О фильме
Актеры
Рецензия на фильм
«Топ Ган: Мэверик». У Тома Круза не отнять небо
Первоклассный пилот Мэверик (Том Круз) окончил элитное летное училище больше 30 лет назад, но до сих пор горит своим делом. Настолько, что имея все необходимые рекомендации и заслуги для повышения остается капитаном и работает летчиком-испытателем, рискуя своей жизнью на каждой смене. Безумцу Мэву многое сходит с рук благодаря покровительству хорошего друга-сокурсника Айсмена (Вэл Килмер), но однажды героя все-таки выгоняют из зоны комфорта. Ему предстоит вернуться к должности инструктора, чтобы подготовить отряд молодых пилотов для практически невыполнимой миссии.
В 1986 году «Топ Ган» (в России больше известен как «Лучший стрелок») превратил совсем молодого Тома Круза в экшен-звезду — уже потом он снялся в первой «Миссии: невыполнима» и окончательно трансформировался в того Круза, которого мы знаем и уважаем. То, что актер вернулся к истокам, выглядит как красивый символический жест: Тому уже почти 60, за «Оскаром» он явно не гонится — так что, видимо, потихоньку подводит итоги блестящей актерской карьеры. «Топ Ган: Мэверик», в отличие от других неожиданных возрождений классических хитов, не выглядит как нелепая попытка сделать франшизу из громкого бренда. Это очень личный блокбастер, буквально экшен-бенефис.
Например, в первом фильме молодому Мэверику было толком нечего сказать зрителю: он просто круто летал, чтобы показать миру свое мастерство, и где-то между строк горевал по погибшему отцу и добивался сердца неприступной инструкторши. У повзрослевшего героя уже куда более яркая и вызывающая уважение миссия: Мэверик-Круз собрался наглядно всем продемонстрировать, что людей нельзя заменить машинами, а терпение и труд все перетрут. Только аргумент у него прежний — высший пилотаж.
Причем искренность посыла фильма достигается не столько диалогами, сколько на мета-уровне. Разумеется, подписываясь на проект, Том Круз потребовал, чтобы сцены полетов снимались без использования компьютерной графики — не зря же он в реальности стал опытным пилотом. И действительно, даже в самых безумных и в буквальном смысле головокружительных сценах совсем не чувствуется фальши, а только честное мастерство с долей безрассудства. Скажем, в каких-нибудь последних «Форсажах» на экране происходят гораздо более абсурдные и невероятные вещи, но они не способны вызвать и четверти эмоций от простого тренировочного полета в «Мэверике».
Вездесущий пуризм экшен-сцен фильма прекрасно перекликается и с общей манерой съемки: здесь все сделано по канонам летних блокбастеров конца 80-х. Похожий саундтрек, такая же цветокорреция, полное отсутствие постмодернистских элементов в повествовании. В первые минуты «Мэверик» вообще практически покадрово воспроизводит оригинальную ленту от вступительного текста до сцены со взлетом самолетов. После чего вполне естественным образом эволюционирует в похожий по духу, но куда более удачно структурированный фильм, где нет лишних сюжетных линий и даже эмоциональных провисаний. Ну а в финальном акте «Мэверик» даже немного напоминает «Миссию: невыполнима». Потому киносеанс ощущается еще и двухчасовых экскурсом по вехам карьеры Тома Круза — и увиденное вызывает неподдельное восхищение.