Английская королева с русскими корнями. 10 фактов о Хелен Миррен
26 июля Хелен Миррен исполняется 78 лет. Британка уже долгие годы считается одной из ведущих актрис мирового кино, которой подвластны все образы, будь то члены королевской семьи или шекспировские героини. Time Out присоединяется к поздравлениям и вспоминает 10 интересных фактов из жизни Хелен Миррен.
Хелен — наполовину русская
Хелен Миррен родилась 26 июля 1945 года в пригороде Лондона. Отцом будущей актрисы был русский мигрант из аристократической семьи Василий Петрович Миронов. По указу Николая II дед Хелен, Петр Васильевич, служил военным инженером в Лондоне и занимался закупками для российской армии. После революции семейство решило не возвращаться на родину, обжившись в Великобритании. Там Василий Петрович познакомился с англичанкой Кэтлин Роджерс, которая подарила ему троих детей: двух девочек и мальчика.
«У нас в семье по национальности русским был папа, но по характеру — мама. Русские — экстремалы, из одной крайности легко переходят в другую. От одной экстремальной эмоции к другой, не менее экстремальной. Папа был очень спокойный человек. Ни разу в жизни ни на кого не повысил голос — короче, английский джентльмен до мозга костей. А мама, наоборот, обладала взрывным характером. Она была больше русской, чем мой русский отец».
До девяти лет девочку звали Елена Миронова
«Мне было девять лет, когда умер мой дедушка, который говорил с нами по-русски. Папа немедленно поменял наши русские имена на английские: сестра Катя стала Кэтрин, брат Петя — Питером, я была Еленой — дед называл меня Аленушкой, — а стала холодной и чопорной Хелен. И вместо русской мы получили похожую по звучанию шотландскую фамилию. Папа запретил нам даже и думать об изучении русского языка. Сделал он это потому, что, будучи ребенком эмигранта, настрадался в молодости и не хотел, чтобы мы испытывали такие же страдания. Англия до Второй мировой, да и после, была пуританской мононациональной страной, на эмигрантов здесь смотрели косо. Папа так и не смог освоиться, ни с кем не подружился, не ходил в гости и предпочитал все свободное время проводить дома. Из него получился пламенный социалист, почти коммунист. Он ненавидел деньги и капитализм».
Миррен могла стать учительницей или балериной
С детства Хелен мечтала быть балериной, ее вдохновляли выступления Анны Павловой. Однако поступить в Королевскую балетную академию ей не удалось — порог был слишком высоким для молодой британки.
Миррен решила выбрать другой вид искусства и стать драматической актрисой, но и здесь поначалу ее ждало разочарование. Несмотря на аристократические корни, семья Хелен жила небогато. Из-за этого, по словам актрисы, она не могла выбирать колледж, в котором мечтала учиться.
«Мы ведь были бедные и могли учиться только там, куда нас определит Министерство образования. Я вынуждена была поступить в колледж, где готовили школьных учителей. К счастью, там был факультет английской драмы, где я и получила первые уроки актерского мастерства. А когда мне исполнилось 17 лет, папа привез меня на прослушивание в Лондонский молодежный театр — и меня сразу же ввели в постановку “Сон в летнюю ночь”».
Хелен начинала как театральная актриса
В конце 1960-х театральная карьера Миррен пошла в гору. Она присоединилась к Королевской Шекспировской труппе и сыграла в постановках почти каждой пьесы великого драматурга. Родители поначалу были не слишком рады выбору дочери.
«Когда я только пришла в театр, родители были не очень довольны, но потом поняли, что театральным актерам, как и служащим, платят зарплату, с гордостью ходили на все спектакли с моим участием. А однажды не пришли. Мне уже пора было выходить на сцену, как вдруг ассистент позвал меня к телефону. Звонила мама. Она сказала: “Папа только что умер. Обширный инфаркт”. У меня подкосились ноги, и я рухнула на пол без чувств. Когда пришла в себя, кто-то поднес мне к уху трубку — мама все еще была на другом конце провода. И я услышала: “Встань и иди делай свою работу. Делай шоу”. Я встала и пошла “делать шоу”. С тех пор, что бы ни происходило, я знаю: в любом состоянии я должна играть. Не выйти на сцену может позволить себе только мертвый актер».
