Фильм Тетрис (Великобритания, США, 2023): трейлер, актеры и рецензии на кино
3.0/5

Тетрис (2023 год)

Tetris

Страна
Великобритания, США
Режиссер/Постановщик
Джон С. Бейрд
Длительность
118 мин.
Премьера в мире
15 марта 2023 г.

О фильме

Бизнесмен Хенк Роджерс покупает права на дистрибуцию видеоигры "Тетрис", после того как увидел ее на выставке в Лас-Вегасе в 1998 году. А чтобы лицензировать игру на новой популярной игровой системе Nintendo, предприниматель решается сам поехать в Москву.

Актеры

Рецензия на фильм

«Тетрис». Приключения иностранцев в перестроечной Москве


1988 год. Предприниматель Хэнк Роджерс (Тэрон Эджертон) в очередной раз терпит крах – недавно купленная им игра «Го» для персональных компьютеров оказалась никому не нужной. Тем не менее выставка в Лас-Вегасе не проходит для него зря. Он узнает об игре «Тетрис», которая, по его мнению, может взорвать рынок видеоигр. Создана она советским программистом Алексеем Пажитновым (Никита Ефремов).

Если с разработчиком игры все ясно, то найти того, кто владеет правами на нее вне СССР попросту невозможно – то ли это британский бизнесмен-скряга Стайн (Тоби Джонс), то ли медиагигант Mirrorsoft, которым владеет близкий друг Горбачева Роберт Максвелл (Роджер Аллам). А, может, правами не обладает никто – Хэнк решает отправиться в постепенно рушащийся Советский Союз и узнать это самостоятельно. Он бегает из одного кабинета в другой, встречается с «добрыми» и «злыми» русскими, несколько раз оказывается в смертельной опасности и обнаруживает, что таким же путем пошел не только он.

О создании фильма о видеоигре «Тетрис» впервые стало известно еще в 2020 году, когда исполнитель главной роли Тэрон Эджертон поведал, что картина будет не совсем такой, какой ее представляли фанаты. Экранизировать «Тетрис» – значит попасть в ловушку «Пикселей», снять байопик о разработчике игры – окунуться в бесконечные жанровые повторения. Режиссер Джон С. Бейрд (автор «Грязи» с Джеймсом Макэвоем) поступил иначе. Он решил воспользоваться опытом Дэвида Финчера и снять свою «Социальную сеть» – картину о чуть ли не смертельной битве за права на игру.«Социальной сети» у него, конечно, не получилось, но динамичное и увлекательное кино – точно. В каком-то смысле экранизация игры у Бейрда все же вышла. Структура фильма напоминает видеоигру, у которой есть свои герои (их лента представляет 8-битными фрагментами с появляющейся надписью «Player 1, 2, 3…») и уровни. Каждый уровень – решающая поездка Хэнка в Советский Союз, США, Японию в погоне за правами на «Тетрис». И в каждой, само собой, есть свой босс. Если заговорить капиталистов ему не составляет труда, то справиться с таинственными коммунистами и уж тем более с собственной семьей – задача куда более затейливая.

На перестроечную Москву без слез не взглянешь. Чаще это будут слезы смеха. Для отечественного зрителя, воспитанного на «Красной жаре» со Шварценеггером, местная «клюква» скорее всего покажется витамином веселья: зализанные братки, открывающие двери в 1990-е, карикатурные чекисты, шапки-ушанки, серые улицы безликой, совершенно не похожей на себя Москвы. От всего этого, грубого, пошлого, стереотипного «Тетрису» избавиться не удается. Правда, режиссер Джон С. Бейрд, кажется, к этому не слишком-то и стремится. Вольно или невольно ему удается высмеять и коммунистический, и капиталистический строй, причем достойных представителей последнего здесь еще нужно поискать, а советских людей с большим сердцем видно издалека: и талантливый программист Пажитнов, и стоящая за свою страну горой переводчица Саша, и принципиальный директор государственной компании «Элорг» Николай Беликов.

Живой и предприимчивый Хэнк в исполнении усатого Тэрона Эджертона не присоединяется к этим лагерям, а выступает человеком мира, соединяющим два образа жизни. Он родился в Нидерландах, учился в США, живет в Японии. Именно таким людям удается разрушать стереотипы, находить светлое там, где его почти нет, строить связи, о которых раньше можно было только мечтать. И делать все это под саундтрек, состоящий из песен и музыки с двух полюсов: с одной стороны, это «Коробейники» и «Калинка-малинка» (как же без них?), а с другой, западные хиты – Holding Out for a Hero Бонни Тайлер (в японской и русской версиях), Heart of Glass от Blondie и величественный гимн свободе The Final Countdown от Europe.

В конечном итоге зрителю, особенно отечественному, придется выбирать одну из двух стихий, которые сталкиваются в «Тетрисе». Либо поддаться бешеной, безумно динамичной кабинетной битве за права на игру в духе «Социальной сети», либо запутаться в развесистой клюкве. Те, кто выберет второй путь, картину Бейрда явно не оценят, а вот тем, кто решит пройти по первой дороге, относясь ко второй «с пониманием» и улыбкой, откроются очевидные прелести «Тетриса» – его бесконечный драйв и трогательная история о людях, которые, не взирая на обстоятельства, находят ключики к партнерству, дружбе и миру.

Открыть рецензию

Трейлер

Кадры из фильмa

Фильм в коллекциях