Большой ребенок в клетке с медведем. 10 фактов о Леониде Гайдае | Кино | Time Out

Большой ребенок в клетке с медведем. 10 фактов о Леониде Гайдае

Вера Аленушкина   30 января 2023
11 мин
Большой ребенок в клетке с медведем. 10 фактов о Леониде Гайдае
Леонид Гайдай. Фото: legion-media.ru
30 января исполняется 100 лет со дня рождения одного из самых любимых российских режиссеров — Леонида Гайдая. Time Out предлагает вспомнить, каким он был, и заодно проверить, все ли мы о нем знаем.

Леонид Гайдай был сыном бывшего каторжанина

Александр, Августина и Леонид Гайдай, 1920-е годы. Фото: Wikipedia

Леонид Гайдай родился 30 января 1923 года в городе Свободный (сейчас это Амурская область). Его отец, Иов Исидорович, чьи родители были крепостными крестьянами, работал железнодорожным служащим, однако эту профессию он выбрал не по собственной воле. В молодости он был убежденным социал-революционером — в 1906 году, в 20 лет, его арестовали по делу об экспроприации денежных средств «на благо революции» — пострадавшим был признан крупный производитель свеклы, а в 1908-м, после вереницы тюрем, его сослали на Дальний Восток на каторжные работы. Там он занимался строительством Амурской железной дороги.

Когда же срок каторги истек, Иов Исидорович остался работать в той же компании и женился на Марии Любимовой, приехавшей из Рязанской области. У них родилось трое детей, младшим из которых был Леонид.

«Он очень любил и почитал своих родителей, — рассказывала о режиссере его жена, актриса Нина Гребешкова. — Я удивлялась, что Леня, член партии с 1942 года, в каком бы городе ни был, всегда заходил в церковь, искал глазами икону Николая-угодника и шел к ней ставить свечку. Никогда не спрашивала, почему. А однажды приехала в его родной дом в Иркутске. И увидела, что в уголке стоит иконка Николая-угодника — ее туда поставила Ленина мама. Я посмотрела на Леню и сказала: “Вот теперь я поняла, почему ты в каждой церкви ставишь свечку перед этой иконой”. Он кивнул: “Да, я через нее передаю маме привет”».


Леонид Гайдай признавался, что однажды он решился на плагиат

Леонид Гайдай. Фото: кадр из фильма

Через несколько месяцев после рождения младшего сына семья перебралась в Читу, а потом в Иркутск. Дети пошли учиться в Иркутскую железнодорожную школу №42, которая к нынешнему времени стала лицеем ОАО «РЖД».

Старший брат Леонида, Александр, ставший позднее поэтом и журналистом, к девятому классу уже писал неплохие стихи. Одно из стихотворений было опубликовано в «Пионерской правде». Леонид, которому в тот момент было 14, то ли из зависти, то из-за желания позабавиться, решился на сомнительный эксперимент: он переписал от руки стихотворение брата, подписал его своим именем и отнес в другую газету — местную. Там приняли текст к публикации, и вскоре довольный Гайдай со свежим номером в руках прибежал к брату — хвастаться. К счастью, у Александра Гайдая хватило юмора, чтобы оценить эту шутку.


Во время ВОВ Леонид Гайдай был серьезно ранен

Леонид Гайдай. Фото: кадр из фильма

Будущий режиссер закончил школу за пару дней до начала войны. И сразу же попросился на фронт, но его не взяли. Он был призван позднее, осенью 1941 года, и сначала служил в Монголии, а затем получил направление на Калининский фронт и стал красноармейцем пешей разведки 1263-го стрелкового полка 381-й стрелковой дивизии.

Рассказывать о войне Леонид Гайдай не любил. Он вообще крайне редко давал интервью, но, даже согласившись на разговор, заранее предупреждал журналистов, чтобы о фронте его не спрашивали. Тем не менее мы знаем, что у него была медаль «За боевые заслуги», которую он получил в декабре 1942-го, а в марте 1943-го подорвался на мине. Вот что рассказывала об этом Нина Гребешкова, его жена.

«Ходил с товарищами в разведку. Они брали немца-языка. Шли долго, тащили этого немца. Когда Леня выбился из сил, отстал, товарищи ушли вперед, и он не заметил, как задел ногой какую-то проволочку. Это оказалась мина. Ему, если можно так сказать, повезло — основное ранение пришлось на ногу. В госпитале врач готовил его к ампутации. А Леня все просил: “Не надо, не отрезайте!”, — “Почему? ”, — “Я хочу быть актером, а безногих актеров не бывает”. Ногу спасли, но страшные боли мучили его. Осколки из ноги выходили до самых последних дней».