Сцена так захватила актрису, что сойти с нее Миррен не может до сих пор — она то и дело появляется в самых разных спектаклях. Помимо ролей в постановках Шекспира, за ее плечами участие в постановках по пьесам многих русских писателей: Горького, Тургенева и, конечно, Чехова.
Однажды Хелен стала лауреаткой престижной театральной премии Тони — ее наградили за роль королевы Елизаветы II в постановке «Аудиенция» британского драматурга Питера Моргана.
Однажды Хелен потерялась в Москве
Уже в статусе известной актрисы театра и кино Миррен приезжала на родину предков по отцовской линии. Впервые это случилось еще в 1960-х, когда Хелен служила в театре. Этот опыт запомнился ей на всю жизнь:
«Была зима, очень холодная, как сейчас. Мне почему-то очень хотелось пойти в кино, в обычный советский кинотеатр с обычными людьми. Мы разместились в гостинице, уже не помню ее названия, — она была высокой, сталинской постройки. Мне дали в руки бумажку с названием кинотеатра, я села в автобус и показала эту бумажку водителю, чтобы он мне сказал, когда выходить. Я благополучно посмотрела кино, а потом вышла на улицу и поняла, что не знаю, как добраться обратно. Ведь бумажки с обратным адресом или даже названием гостиницы мне не дали! Я все-таки села в автобус, решив, что увижу гостиницу через окно. Но автобус был битком и вдобавок все окна заиндевели до такой степени, что сквозь них ничего не было видно. Я пыталась считать остановки, но мне все время казалось, что свою я давно уже проехала. В общем, я вышла и увидела гостиницу далеко-далеко. Холод был жутким, даже слезы у меня на глазах мгновенно превратились в лед. Конечно, я, молодая английская актриса, была одета не по погоде. Я взяла себя в руки и шла, шла… Улицы были абсолютно пустыми: ни одной машины, ни одного человека. В какой-то момент я даже подумала, что так и умру здесь, просто замерзну. Но в итоге добралась и даже ничего себе не обморозила».
Миррен сыграла трех британских королев и российскую императрицу
Одно из главных актерских умений Миррен — способность перевоплотиться в королевскую особу. Эта задача вставала перед ней сразу несколько раз. Впервые примерить на себя корону в кино ей посчастливилось в 1994 году. В драме «Безумие короля Георга» она исполнила роль королевы Шарлотты, за что была номинирована на премии Американской и Британской киноакадемий.
Спустя десять лет актриса взвалила на свои плечи сразу две королевские партии. Сначала в 2005 году Миррен появилась в образе королевы Елизаветы I в одноименном мини-сериале режиссера Тома Хупера. Через год вышел еще один фильм, в котором Хелен сыграла британскую монархиню — «Королева». Лента рассказывает, как королевская семья переживала ужасную трагедию, случившуюся с принцессой Дианой. Миррен досталась роль королевы Елизаветы II. Блестящая игра актрисы не осталась незамеченной — «Королева» принесла британке «Оскар» за лучшую женскую роль.
Впрочем, на этом Хелен не остановилась — и в 2019 году вновь попробовала себя в венценосном образе. На сей раз актриса вернулась к своим русским корням и сыграла российскую императрицу в мини-сериале «Екатерина Великая».
Актриса не зацикливается на одном амплуа и старается искать экспериментальные роли
В отличие от актеров, остающихся в одном амплуа на протяжении многих лет, Миррен всячески избегает актерской «клетки». В ее карьере много статных героинь-аристократок, но есть и совершенно безумные роли. Она не боится сыграть в зубодробительном боевике «РЭД», внезапно напугать поклонников появлением в совершенно ужасном хорроре «Винчестер. Дом, который построили призраки», удивить своей тягой к приключениям в «Сокровище нации: Книга тайн» или подписаться на роль в очередной части «Форсажа».
