Большой ребенок в клетке с медведем. 10 фактов о Леониде Гайдае
Леонид Гайдай был сыном бывшего каторжанина
Леонид Гайдай родился 30 января 1923 года в городе Свободный (сейчас это Амурская область). Его отец, Иов Исидорович, чьи родители были крепостными крестьянами, работал железнодорожным служащим, однако эту профессию он выбрал не по собственной воле. В молодости он был убежденным социал-революционером — в 1906 году, в 20 лет, его арестовали по делу об экспроприации денежных средств «на благо революции» — пострадавшим был признан крупный производитель свеклы, а в 1908-м, после вереницы тюрем, его сослали на Дальний Восток на каторжные работы. Там он занимался строительством Амурской железной дороги.
Когда же срок каторги истек, Иов Исидорович остался работать в той же компании и женился на Марии Любимовой, приехавшей из Рязанской области. У них родилось трое детей, младшим из которых был Леонид.
«Он очень любил и почитал своих родителей, — рассказывала о режиссере его жена, актриса Нина Гребешкова. — Я удивлялась, что Леня, член партии с 1942 года, в каком бы городе ни был, всегда заходил в церковь, искал глазами икону Николая-угодника и шел к ней ставить свечку. Никогда не спрашивала, почему. А однажды приехала в его родной дом в Иркутске. И увидела, что в уголке стоит иконка Николая-угодника — ее туда поставила Ленина мама. Я посмотрела на Леню и сказала: “Вот теперь я поняла, почему ты в каждой церкви ставишь свечку перед этой иконой”. Он кивнул: “Да, я через нее передаю маме привет”».
Леонид Гайдай признавался, что однажды он решился на плагиат
Через несколько месяцев после рождения младшего сына семья перебралась в Читу, а потом в Иркутск. Дети пошли учиться в Иркутскую железнодорожную школу №42, которая к нынешнему времени стала лицеем ОАО «РЖД».
Старший брат Леонида, Александр, ставший позднее поэтом и журналистом, к девятому классу уже писал неплохие стихи. Одно из стихотворений было опубликовано в «Пионерской правде». Леонид, которому в тот момент было 14, то ли из зависти, то из-за желания позабавиться, решился на сомнительный эксперимент: он переписал от руки стихотворение брата, подписал его своим именем и отнес в другую газету — местную. Там приняли текст к публикации, и вскоре довольный Гайдай со свежим номером в руках прибежал к брату — хвастаться. К счастью, у Александра Гайдая хватило юмора, чтобы оценить эту шутку.
Во время ВОВ Леонид Гайдай был серьезно ранен
Будущий режиссер закончил школу за пару дней до начала войны. И сразу же попросился на фронт, но его не взяли. Он был призван позднее, осенью 1941 года, и сначала служил в Монголии, а затем получил направление на Калининский фронт и стал красноармейцем пешей разведки 1263-го стрелкового полка 381-й стрелковой дивизии.
Рассказывать о войне Леонид Гайдай не любил. Он вообще крайне редко давал интервью, но, даже согласившись на разговор, заранее предупреждал журналистов, чтобы о фронте его не спрашивали. Тем не менее мы знаем, что у него была медаль «За боевые заслуги», которую он получил в декабре 1942-го, а в марте 1943-го подорвался на мине. Вот что рассказывала об этом Нина Гребешкова, его жена.
«Ходил с товарищами в разведку. Они брали немца-языка. Шли долго, тащили этого немца. Когда Леня выбился из сил, отстал, товарищи ушли вперед, и он не заметил, как задел ногой какую-то проволочку. Это оказалась мина. Ему, если можно так сказать, повезло — основное ранение пришлось на ногу. В госпитале врач готовил его к ампутации. А Леня все просил: “Не надо, не отрезайте!”, — “Почему? ”, — “Я хочу быть актером, а безногих актеров не бывает”. Ногу спасли, но страшные боли мучили его. Осколки из ноги выходили до самых последних дней».
Из ВГИКА Леонида Гайдая выгнали на первом курсе
Правда, потом его все-таки взяли обратно. Дело было так.
