О фильме
Актеры
Рецензия на фильм
«Все прошло хорошо». Свет в конце тоннеля
Эммануэль (в исполнении прекрасной Софи Марсо) отрывает от работы неожиданный звонок из больницы — у отца инсульт. Вместе с сестрой они обнаруживают мужчину в тяжелом состоянии: его лицо исказилось, рука обездвижена. Месяцы лечения приносят заметный результат, но Андре больше не чувствует себя собой и просит «помочь ему с этим покончить». Сестры проходят весь путь — от отрицания до организации запрещенной во Франции эвтаназии.
Тема смерти — одна из основополагающих в творчестве Озона. Уже в первую короткометражную работу «Семейная фотография» он пригласил собственную семью, которая по сюжету оказывается убита их сыном. Почти в каждой последующей картине Озона герои будут умирать. Однако прощание с жизнью для него никогда не было темой для романтизации — это лишь один из этапов, которые проходят все.
Отказавшись от привычного эпатажа, Озон создает чуть ли не процедуральную драму — освещает юридический путь проведения эвтаназии с отъездом в Швейцарию и заполнением необходимых документов. Режиссер не призывает зрителя к дискуссии о легализации медицинской практики, хотя этот вопрос остро стоит в европейских странах, а лишь документирует процесс. Аккуратное обращение с темой и насколько это возможно объективный подход связаны с личными переживаниями Озона. Фильм снят по автобиографической книге Эммануэль Бернейм — хорошей подруги и сценаристки его картин «Под песком», «Бассейн», «5×2» и «Рики». Несколько лет назад женщина умерла от рака, и этот фильм — возможность передать ее историю, почтить память близкого человека.
Озон не идеализирует Андре, отца Эммануэль, не старается вызвать чувство жалости у зрителя. Даже на смертном одре мужчина заглядывается на санитаров, а последний ужин хочет провести в ресторане, где работает самый красивый официант. Андре — гомосексуал, что привело к испорченным отношениям с женой и ее глубочайшей депрессии. Эммануэль же до сих пор не может отделаться от воспоминаний о его жестоком обращении с ней в детстве — сестры шутят, что Андре просто не интересны девочки. Упомянутые флэшбеки и детали, по сути, не имеют глобального значения для сюжета — это лишь завершающие штрихи к образу героев. Главное же в этом всем то, что дочери любят отца несмотря ни на что.
Озон демонстрирует любовь героев через незначительные детали. Когда Эммануэль дает отцу сэндвич, тот откусывает лишь раз — на большее сил не осталось. Остановившись у мусорного ведра, Эммануэль, не готовая смириться с быстрым угасанием Андре, кладет бутерброд в сумочку. Отныне она ассоциирует его с отцом, поэтому, когда состояние последнего ухудшается, дочь перекладывает сэндвич из сумки в холодильник. Однако после просьбы об эвтаназии Эммануэль чувствует обиду и легко отправляет недоеденный объект в мусорное ведро. Подобных деталей — милых, глупых, несуразных, смешных — в картине предостаточно. Из них складывается очарование и фильма, и жизни.
Андре настолько непоколебим в своем решении, что со спокойным лицом согласовывает дату смерти с праздниками и днями рождения дочерей — и подобный юмор висельника здесь повсюду. Например, когда мужчина узнает, что его намерение обойдется в 10 тысяч евро, то спрашивает: «А что же тогда делают бедняки?». «Они просто ждут», — подыгрывает Эммануэль. Чем ближе подходит смерть, тем живее чувствует себя Андре.
Разумеется, в идеальном плане находится трещина — и перевоз отца в Швейцарию становится целым приключением. И этот авантюрный дух вкупе с деликатным подходом к трагической истории делают «Все прошло хорошо» самой светлой картиной об эвтаназии и одной из лучших в фильмографии Озона.