- Страна
- Россия
- Режиссер/Постановщик
- Константин Статский
- Длительность
- 102 мин.
- Премьера в мире
- 17 ноября 2022 г.
О фильме
Актеры
Рецензия на фильм
«Жанна». Богатые тоже плачут
На первый взгляд, в жизни Жанны (Ксения Раппопорт) все прекрасно – обустроенная и свободная квартира в стиле модерн в центре Москвы, собственная торговая компания и страстный молодой любовник Андрей (Александр Новин). Однако за ширмой роскошной жизни скрывается одинокая душа, воспитанная без отца где-то в центре снежной деревенской России, прошедшая лихие 90-е с набитыми кулаками и глубокими ранами, полученными от околопреступного мира. Сегодня Жанна – жесткая и холодная руководительница, с которой произошло очередное несчастье. Андрей сообщает ей о беременности девушки Кати и уходит от своей покровительницы, попутно попадая к ней в немилость.
«Жанна» вот уже восемь лет штурмует подмостки Театра Наций. Все это время спектакль по пьесе Ярославы Пулинович пользуется зрительской любовью, поэтому вслед за успехом экранизации Дмитрия Данилова («Человек из Подольска») художественный руководитель Театра Наций Евгений Миронов решил поместить «Жанну» на большой экран. Изначально он должен был занять режиссерское кресло, а главные роли достались актерам оригинальной постановки – Ингеборге Дапкунайте и Александру Новину. В итоге после пяти лет сценарных поисков картину все же доделали, но уже без Дапкунайте – образ железной Жанны на себя примерила Ксения Раппопорт – и Миронова, который, впрочем, появился в проекте в небольшом, но важном эпизоде под песню Ocean группы Gorky Park. Режиссером стал Константин Статский, поставивший сериалы «Ваша честь», «Мажор» и «Мост».
Премьера ленты состоялась в рамках Московского международного кинофестиваля, но гораздо больше «Жанна» подошла бы отмененному Кинотавру. По крайней мере, загнанный в современные интерьеры фильм о насущных проблемах успешных женщин в конкурсе сочинского смотра уже участвовал в 2021 году – «На близком расстоянии» Григория Добрыгина тоже подарил героиню, чья квартира стала центром притяжения для нуждающихся. К слову, играла ее тоже Ксения Раппопорт.
Конечно, Жанна в ее исполнении – куда более многогранный образ, дорисовыванием деталей к которому Статский занимается на протяжении ста минут хронометража. Делает он это с помощью многочисленных флешбэков, отсылающих к детству и молодости главной героини. Будучи любящей дочерью, она навсегда теряет отца, что оставляет на ее сердце огромный рубец. В 90-е она, уже знакомая с тяжелыми ударами судьбы, вновь попадается на крючок любви и срывается с него. Фактически мир Жанны с одной стороны строится, с другой разрушается мужчинами, поэтому она выходит на свой пятидесятилетний рубеж с багажом опыта и понятий, в котором не нашлось места доверию и эмпатии.
Холод, одиночество, жесткость и деньги – все, что есть в жизни Жанны. При этом вокруг нее коршунами слетаются те, кто не против присосаться к ее богатству и воспользоваться апатией. Таких в ее сегодняшней жизни оказывается немало – и это очередной удар, который сильная женщина готова стерпеть. Все это происходит по кругу, слишком навязчиво. В конце концов, месть все-таки свершится. Но кому и зачем?
«Жанна» могла бы стать очередным фильмом-памятником сильной женщине. Вместо этого картина Статского – это взгляд на слабые стороны такой женщины. Перманентная борьба, до крови и синяков, становится для Жанны смыслом жизни, целью, а не инструментом ее достижения. Цели вообще расплываются, все вокруг становится серым. Режиссер вместе с оператором Максимом Осадчим подчеркивают это визуально – для демонстрации сегодняшнего дня в фильме выбраны холодные, безжизненные цвета, в то время как флешбэки из молодости оформлены в более теплых тонах, потому что именно в те периоды Жанна в последний раз могла разглядеть человеческое в людях и самой себе.
И все-таки что-то телевизионное в картине Статского проявляется. Раз за разом фильм твердит об одном и том же, словно очередная серия мини-сериала. Жанной пользуются раз, два, три – и по новой. Лишь в последнем эпизоде она все же решается дать отпор, который кардинально изменит ее жизнь. С той лишь разницей, что второго сезона уже не будет. Казалось бы, в таком формате можно создать удивительный образ с множеством разнообразных деталей и красок. На деле выходит так, что деталей много, но все они одинаково серые, как интерьер квартиры Жанны. А образ в итоге приобретает новые грани в основном благодаря таланту величественно железной Ксении Раппопорт.