Из ВГИКА Леонида Гайдая выгнали на первом курсе

Нина Гребешкова и Леонид Гайдай. Фото: legion-media.ru

Правда, потом его все-таки взяли обратно. Дело было так.

Окончив театральную студию при Иркутском областном театре, Леонид Гайдай не стал поступать на актерский, а решил штурмовать ВГИК, чтобы стать кинорежиссером. В тот год мастерскую набирал Григорий Александров, который юношу принял. Однако после первого же семестра Леонида отчислили с формулировкой «за профнепригодность». Однако дело было не в ней: некоторых профессоров пугал чересчур острый на язык студент, не желающий соблюдать субординацию. Узнав об отчислении, Гайдай решил не сдаваться: он пошел к руководству вуза и стал требовать, чтобы его восстановили. К счастью, за него заступился сам Александров: по его просьбе «бунтарю» разрешили вернуться к занятиям, хотя и назначили ему испытательный срок.


Первый фильм чуть было не стоил Гайдаю карьеры

Фото: кадр из фильма «Долгий путь»

Закончив ВГИК, в 1956 году Гайдай вместе с Валентином Невзоровым выпустил фильм «Долгий путь», снятый по сибирским рассказам Владимира Короленко. Однако его первая самостоятельная работа чуть было не закрыла ему дорогу в кино.

Гайдай снял сатирическую комедию «Жених с того света». В ней играли Ростислав Плятт, Георгий Вицин и Рина Зеленая. В центре сюжета был некий бюрократ-виртуоз Петухов, возглавляющий НИИ Ку-ку (Кустарное управление курортными учреждениями): вернувшись из отпуска, он узнает, что по документам его уже официально похоронили.

Вот что рассказывает об этом фильме Нина Гребешкова.

«В то время сатирических вещей не снимали: только про партию да про войну. Такие уж времена: нужно было показать, какой прекрасный строй. А Леня, убежденный коммунист, всегда говорил: “Строй-то хороший, но не без недостатков”. И о них снимал. Но ничего против советской власти в “Женихе с того света“ не было. И вдруг вызывает Леню министр культуры Михайлов и говорит: “Вы создали пасквиль на советскую действительность!”. Леня спрашивает: “Неужели вам жалко бюрократа, породившего систему бумажек?”. “Мне вас жалко, молодой человек, — отвечает Михайлов. — Вы член партии?”. — “Да, я вступил на фронте”. — “Так вы положите партийный билет на стол за такое кино, и никогда ничего больше не снимете”».

Фильм, хронометраж которого был больше часа, был порезан так, что превратился в короткометражку. Гайдая же больше к съемкам не допускали. Тогда Иван Пырьев, бывший тогда директором «Мосфильма», решил помочь и предложил Леониду Гайдаю снять историко-революционный фильм в качестве реабилитации. Тот долго отказывался, понимая, что это не его материал, однако деваться было некуда. Так появился «Трижды воскресший», сценарий которого «Мосфильм» в спешном порядке выкупил у киностудии им. Горького. Эту «поделку» Гайдай очень не любил, искренне считая ее неудачной.


С цензурой у Леонида Гайдая были особые отношения

Фото: кадр из фильма «Кавказская пленница»

Цензоры и представители художественных комитетов Гайдая не любили. Он был для них постоянной головной болью: его сценарии нужно было вымарывать, актеров браковать, а из готовых фильмов вырезать реплики или даже целые сцены. Гайдаю каждый шаг приходилось отстаивать в неравном бою.

К примеру, вот цензурные «хождения по мукам» «Кавказской пленницы». Комедия должна была начинаться так: вдоль дощатого забора идет Трус и пишет на нем букву «Х». Потом появляется Балбес и добавляет к «Х» «У». Завершает эти заборные прописи Бывалый, который дописывает словосочетание «Художественный фильм». Худсовет, однако, шутить был не намерен, и от сцены пришлось отказаться.

Не понравилась цензорам и песня о султане, которую они посчитали аморальной — ее спас все тот же Пырьев, упросивший Гайдая заменить пару слов.

«Песня про медведей» тоже чуть было не оказалась под ножом. В оригинальной версии косолапые «чесали спину о земную ось». Редколлегия схватилась за голову: «Почему медведи чешутся?! У них блохи?! Это же не гигиенично, да и от эстетики далеко!». Так что чесаться косолапым было запрещено руководством.

