Пугающее, волнующее, местами даже смешное. Новинку точно оценят поклонники самобытного творческого дуэта Бенсон — Мурхед. Если вы к ним еще не относитесь, то самое время это исправить.