Не только Бонд. 10 отличных фильмов с Дэниэлом Крэйгом
Сейчас, наверное, даже и не все зрители вспомнят, что в свое время выбор Крэйга на эту роль вызывал не меньше споров, чем темнокожая Анна Болейн: преданным фанатам франшизы было непросто принять невысокого блондина рабоче-крестьянской внешности в качестве элегантного джентльмена, способного с одинаковым изяществом отстреливаться от врагов и покорять женские сердца. Однако за долгие годы Крэйг сумел стать тем самым шпионом, которого мы полюбили.
Незадачливый грабитель по имени Джордж Дайер буквально сваливается на голову обитателю роскошной лондонской квартиры. Тот оказывается знаменитым художником Фрэнсисом Бэконом (Дерек Джакоби), чуждым, как положено человеку искусства, любым буржуазным условностям. Он предлагает хорошо сложенному вору разделить с ним постель – так начинается семилетняя история болезненных отношений, которая, конечно, будет представлять собой цепочку катастроф и закончится трагически.
Картина Джона Мейбери задается вечным и становящимся только более актуальным вопросом – оправдывает ли создание красоты весьма некрасивые способы, которым оно достигается. Ответы из фильма можно вынести разные, но нервная, эмоциональная и глубокая игра Дэниэла Крэйга позволяет увидеть в его герое в первую очередь страдающего человека, а не объект для приложения гениальных амбиций.
В гангстерской ретро-драме Сэма Мендеса у Крэйга небольшая, но запоминающаяся роль – Коннора Руни, сына криминального босса, на которого работает главный герой, наемный убийца Майкл Салливан (Том Хэнкс). Джон Руни (последняя роль Пола Ньюмана на большом экране) заменил Майклу отца и вырастил его, что вызывает у родного сына звериную ревность. Импульсивный и неуравновешенный, Коннор склонен к немотивированным вспышкам насилия, а когда маленький сын Салливана становится случайным свидетелем одного из совершенных им убийств, гангстер устраивает на них охоту вопреки приказам своего отца.
Режиссер: Сэм Мендес
В ролях: Дженнифер Джейсон Ли, Дэниел Крэйг, Пол Ньюман, Том Хэнкс, Джуд Лоу
Истеричная взвинченность и внутренний надлом Коннора, для которого насилие становится способом компенсировать недостаток отцовской любви, делают его одним из самых страшных героев фильма, в котором нет ни одного положительного персонажа, а сыновья всегда отвечают за грехи отцов.
Роль наркодилера в режиссерском дебюте Мэттью Вона стала для Крэйга своеобразной визиткой – на момент выхода фильма уже было известно, что он будет новым Бондом, поэтому критики и зрители внимательно присматривались к тому, что же собой представляет этот пока малоизвестный актер. Вот только вообразить его героя, обозначенного в титрах ХХХХ, в смокинге и с бокалом мартини было решительно невозможно.
Режиссер: Мэттью Вон
В ролях: Дэниел Крэйг, Сиенна Миллер, Майкл Гэмбон, Джейсон Флеминг, Том Харди, Бен Уишоу
Сам он считает себя не гангстером, а бизнесменом, просто так получилось, что его бизнес – это кокаин. Ведет он его скрупулезно и хладнокровно и уже готов уйти на покой, однако напоследок босс поручает ему разобраться в сложной сделке по продаже миллиона таблеток, а также разыскать пропавшую дочку еще более важного босса. Сюжет этот был не нов и в 2004 году, но компетентная работа Крэйга делает фильм вполне достойным внимания.
Историческая драма Стивена Спилберга о группе агентов «Моссада», которым поручена миссия найти и уничтожить 11 палестинских террористов, убивших израильских спортсменов на Олимпиаде-1972 в Мюнхене, вызвала неоднозначную реакцию – на режиссера, как это часто бывает, обиделись обе стороны арабо-израильского конфликта.
Режиссер: Стивен Спилберг
В ролях: Джеффри Раш, Мари-Жозе Кроз, Эрик Бана, Матье Амальрик, Дэниел Крэйг, Киаран Хайндс
Руководителя импровизированной разведгруппы в фильме играет Эрик Бана, а Крэйгу досталась роль специалиста по автомобилям Стива. Кроме них, в отряд мстителей входят подрывник Роберт, фальсификатор документов Ханс (Ханнс Цишлер) и стрелок Карл (Киран Хайндс). Никто из них не Бонд – они ошибаются, путают место и время операций, иногда теряют драгоценные секунды, не вовремя поддавшись мукам совести, случается, убивают невиновных. И все это время бесконечный круговорот насилия медленно, но верно разрушает их души.
«Дурная слава» (2006)
Фильм Дугласа МакГрата, основанный на книге Джорджа Плимптона о Трумене Капоте, оказался в тени вышедшего на год раньше байопика, где писателя сыграл Филип Сеймур Хоффман, получивший за эту роль «Оскар». Однако исполнение Тоби Джонса ничем ему не уступает, а сама картина получилась более теплой и человечной, чем намеренно отстраненный и суховатый фильм Беннета Миллера.