И все-таки, несмотря на все правки, «Кавказская пленница» была запрещена к показу — и могла бы до середины девяностых пылиться на полке. К счастью, ее каким-то чудом увидел Леонид Брежнев и дал ей зеленый свет. Фильм вышел в кинотеатры, где его посмотрели 76.5 млн зрителей.


Леонид Гайдай мог зайти в клетку к медведю

Фото: legion-media.ru

Режиссер обожал животных, умел с ними взаимодействовать и никогда их не боялся.

Нина Гребешкова вспоминает случай, когда они вместе с семьей Юрия Никулина поехали в Красную поляну, в форелевое хозяйство, жарить шашлыки. Там в клетке держали медведя. Леонид пошел знакомиться с косолапым, открыл клетку, шагнул внутрь и скормил зверю весь шашлык. Никулин был в ужасе: работник цирка прекрасно знал, насколько это опасно.

Также актриса говорила, что Леонида ни одна собака ни разу в жизни не укусила. Зато на съемочной площадке у Гайдая животные часто своевольничали. К примеру, на съемках комедии «Пес Барбос и необычайный кросс» четырехлапый актер, пес по кличке Брех, слушаться не желал: выплевывал «взрывчатку», которую был должен закапывать, поднимал лапу у пенька или гавкал на Моргунова, который ему не нравился. В «Самогонщиках» пес и вовсе отказался сниматься: постоянно таскал в зубах детали от самогонного аппарата и не слушался дрессировщика. На его замену срочно привезли Рекса — овчарку одного из членов съемочной группы. Тот работал усердно, однако тоже не упускал случая облаять Моргунова, который ему опять-таки не понравился, а потом внезапно убежал в лес — и заблудился. Вернулся он только через несколько дней — усталый и жутко голодный.


Леонид Гайдай был игроманом

Жена Леонида Гайдая, актриса Нина Гребешкова. Фото: кадр из фильма

Режиссер обожал «одноруких бандитов» и многие азартные игры — и даже не пытался это скрывать. Наоборот: в фильме «На Дерибасовской хорошая погода, или на Брайтон-бич опять идут дожди» он подшучивал над собственной страстью, сыграв сумасшедшего игрока, которого на руках выносят из казино. Кстати, пока снимался фильм и группа находилась в США, Гайдай все свободное время проводил за рулеткой или у автоматов.

«Я не боролась, — признается Нина Гребешкова, — это было бы бесполезно. Все началось еще в советское время, когда он один поехал в Америку. Я побоялась: в наших газетах писали, что в Америке стреляют, убивают, то есть везде криминал, а у нас хорошо. Так вот, он вернулся и говорит: “Нина, там никто не стреляет. Зато там есть железные автоматы. Ты бросаешь в них доллар, а из них сыплются деньги”. Потом, когда мы были в Америке вместе с Папановым, он проиграл в Лас-Вегасе все деньги, которые у нас были. Он буквально заразился этим — и был, как большой ребенок».


После смерти режиссера Варлей обвинила его в том, что он пытался ее поцеловать

Наталья Варлей. Фото: кадр из фильма «Кавказская пленница»

Через 25 лет после смерти Леонида Гайдая Наталья Варлей выпустила книгу «Канатоходка». В ней она рассказывает, как однажды после съемок в экспедиции режиссер вызвался проводить ее до номера, после чего зашел в него и попытался закрыть дверь изнутри. Актриса попросила его этого не делать. В этот момент в коридоре появилась Гребешкова, и Наталья смутилась: «Мы говорим о работе», — неловко объяснила она. Жена Гайдая пожала плечами и ушла. Режиссер пошел за ней, однако на пороге номера вдруг обернулся и попытался Варлей поцеловать.

На эти обвинения Нина Гребешкова не отвечала и советовала журналистам и Наталье лично обратиться к Гайдаю.


Леонид Гайдай хотел снять драму

Михаил Пуговкин, Андрей Толшин, Леонид Гайдай, кадр из фильма «Спортлото-82». Фото: legion-media.ru

Режиссер не раз говорил, что ему было бы интересно сменить жанр. К примеру, он всерьез думал над экранизацией «Идиота» Федора Достоевского. А в 90-х он всерьез взялся за серьезный проект о подводной лодке: вместе с Аркадием Ининым и Юрием Воловичем он начал писать сценарий о подводной лодке. Нина Гребешкова, зная, что муж хочет сделать финал трагичным, умоляла Гайдая изменить концовку: ей казалось, что зрители не захотят смотреть драму обожаемого ими комедиографа, в которой все герои погибли. Прислушался ли режиссер к словам жены, мы уже не узнаем: начать съемки Леонид Гайдай не успел.