- Страна
- Россия
- Режиссер/Постановщик
- Петр Тодоровский
- Длительность
- 101 мин.
- Премьера в мире
- 02 марта 2023 г.
О фильме
Актеры
Рецензия на фильм
Кино морального беспокойства
Что нужно мужчине для абсолютного счастья? Семья, дом, карьера? У Егора (Никита Ефремов) всех этих «атрибутов» в избытке: вместе с красавицей-женой Майей (Ирина Старшенбаум) он ведет мегапопулярную спортивную передачу, поэтому ни в славе, ни в деньгах не нуждается — они у него есть. Но однажды ночью он не вовремя выглядывает в окно, и зачем-то бежит спасать незнакомую девочку, которая отбивается от какого-то мерзавца. После этого вся его уютная жизнь трещит по швам: он решает, что цель его жизни — помогать людям. И все время проводит в больнице рядом с неизлечимо больными детьми…
Толчком к появлению «Здорового человека» стало чувство вины: режиссер и сценарист Петр Тодоровский (представитель третьего поколения знаменитой режиссерской династии) как-то ночью услышал за окном крики о помощи, вызвал полицию, но сам из дома не вышел. Чем закончилась та история, он не знает, но внутренняя убежденность в том, что он поступил неправильно, решив не выбираться из зоны комфорта, режиссера не покидала. В итоге он попытался представить, что могло бы произойти, прими он другое решение — и написал сценарий «Здорового человека».
Возможно, именно из-за этой предыстории фильм у Петра Тодоровского получился предельно честным. В его центре — сложный рефлексирующий персонаж, который внезапно заблудился в самом себе. Столкнувшись с кризисом среднего возраста, он решает, что его призвание — это волонтерства. Поэтому он натягивает на себя костюм Чебурека и идет в онкологическую клинику развлекать детей, у которых почти нет шансов на выздоровление, а потом присоединяется к движению «Лиза Алерт». Но до конца он никак не может понять, почему он так поступает. Потому что не может спокойно спать, если кому-то плохо? Или потому, что пытается повысить собственную самооценку? Заткнуть внутреннюю пустоту, с которой существует десяток лет? Или волонтерство дает ему яркое ощущение жизни, которого ему так не хватает? Но тогда это психологическая бездна, заглянуть в которую очень и очень страшно… И тем не менее, Егор заглядывает.
Не меньше вопросов у режиссера и к окружению Егора. Эти хорошие и отзывчивые люди с готовностью поддерживают инициативы Тихонова и искренне называют его героем. При этом они никак не могут понять, почему помогать другим нельзя в свободное от работы время? Почему на это нужно тратить все свои деньги и всего себя? Когда же Егор из-за волонтерства теряет семью и работу, они так же искренне вертят пальцами у виска, вешают на него ярлык сумасшедшего и стараются держаться от него подальше.
Собственно, те же вопросы Тодоровский транслирует и всем нам. Большинство современных людей считают себя хорошими — ведь они никого не убили, не ограбили, детей растят, деревья сажают — и даже могут сунуть 50 рублей старухе-нищенке у метро. Но достаточно ли этого для того, чтобы считать себя Человеком? Или наоборот: если кто-то не месит грязь сутками, пытаясь найти в лесу пропавшего ребенка, значит ли это, что он человек плохой? И можно ли считать токсичной женщину, которая не готова жертвовать собственным спокойствием ради незнакомых людей?
В фильме Тодоровского готовых ответов нет: на эти вопросы каждый зритель должен будет ответить сам. Зато симпатии режиссера сомнений не вызывают: они явно на стороне героя. Да, возможно, Егор идет не в ту сторону и никогда не найдет дорогу к свету. Но он точно знает, что, если никуда не идти — никуда не придешь. И, если ничего не менять, ничего не изменится — и ты до конца жизни будешь уютно гнить в своем маленьком комфортном болоте. А он на это уже не согласен.