Окончив театральную студию при Иркутском областном театре, Леонид Гайдай не стал поступать на актерский, а решил штурмовать ВГИК, чтобы стать кинорежиссером. В тот год мастерскую набирал Григорий Александров, который юношу принял. Однако после первого же семестра Леонида отчислили с формулировкой «за профнепригодность». Однако дело было не в ней: некоторых профессоров пугал чересчур острый на язык студент, не желающий соблюдать субординацию. Узнав об отчислении, Гайдай решил не сдаваться: он пошел к руководству вуза и стал требовать, чтобы его восстановили. К счастью, за него заступился сам Александров: по его просьбе «бунтарю» разрешили вернуться к занятиям, хотя и назначили ему испытательный срок.
Первый фильм чуть было не стоил Гайдаю карьеры
Закончив ВГИК, в 1956 году Гайдай вместе с Валентином Невзоровым выпустил фильм «Долгий путь», снятый по сибирским рассказам Владимира Короленко. Однако его первая самостоятельная работа чуть было не закрыла ему дорогу в кино.
Гайдай снял сатирическую комедию «Жених с того света». В ней играли Ростислав Плятт, Георгий Вицин и Рина Зеленая. В центре сюжета был некий бюрократ-виртуоз Петухов, возглавляющий НИИ Ку-ку (Кустарное управление курортными учреждениями): вернувшись из отпуска, он узнает, что по документам его уже официально похоронили.
Вот что рассказывает об этом фильме Нина Гребешкова.
«В то время сатирических вещей не снимали: только про партию да про войну. Такие уж времена: нужно было показать, какой прекрасный строй. А Леня, убежденный коммунист, всегда говорил: “Строй-то хороший, но не без недостатков”. И о них снимал. Но ничего против советской власти в “Женихе с того света“ не было. И вдруг вызывает Леню министр культуры Михайлов и говорит: “Вы создали пасквиль на советскую действительность!”. Леня спрашивает: “Неужели вам жалко бюрократа, породившего систему бумажек?”. “Мне вас жалко, молодой человек, — отвечает Михайлов. — Вы член партии?”. — “Да, я вступил на фронте”. — “Так вы положите партийный билет на стол за такое кино, и никогда ничего больше не снимете”».
Фильм, хронометраж которого был больше часа, был порезан так, что превратился в короткометражку. Гайдая же больше к съемкам не допускали. Тогда Иван Пырьев, бывший тогда директором «Мосфильма», решил помочь и предложил Леониду Гайдаю снять историко-революционный фильм в качестве реабилитации. Тот долго отказывался, понимая, что это не его материал, однако деваться было некуда. Так появился «Трижды воскресший», сценарий которого «Мосфильм» в спешном порядке выкупил у киностудии им. Горького. Эту «поделку» Гайдай очень не любил, искренне считая ее неудачной.
С цензурой у Леонида Гайдая были особые отношения
Цензоры и представители художественных комитетов Гайдая не любили. Он был для них постоянной головной болью: его сценарии нужно было вымарывать, актеров браковать, а из готовых фильмов вырезать реплики или даже целые сцены. Гайдаю каждый шаг приходилось отстаивать в неравном бою.
К примеру, вот цензурные «хождения по мукам» «Кавказской пленницы». Комедия должна была начинаться так: вдоль дощатого забора идет Трус и пишет на нем букву «Х». Потом появляется Балбес и добавляет к «Х» «У». Завершает эти заборные прописи Бывалый, который дописывает словосочетание «Художественный фильм». Худсовет, однако, шутить был не намерен, и от сцены пришлось отказаться.
Не понравилась цензорам и песня о султане, которую они посчитали аморальной — ее спас все тот же Пырьев, упросивший Гайдая заменить пару слов.
«Песня про медведей» тоже чуть было не оказалась под ножом. В оригинальной версии косолапые «чесали спину о земную ось». Редколлегия схватилась за голову: «Почему медведи чешутся?! У них блохи?! Это же не гигиенично, да и от эстетики далеко!». Так что чесаться косолапым было запрещено руководством.
И все-таки, несмотря на все правки, «Кавказская пленница» была запрещена к показу — и могла бы до середины девяностых пылиться на полке. К счастью, ее каким-то чудом увидел Леонид Брежнев и дал ей зеленый свет. Фильм вышел в кинотеатры, где его посмотрели 76.5 млн зрителей.
