Рецензия на фильм Удивительная миссис Мэй, отзывы критиков о кинофильме The Children Act, все актеры | Time Out
3.0/5

Удивительная миссис Мэй (2020 год)

The Children Act   18+

Страна
Великобритания, США
Режиссер/Постановщик
Ричард Эйр
Длительность
105 мин.
Премьера в мире
03 августа 2020 г.

О фильме

Фиона Мэй успешно работает в Верховном суде Лондона — к ней попадают сложнейшие дела по вопросам семьи. Судья выносит по ним мудрые решения, которые высоко ценят в профессиональной среде. Однако подъем на верхушку карьерной лестницы стоил Мэй личной жизни: ее брак с американским профессором распадается. В это же время судья сталкивается с очередным сложным делом: мальчик по имени Адам умирает, но из религиозных соображений отказывается от переливания крови. Должна ли Мэй заставлять его жить, если сам он этого не хочет?

Актеры

Рецензия на фильм

«Удивительная миссис Мэй»: Трагедия по-британски


Фиона Мэй — судья, специализирующаяся на вопросах о детях, страдающих особо тяжелыми недугами. Она беспристрастна и всегда руководствуется правилом наименьшего ущерба: в начале фильма она дает указание «разъединить» двух сиамских близнецов, чтобы хотя бы один из них смог выжить. В газетах ее называют убийцей, но ей все равно — это часть ее работы. Однажды к ней на рассмотрение попадает дело о 17-летнем мальчике из семейства иеговистов, которому срочно требуется переливание крови, от чего он категорически отказывается, боясь гнева богобоязненных родителей. Руководствуясь знаменитым «законом о детях» 1989 года, Мэй принимает решение сделать Адаму переливание. Парень выживает — и начинает преследовать своего нового кумира повсюду, желая выразить благодарность, но судья отвергает его внимание. Это решение становится роковым.

Переводить оригинальное «Закон о детях» (The Children Act) как «Удивительная миссис Мэй»(зел) — в некотором роде насмешка. Аналогия с комедийным сериалом для фильма про совершенно несмешную ситуацию, навевающую воспоминания о трагедии 11-месячного британца Чарли Гарда, за три года до смерти которого вышла одноименная книга Иэна МакЮэна — слегка вульгарно. Но ладно, пути прокатные неисповедимы. Что же касается самой картины, то перед нами классическая британская драма, выхолощенная и вычерченная по линейке — придраться к чему-то будет довольно сложно. Прямо как к ее героине, Фионе Мэй, железной леди с непробиваемым кодексом, которая стоически выдерживает судебный процесс за процессом без выходных. Супруг протагонистки, простой преподаватель вуза, скоро заявляет ей, что собирается завести любовницу — раз уж работа забрала его жену окончательно. Примерно так же хочется сказать и о фильме: дорогая, ты прекрасна, но твоя абсолютная духовность превращает тебя из женщины в доску почета. А то и в ярмарку тщеславия.

Питер Эйр — талантливый британский постановщик, работавший со множеством знаковых артистов от Джуди Денч и Кейт Бланшетт до Лиама Нисона. Как хороший театрал, он умеет «расшевелить» артиста, но, как закоренелый же телевизионщик, он иногда достигает этого слишком актерскими, а не режиссерскими методами. Можно восхищаться чувственностью его фильмов — эмоциональный и дерзкий «Скандальный дневник», утонченная «Красота по-английски», по-шекспировски шикарно обставленная, бьющая наотмашь, как ремнем, «Айрис». Но они все равно напоминают именно театр: перемена локаций ничего не дает, чопорная литературность совершенно английских, «чайных» диалогов подчеркивается средними и общими планами говорящих людей, а близкие работают, что называется, в лоб — чтобы зритель получше разглядел эмоции хороших актеров.

«Удивительную миссис Мэй» постиг тот же недуг — кино прекрасное, но смотреть его совершенно невозможно. Скучный формализм консерватора Эйра стравливает между собой двух разочарованных в жизни супругов, героиню и ее мужа, и те выспренно, заламывая руки, пытаются пояснить зрителю побочный конфликт фильма, который рифмуется с основным. Дескать, детей-то у Фионы нет, да и как им быть, когда она даже не задумывается о том, что без родительской поддержки жизнь ребенка лишена смысла. Ну и не спит с мужем, конечно. Свою героиню Эмма Томпсон, благородная актриса, отыгрывает на пять с плюсом — как будто прямо сейчас не в камеру смотрит, а в зрительный зал. Режиссер даже не пытается использовать выразительные средства кинематографа: никаких эффектов Кулешова, неожиданных ассоциаций, ярких деталей или выразительных углов съемки. Ничего такого, что не заставит «привинчивать» друг к другу идеально разыгранные, но мало связанные между собой проблемы героев.

Такое кино обладает удивительным гипнотическим эффектом — сродни подслушиванию разговора плохо знакомых, но очень интересных тебе людей, а то и подглядывания за ними в зеркало или соседское окно через бинокль. Но здесь все слишком уж по-английски вылизано: ни одной неправильной эмоции, ни единого лишнего движения камеры. Наблюдать за жизнью достопочтенных британских господ чертовски интересно — при условии, что вы готовы представить себе историю, у которой был огромный кинематографический потенциал, разыгранной на сцене лучших лондонских театров. Ассоциация неслучайна: мы будто разглядываем при помощи все того же театрального бинокля идеально выверенную, по нотам разыгранную постановку. И совсем не по-киношному, так, что потом будешь вечно вспоминать, как усмотрел что-то, плохо передаваемое словами — а словно торжественно, с помпой, смотришь с широко закрытыми (от сна) глазами на греческую трагедию с хором и плакальщицами.

Но когда мы идем в кино, хочется видеть не только идеальные декорации, красиво подстаренную Томпсон и академически прекрасного, будто отутюженного Стэнли Туччи. Хочется неожиданных деталей — каких-то мелочей, которые визуально, без проговаривания вслух, подчеркнут надломленный супружеский быт супругов Мэй. Как гитара, что незаметно для зрительского глаза притаилась в койке больного Адама, и которую ему протягивают, чтобы сыграть мелодию на стихи Йейтса. Ведь, в конце концов, это как раз-таки кино о непонимании традиционной буржуазной прослойки высшей знати того, что чувствуют и хотят обычные, не обремененные вопросами высокой морали люди. Для которых вера порой может быть ценнее любого блага, важнее чем стихи Йейтса. Как нечто, что наверняка останется с ними, даже после их смерти. Роман МакЮэна задает непростые вопросы — и не факт, что зритель подберет правильный ответ. Но для того, чтобы этими вопросами задаться, еще предстоит перетерпеть вереницы диалогов слишком красивых артистов в слишком красивых декорациях.

Открыть рецензию

Кадры из фильмa