Все кантаты Баха
О мероприятии
27 сентября Collegium Musicum представляет новый концерт в Кафедральном соборе Святых Петра и Павла.
Бах в Лейпциге: парные кантаты Сезон третий. Концерт пятый.
Федор Строганов, орган
Ансамбль Collegium Musicum
Художественный руководитель и дирижер – Олег Романенко
Collegium Musicum продолжает грандиозный проект, в рамках которого все кантаты Баха звучат на исторических инструментах в пространстве собора с комментариями крупнейшего знатока духовной музыки Романа Насонова. Четвертый сезон проекта продолжает тему парных кантат: слушатели могут сравнить два сочинения, написанных на один и тот же праздник, оценить богатство фантазии и глубину религиозно-философской мысли композитора. 27 сентября прозвучат две кантаты на 14-е воскресенье по Троице.
Превосходная кантата № 78 «Jesu, der du meine Seele» («О Иисусе, душу Ты мою») впервые прозвучала в Лейпциге 10 сентября 1724 года. Шел второй год работы Баха на новом посту и он определенно хотел произвести сильное впечатление на публику. Кантата потрясает контрастами: скорбный начальный хор, сопоставимый по глубине религиозного чувства с первым хором «Страстей по Матфею», переходит в радостной возбуждение элегантного дуэта сопрано и альта, драматичный речитатив тенора (не уступающий монологам Евангелиста из «Страстей») – в светлую пастораль арии с солирующей флейтой.
Начальный хор стоит в ряду возвышенно-трагических сочинений Баха. Это пассакалья на неизменную тему – фигуру passus duriusculus, символ страдания и смерти; ее Бах использовал в кантатах № 4 «Христос лежал в пеленах смерти» («Christ lag in Todesbanden») and № 12 «Стенанья, плач, заботы и тревоги» («Weinen, Klagen,Sorgen, Zagen»), а также в Crucifixus («Распят») в Мессе си минор. В кантате № 78 фигура passus duriusculusпроходит 27 раз, личное для Баха число, сумма числовых значений инициалов его имени.
Кантата № 17 «Wer Dank opfert, der preiset mich» («Кто приносит жертву хвалы, тот чтит Меня») прозвучала через два года, 22 сентября 1726-го. Если кантата № 78 пронизана предчувствием смерти Христа, но №17 – благодарственный гимн. Ее текст основан на чтении дня – рассказе об исцелении десяти прокаженных. Два раздела кантаты открываются цитатами: первая – стихом из Псалма 50 (49), вторая – ключевой фразой из Евангелия «Один из них, увидев, что он исцелен, возвратился, во весь голос славя Бога, и, пав ниц у ног Его, стал благодарить Его, а он был самарянин».
Ансамбль Collegium Musicum в своем творчестве обращается к сочинениям высокого барокко, и в первую очередь к произведениям Баха. В его составе московские музыканты, выпускники ведущих столичных музыкальных ВУЗов, специализирующиеся на старинной музыке. Осенью 2017 г. ансамбль начал грандиозный духовно-просветительский проект «Все кантаты Баха с Романом Насоновым». Впервые в России прозвучат все кантаты великого немецкого композитора, причем в исполнении одного ансамбля и в одном пространстве — Кафедральной соборе Святых Петра и Павла. Художественный руководитель и дирижер ансамбля Олег Романенко.
Олег Романенко — дирижер, выпускник Московской консерватории им. Чайковского (2008); искусство симфонического дирижирования совершенствовал под руководством Т. Курентзиса, работал с оркестром MusicAeterna и хором New Siberian Singers. В 2007 г. создал Московский ансамбль солистов Vocalitis, с которым успешно гастролировал в Австрии, Германии, Италии и США, исполняя русскую и европейскую хоровую музыку, записал два CD. В 2008 г. создал Камерную капеллу «Soli Deo Gloria». Под его управлением прозвучали сочинения Генделя, И. С. Баха, Гайдна, российская премьера оратории «Смерть и воскресенье» Э. Шэве, «Страсти по Матфею» митрополита Илариона (Алфеева). В настоящее время — директор Благотворительного фонда Collegium Musicum, художественный руководитель Международного фестиваля духовной музыки «Адвент», основатель, художественный руководитель и дирижер ансамбля Collegium Musicum. Автор идеи, музыкальный руководитель и дирижер уникального духовно-просветительского проекта «Все кантаты Баха с Романом Насоновым».
Федор Строганов (орган) — известный российский органист, клавесинист, композитор, доцент Московской консерватории, член Союза композиторов России. Лауреат I Международного конкурса органистов им. О. Г. Янченко (2002). Много лет ведет обширную концертную деятельность, исполняя органные произведения композиторов разных эпох, а также собственные сочинения. Стажировался в Парижской национальной консерватории как органист и композитор. Сотрудничает со многими всемирно известными коллективами, постоянный участник фестивалей в России и за рубежом, в том числе «Московская осень», фестиваль Гайдна в Айзенштадте, Моцарта в Вюрцбурге, «Vired Strings» в Сан-Франциско, «Органные вечера в Кусково» и мн. др.
Роман Насонов — российский музыковед, ученик Ю. Н. Холопова и М. А. Сапонова, доцент кафедры истории зарубежной музыки Московской консерватории. Также работает на кафедре литературно-художественной критики факультета журналистики Московского университета. Постоянный участник просветительских передач на радио и телевидении, автор просветительских лекций на портале «Магистерия» (magisteria.ru). Как ученый-исследователь занимается широким кругом научных проблем: историей западноевропейской духовной музыки XVI–XVIII веков, музыкальной теорией Барокко, историей западноевропейского музыкального театра. Цель творчества: осмыслить духовное измерение европейской музыки Нового времени и развитие идей, формирующих ее историю.
В программе:
Кантаты на 14-е воскресенье по Троице
№ 78 «Jesu, der du meine Seele» («О Иисусе! душу Ты мою»)
№ 17 «Wer Dank opfert, der preiset mich» («Кто приносит жертву хвалы, тот чтит Меня»