Князь Тьмы на территории кино. 10 фактов о Нике Кейве
Музыка — далеко не единственное, чем занимался в жизни Ник Кейв, которого прозвали Князем Тьмы. Он снимался в кино, писал книги и сценарии, создал саундтреки к более чем 15 фильмам. Так как с Кейвом-музыкантом, лидером групп Nick Cave and The Bad Seeds, многие неплохо знакомы, Time Out предлагает несколько интересных фактов, связанных с другой частью его жизни — то есть с кино.
Достоевский — один из знаковых писателей в жизни Ника Кейва
Николас Эдвард Кейв родился 22 сентября 1957 года в Варракнабиле — австралийском городке, который находится примерно в 300-х километрах от Мельбурна. Его отец преподавал английскую литературу и арифметику в начальных классах, мама работала библиотекарем. Кроме Ника, в семье было еще трое детей: Тим и Пит (оба старше будущего музыканта) и младшая сестра Джулия.
Хотя жизнь его родителей была связана со школой, учился Ник из рук вон плохо. Разного рода шалости (например, стащить трусы со своей одноклассницы) интересовали его гораздо больше. К тому же в 12 лет он вместе со своим другом Эдди стал организатором «клуба по алкогольным интересам»: парни собирались в заброшенном гараже, подсчитывали мелочь, которую получали на школьные завтраки, покупали сивуху у таксистов и напивались вдрызг. А чуть позже и вовсе приспособились гнать самогон сами (из сахара и картофельных очисток).
Удивительно, но несмотря на столь бурную подростковую жизнь, Ник Кейв обожал читать. Особенно его зачаровывал Достоевский, оказавший сильное влияние на Кейва не только как на автора текстов песен, но и как на сценариста.
«Отцу было важно, чтобы я хотя бы читал. Поэтому он с юности вдалбливал мне в голову разные фрагменты из книг, например, начальную сцену из “Лолиты” Набокова и эпизод убийства в “Преступлении и наказании”. Как ни странно, это сработало: русскую литературу я полюбил, и могу сказать, что люблю до сих пор. “Преступление и наказание” я вообще прочитал трижды. А недавно я столкнулся со “Сном смешного человека” Достоевского — и меня зацепила утопическая галлюцинация героя, которая у него возникла после появления маленькой девочки. Это было просто великолепно!».
Ник Кейв написал более 15 саундтреков к фильмам
Первой ласточкой стал мало кому известный фильм Die Stadt («Город»), вышедший в ФРГ в 1983 году. Потом был целый список независимых проектов, которые не смогли выбраться из артхаусного гетто. Ситуация изменилась только в 2005-м, когда Ник Кейв написал сценарий к «Предложению» Джона Хиллкоута и вместе с Уорреном Эллисом сделал для него саундтрек: картина стала участницей Венецианского фестиваля, где получила «Приз Гуччи». Вслед за ней появились «Как трусливый Роберт Форд убил Джесси Джеймса» с Бредом Питтом в главной роли, «Дорога» с Вигго Мортенсеном и, конечно, «Самый пьяный округ в мире», участвовавший в основном конкурсе Каннского киносмотра.
Сценаристом «Предложения» Ник Кейв стал случайно
В конце восьмидесятых Ник Кейв выпустил роман «И узре ослица Ангела Божия», который у нас вышел в переводе Ильи Кормильцева. Однако заниматься сценаристикой музыкант не планировал.
«Я люблю кино. Люблю смотреть фильмы. Но я всегда считал себя просто зрителем, а не кем-либо еще. Ветер переменился, когда режиссер Джон Хиллкоут попросил меня написать сценарий для своего фильма. Честно говоря, мне никогда даже в голову не приходило заняться чем-то подобным, но он отчаянно пытался снять австралийский вестерн, который не получался: все сценарии, которые у него были, мало чем отличались от вестернов американских, которые черт знает почему просто оказались в австралийских локациях. Я видел эти наброски и всегда ему говорил: “Джон, это тебе совсем не подходит”. В итоге он психанул, и сказал: “Тогда давай пиши сам”. Вот я и сел — и на несколько недель рухнул в особый мир, который меня очень долго не отпускал».
Нику Кейву предлагали написать продолжение «Гладиатора»
Это, мягко говоря, неоднозначное предложение Ник получил лично от Рассела Кроу.
«Мне позвонил Кроу и вежливо поинтересовался, не хочу ли я заняться серьезным делом. Для человека, за плечами которого был всего один сценарий, это был серьезный вопрос. Но я просто спросил: “Эй, Рассел, а разве ты не умер в финале?”. “Умер, — ответил он, — но вы разберетесь”».