Режиссер: Дуглас МакГрат
В ролях: Тоби Джонс, Сандра Буллок, Дэниэл Крэйг, Джефф Дэниелс, Ли Пейс
«Дурная слава» рассказывает об эпизоде из жизни Капоте, когда он отправился в Канзас, чтобы написать книгу о жестоком убийстве фермерской семьи. Писатель знакомится с совершившими его преступниками и оказывается совершенно заворожен личностью одного из них – Перри Смита, которого и сыграл Крэйг. Умный, амбициозный, но глубоко травмированный, сломленный и озлобленный, он затевает с Капоте опасную психологическую игру, в которой моральные границы незаметно размываются.
«Воспоминания неудачника» (2008)
В маленьком британском инди-фильме, вышедшем на экраны в том же году, что и «Квант милосердия», Крэйг как будто решил перенести на экран свои страхи – что произойдет, если он позволит бондовской славе ударить себе в голову. Здесь он играет вышедшую в тираж кинозвезду Джо Скотта, разменявшего талант (и возможно, душу) на голливудские гонорары, кокаин и одноразовые связи. Теперь у публики, коллег, персонала и себя самого он вызывает в основном отвращение. Звонок из дома возвращает его в прошлое – Джо едет в Англию на похороны друга детства и вспоминает собственную юность.
Режиссер: Бейлли Уолш
В ролях: Дэниэл Крэйг, Гарри Иден, Ив
Перфоманс Крэйга служит только обрамлением для центральной истории, где роль юного Джо играет Гарри Иден. Однако за время своего короткого присутствия на экране он успевает достоверно передать разочарование и одиночество, неизбежно сопровождающие взросление и отказ от того, что в молодости казалось таким важным.
«Ковбои против пришельцев» (2011)
Сейчас подобные сюжеты уже никого не удивляют, а 10 лет назад синопсис фильма Джона Фавро звучал горячечным бредом: в городок на Диком Западе, которым железной рукой управляет полковник Долархайд (Харрисон Форд) прилетают инопланетяне и начинают истреблять местное население. Еще раньше жители обнаруживают на окраине поселения голубоглазого незнакомца с потерей памяти, раной в животе и загадочным браслетом на руке. Человек оказывается грабителем дилижансов Джейком Лонергейном, а браслет – в самый подходящий момент – оружием, которое и помогает справиться со злобными пришельцами.
Дерзкая попытка поженить классический жанр вестерна и «Чужих» пришлась не ко времени и провалилась в прокате, но это не значит, что от нее нельзя получить удовольствие – надо только правильно понимать, какое зрелище тебя ждет. А то, как сидят на Крэйге ковбойские штаны, станет приятным бонусом.
«Девушка с татуировкой дракона» (2011)
В финчеровской экранизации бестселлера Стига Ларссона Крэйг сыграл роль, настолько далекую от Бонда, насколько это вообще возможно. Его Микаэль Блумквист – журналист-расследователь, перешедший дорогу могущественному миллионеру – обаятельный рохля в уютных кардиганах и клетчатых пижамках, у которого женское внимание и выпавшая ему центральная роль в запутанной криминальной интриге вызывают в первую очередь замешательство, связанное с немалой долей страха.
Крэйг, спрятавший подальше брутальность и включивший неожиданно мягкий и негромкий шарм, выглядит весьма убедительно в роли типичного интеллигента-гуманитария либеральных взглядов. Он не столько участвует в кровавых событиях, сколько исполняет функцию «барышни в беде» при лихой хакерше Лисбет Саландер, которая кавалерийским наскоком укладывает его в постель и спасает от разнообразных передряг.
Специалист по взрывам и вскрытию сейфов Джо Бабах – одно из главных украшений криминальной комедии Стивена Содерберга о братьях-неудачниках (и их сестре – умнице и красавице), которые решают ограбить кассы автодрома NASCAR в Северной Каролине, чтобы наконец заставить судьбу-злодейку играть по их правилам. Конечно, такое дерзкое предприятие требует тщательно разработанного плана, один из пунктов которого включает побег Джо из тюрьмы во время организованного им же бунта.
Режиссер: Стивен Содерберг
В ролях: Дэниел Крэйг, Ченнинг Татум, Адам Драйвер, Сет МакФарлейн, Себастиан Стэн, Кэти Холмс, Хилари Суонк, Райли Кио, Кэтрин Уотерстон
Режиссер предоставил Крэйгу полную свободу самовыражения – от внешнего вида персонажа (татуировки, пергидрольный блонд, полосатый арестантский комбез) до его привычек, характерных словечек и жестов. В итоге актер наполнил роль хаотической энергией, юмором и самоиронией, которых ему на тот момент явно стало недоставать на службе Ее Величества.
Еще один фильм, совмещающий криминальный и комедийный жанры, великолепный актерский ансамбль и возможность для Крэйга блеснуть южным акцентом и тщательно подобранным гардеробом. В поставленной Райаном Джонсоном современной версии классического детектива с убийством в запертой комнате он сыграл частного сыщика Бенуа Бланка – этакий парафраз Эркюля Пуаро, с поправкой на место и время действия. Притворяясь довольно недалеким, чтобы лишить подозреваемых бдительности, он на самом деле подмечает малейшие детали.
Как и прочий каст, состоящий почти сплошь из звезд, Крэйг получает нескрываемое удовольствие от своей роли, блестяще написанных диалогов и монологов. Неудивительно, что оно передается и зрителю, которому не хочется прощаться с Бенуа, даже узнав ответ на вопрос, «кто это сделал». Хорошая новость: Джонсон уже обещал возвращение детектива Бланка на экраны.