С франшизой о быстрых машинах и семье у Миррен вообще занимательные отношения — в проект она напросилась сама. На светском приеме она повстречала Вина Дизеля и предложила свою кандидатуру на одну из ролей. Дизель отказать не мог, хотя сценарий уже был готов и Миррен пришлось встраивать прямо во время съемок. Актриса объяснила свое рвение так:
«Я обожаю водить машины и искренне восхищаюсь автогонщиками. На мой взгляд, во всем, что касается съемок с автомобилями, “Форсаж” не имеет себе равных. Правда, за руль меня не пустили — все автомобильные трюки выполнили каскадеры-профессионалы. И все же я получила удовольствие от процесса. Даже вспомнила мою первую машину — очень старый гоночный “Ягуар”. Мы с ним были ровесники — обоим по 22 года, и оба выглядели роскошно».
Хелен презирает бедность
«Однажды, когда я была еще ребенком, нас с мамой не пустили в роскошный магазин одежды — туда можно было войти, только если имеешь там постоянный счет, а мама хотела просто посмотреть. Она, собственно, и не могла купить ничего, нам были по карману лишь уцененные вещи из супермаркетов. Я росла с осознанием того, как ужасна бедность, мечтала стать богатой и купить для мамы все, что она захочет. Как только я смогла себе это позволить, я повезла ее в Париж, поселила в дорогой отель, наняла машину с шофером и отправила заниматься шопингом на Елисейских полях. Чтобы мама смогла, наконец, забыть унижение, испытанное на пороге того магазина».
В 60 лет Миррен узнала о родственниках в России
Еще один важный и запоминающийся для актрисы визит в Россию случился в нулевые. Тогда один английский журналист, изучающий историю соотечественников, выяснил, где находится родовое имение актрисы в России. Он рассказал об этом Миррен, и та сразу же решила отправиться в путешествие, чтобы познакомиться с дальними родственниками.
«Встреча была потрясающей! Мы с сестрой приехали в Москву, с нами был этот журналист — он писал статью для газеты, в этом был его интерес. Он организовал нашу встречу в небольшом кафе в центре Москвы. Забавно, что большинство моих родных — женщины, не знаю почему. Когда мой дедушка уехал в Англию, в России остались шесть его сестер, то есть это уже была семья с женским перевесом. Мы с сестрой вошли в кафе и начали плакать. Это было так трогательно. Столько десятилетий мы даже не знали о существовании этой части нашей семьи! Я думала, что мои родные не выжили в сталинское время, ведь они были самыми подходящими кандидатами для ГУЛАГа. Но они выжили, пережили войну. И поскольку Советский Союз перестал существовать, мы смогли встретиться. Это было потрясающе. Сначала они вели себя настороженно. Их собрали, объявили им, что у них есть две родственницы-англичанки, одна их них актриса… Мы провели с ними два дня, и они поняли, что с нашей стороны все было по-настоящему».
У Хелен нет детей
На съемках фильма «Белые ночи» (1985) Хелен познакомилась с режиссером Тейлором Хэкфордом («Адвокат дьявола», «Рэй»). Тогда же начался их роман, который длится уже более 35 лет. Отношения они узаконили лишь в 1997 году, что было формальностью. Детей у пары нет. На этом всегда настаивала именно актриса — Миррен ставит на первое место карьеру и считает, что у нее нет материнского инстинкта.
«Материнство не было моим предназначением. Я всегда была слишком погружена в свою актерскую карьеру. В то время я не думала о том, что можно гармонично вписать ребенка в свою жизнь, ничем не жертвуя. Отказ от материнства никогда не был абсолютно осознанным решением, это было что-то вроде “может быть, в следующем году, и опять в следующем году”, пока “следующего года” уже не случилось. Дети просто не были приоритетом для меня. Сначала я думала, что это случится, ждала, но этого так и не произошло».
Огромное влияние на формирование этого мнения в ее жизни сформировал случай в школе:
«Когда мне было 13 лет, к нам в школу пришел доктор, который показал на видео процесс рождения ребенка. Это вызвало отвращение как у девочек, так и у мальчиков. После этого я не считаю рождение ребенка чудом, поэтому и не стремлюсь стать мамой».