Правда, результат таких «разборок» никого не устроил: ни Кроу, ни Ридли Скотта, ни продюсеров. Они решили, что предложенный Кейвом вариант чересчур экстремален: по сюжету, Максимус оказывается в Чистилище, откуда римские боги возвращают его на землю, чтобы тот стал убийцей Христа, который стал слишком опасен для их пантеона.
Ник Кейв до сих пор набирает текст на печатной машинке
И проблема не в том, что у музыканта какие-то проблемы с гаджетами или компьютерной грамотностью: сжечь напечатанное на листке труднее, чем нажать на Delete. А уничтожить созданное накануне — всегда серьезное искушение для Ника Кейва. Это касается и песен, и его сценарной работы.
«Ты должен быть безжалостен с тем материалом, который создал. Иначе ты просто не имеешь право уважать то, что ты делаешь. Если ты не в состоянии взять в руку скальпель и начать кромсать собственное произведение, оно так и останется уродцем с наростами и бородавками. Поэтому я всегда пишу больше, чем нужно, а потом хватаю топор и отрубаю все лишнее. Да, льется кровь. Но другого способа сделать что-то достойное попросту нет».
Ник Кейв хотел бы сотрудничать со Звягинцевым
Об этом он несколько раз говорил в своих интервью.
«Я видел в кинотеатре его “Нелюбовь”, и это было невероятно сильно. Пока фильм шел, меня буквально мутило. Но это чистая мизантропия, и кино очень мощное. Так что я хотел бы писать музыку для этого режиссера. Абсолютно любую».
От русских хорроров музыкант бы тоже не отказался
«Сценарии — не главное занятие для меня, а вот саундтреки — это уже серьезнее! Как правило, я их пишу вместе с Уорреном Эллисом, моим другом. И продюсеры звонят нам уже не только из-за того, что мы крутые ребята из The Bad Seeds, а потому что музыка к фильмам у нас выходит крутая. Да и новым предложениям мы всегда открыты. Особенно, если речь идет о фильмах ужасов. Так что, если в России кто-то собирается снимать радикально жестокий хоррор — выходите на связь, мы готовы присоединиться».
Ник Кейв не любит смотреть документальные фильмы о музыкантах
В 2014-м вышел псевдодокументальный проект о Нике Кейве — «20 000 дней на Земле». Работать над ним музыкант согласился далеко не сразу.
«Такое кино меня никогда не цепляло. Поэтому я долго отказывался, тем более что с такими предложениями ко мне приходили и раньше. Но, во-первых, я был уверен, что это просто трата времени, а, во-вторых, от проектов такого рода меня тошнило всегда. В качестве исключения могу назвать фильм, которым занимались Led Zeppelin: они хотя бы попытались сделать то-то нестандартное. Но и их проект — провал полный… Однако ребятам в итоге удалось меня уговорить. Мне дали свободу действия: я мог заниматься тем, что выбирал сам, и у меня было право окончательного монтажа. К тому же, мы с самого начала договорились, что все сцены фильма — это постановка: я бы никогда не позволил заявиться ко мне с камерой домой. Так что и визит к мозгоправу, и мои гонки на “Ягуаре” — это все выдумки. Никогда ничем похожим не занимался».
Три года назад Ник Кейв заявил, что сценарии больше писать не собирается
«Это собачья работа. Сценарист — последнее звено в невыносимо длинной цепочке кинопроизводства. Поэтому многие из них даже не понимают, чем занимаются: в итоге то, что они создают, будет переписано и исправлено бессчетное количество раз. Так что с игровым кино я больше связываться не хочу. Исключение — только для саундтреков».
Ник Кейв утверждает, что друзей в Голливуде у него нет
«У меня совершенно иная тусовка, так что с голливудскими небожителями я не общаюсь. Единственным моим приятелем был Брэд Питт, с которым мы снимались в начале 90-х в фильме Тома ДиЧилло “Джонни-замша”. Он в то время был классным парнем, обожающим жизнь и музыку — и с ним можно было общаться нормально. В общем, живым человеком был. Но потом он стал чересчур успешным — и это его испортило. Мы с ним несколько раз совсем недавно пересекались, и вместо дружеского “привет” я получал от него только холодный кивок. Не скажу, что меня это расстроило — просто в очередной раз я подумал, что успех меняет людей. И что актеры — не те персонажи, которые мне интересны».