Леонид Гайдай мог зайти в клетку к медведю
Режиссер обожал животных, умел с ними взаимодействовать и никогда их не боялся.
Нина Гребешкова вспоминает случай, когда они вместе с семьей Юрия Никулина поехали в Красную поляну, в форелевое хозяйство, жарить шашлыки. Там в клетке держали медведя. Леонид пошел знакомиться с косолапым, открыл клетку, шагнул внутрь и скормил зверю весь шашлык. Никулин был в ужасе: работник цирка прекрасно знал, насколько это опасно.
Также актриса говорила, что Леонида ни одна собака ни разу в жизни не укусила. Зато на съемочной площадке у Гайдая животные часто своевольничали. К примеру, на съемках комедии «Пес Барбос и необычайный кросс» четырехлапый актер, пес по кличке Брех, слушаться не желал: выплевывал «взрывчатку», которую был должен закапывать, поднимал лапу у пенька или гавкал на Моргунова, который ему не нравился. В «Самогонщиках» пес и вовсе отказался сниматься: постоянно таскал в зубах детали от самогонного аппарата и не слушался дрессировщика. На его замену срочно привезли Рекса — овчарку одного из членов съемочной группы. Тот работал усердно, однако тоже не упускал случая облаять Моргунова, который ему опять-таки не понравился, а потом внезапно убежал в лес — и заблудился. Вернулся он только через несколько дней — усталый и жутко голодный.
Леонид Гайдай был игроманом
Режиссер обожал «одноруких бандитов» и многие азартные игры — и даже не пытался это скрывать. Наоборот: в фильме «На Дерибасовской хорошая погода, или на Брайтон-бич опять идут дожди» он подшучивал над собственной страстью, сыграв сумасшедшего игрока, которого на руках выносят из казино. Кстати, пока снимался фильм и группа находилась в США, Гайдай все свободное время проводил за рулеткой или у автоматов.
«Я не боролась, — признается Нина Гребешкова, — это было бы бесполезно. Все началось еще в советское время, когда он один поехал в Америку. Я побоялась: в наших газетах писали, что в Америке стреляют, убивают, то есть везде криминал, а у нас хорошо. Так вот, он вернулся и говорит: “Нина, там никто не стреляет. Зато там есть железные автоматы. Ты бросаешь в них доллар, а из них сыплются деньги”. Потом, когда мы были в Америке вместе с Папановым, он проиграл в Лас-Вегасе все деньги, которые у нас были. Он буквально заразился этим — и был, как большой ребенок».
После смерти режиссера Варлей обвинила его в том, что он пытался ее поцеловать
Через 25 лет после смерти Леонида Гайдая Наталья Варлей выпустила книгу «Канатоходка». В ней она рассказывает, как однажды после съемок в экспедиции режиссер вызвался проводить ее до номера, после чего зашел в него и попытался закрыть дверь изнутри. Актриса попросила его этого не делать. В этот момент в коридоре появилась Гребешкова, и Наталья смутилась: «Мы говорим о работе», — неловко объяснила она. Жена Гайдая пожала плечами и ушла. Режиссер пошел за ней, однако на пороге номера вдруг обернулся и попытался Варлей поцеловать.
На эти обвинения Нина Гребешкова не отвечала и советовала журналистам и Наталье лично обратиться к Гайдаю.
Леонид Гайдай хотел снять драму
Режиссер не раз говорил, что ему было бы интересно сменить жанр. К примеру, он всерьез думал над экранизацией «Идиота» Федора Достоевского. А в 90-х он всерьез взялся за серьезный проект о подводной лодке: вместе с Аркадием Ининым и Юрием Воловичем он начал писать сценарий о подводной лодке. Нина Гребешкова, зная, что муж хочет сделать финал трагичным, умоляла Гайдая изменить концовку: ей казалось, что зрители не захотят смотреть драму обожаемого ими комедиографа, в которой все герои погибли. Прислушался ли режиссер к словам жены, мы уже не узнаем: начать съемки Леонид Гайдай не успел.