- Режиссер/Постановщик
- Алехандро Гомес Монтеверде
- Длительность
- 131 мин.
- Премьера в мире
- 14 сентября 2023 г.
О фильме
Актеры
Рецензия на фильм
Агент ЦРУ вызволяет детей из рабства в остросюжетном триллере «Звук свободы»
Спецагент Тим Баллард годами вычислял педофилов по всей Америке. Отправив очередного мерзавца за решетку, он задумался о том, что за всю карьеру не освободил ни одного ребенка из сексуального рабства. И первым, кому Баллард решает помочь, становится мальчик Мигель. Герой спасает ребенка от педофила и узнает, что в рабстве осталась еще старшая сестренка Росио. Агент клянется вернуть девочку домой и продумывает миссию по вызволению других детей, которых похитили и увезли в Колумбию.
В основе «Звука свободы» мексиканского режиссера Алехандро Гомеса Монтеверде лежит реальная история бывшего агента ЦРУ Тима Балларда. Оставив государственную службу, он действительно посвятил себя спасению детей и создал некоммерческую организацию «Операция “Подземная железная дорога”».
В американском прокате «Звук свободы» неожиданно стал хитом, обойдя по кассовым сборам «Индиану Джонса и колесо судьбы», «Форсаж 10» и «Миссию: невыполнима». Согласно статистике, сейчас в рабстве находится больше людей, чем за всю историю, однако причина успеха драмы кроется вовсе не в интересе общества к проблеме. Фильм стал явлением в США благодаря активной поддержке сторонниками QAnon — конспирологической теории, согласно которой миром правит секта педофилов-сатанистов. В легенду об элите, убивающей детей с целью получения эликсира молодости, верят тысячи людей, включая самого Тима Балларда, сыгравшего его Джеймса Кэвизела и Дональда Трампа, устроившего спецпоказ «Звука свободы» для ближайшего окружения. И, несмотря на то, что теория заговора не имеет никакого отношения к сюжету, картина все равно вышла противоречивой.
Баллард настоял на том, чтобы его сыграл Джеймс Кэвизел, воплотивший Иисуса в «Страстях Христовых». В образе спасителя актер предстает и в «Звуке свободы». В наполненных слезами глазах героя отражается скорбь всего мира, а его безгрешность возводится в абсолют на фоне окружающих подонков — колумбийских педофилов и торговцев людьми (у большинства есть реальные прототипы), в чье сообщество агент внедряется, чтобы вызволить детей. Однако подвиги Тима в картине приукрашены: Баллард никогда не находился под прицелом, пытаясь защитить мальчика от насильника, и не освобождал в одиночку его сестру. В реальности, как и в сцене ареста членов преступного картеля, мужчину страховали спецназовцы. Тем не менее опасная миссия в боливийских джунглях вполне органично вписывается в динамичный боевик.
К дезинформации Баллард прибегает не только в фильме, но и в жизни. Согласно расследованию журналистов издания Vice News, описание некоторых операций по спасению детей сильно отличается от реальности. Например, агент сфальсифицировал данные о девочке Лилиане, якобы освобожденной им во время очередной миссии, — выяснилось, что она смогла сбежать из рабства без его помощи. «Звук свободы» же возносит героя-альтруиста на пьедестал, нисколько не сомневаясь в его безграничной самоотверженности. Картина Монтеверде могла бы повысить осведомленность зрителей о трафикинге, но в первую очередь это история о самовозвеличивании.
По мнению экспертов по борьбе с трафикингом, «Звук свободы» искажает представление зрителя о том, как дети становятся жертвами торговцев людьми. В фильме мальчиков и девочек похищает женщина из «липового» агентства по поиску юных талантов. Однако чаще всего детей в рабство продают родственники, которым те всецело доверяют. Фильм распространяет вредный месседж о том, что за преступлениями стоит исключительно организованная сеть неуловимых педофилов, в то время как в нелегальный бизнес легко может быть вовлечен сосед или коллега. Зло намного ближе, чем кажется.
Монтеверде ловко манипулирует эмоциями зрителя, демонстрируя ад, в котором живет ребенок, попавший в сексуальное рабство. От некоторых сцен становится физически плохо, но оправдан ли такой эффект? Режиссер оставляет жертв наедине с педофилами в замкнутом пространстве, заставляя зрителя наблюдать за тем, как преступники втираются в доверие к детям и готовятся к актам насилия. Насколько комфортно детям-актерам было сниматься в таких сценах — открытый вопрос, как и то, насколько этично существование некоторых душераздирающих эпизодов.
«Звук свободы» — стандартный боевик о восстановлении справедливости, снятый с голливудским размахом и пафосом, но одновременно и сомнительная социальная драма, лишенная внятного посыла и опасно спекулирующая фактами. Перед финальными титрами реальный Тим Баллард просит зрителей отсканировать код на экране, ведущий не на список благотворительных организаций, освобождающих людей от рабства, а на покупку билетов на фильм для других зрителей. Выводы напрашиваются сами собой.