Несколько плохих парней. 10 героев Джека Николсона — от плохого к ужасному
Гаррет Бридлав («Язык нежности», 1983)
Центральная сюжетная линия драмеди Джеймса Л. Брукса – близкие, но совсем не простые отношения матери и дочери, Авроры и Эммы Гринуэй. Николсон же появляется здесь во второстепенной роли – он играет харизматичного соседа Авроры, бывшего астронавта, который скрашивает ее одиночество, когда взрослая дочь переезжает со своей семьей в другой штат. Гаррет — бесцеремонный, неотесанный бабник и выпивоха. Только вот, во-первых, с ним весело, а во-вторых и в-главных, он оказывается надежной опорой для героини в сложные моменты. Это, пожалуй, один из самых привлекательных персонажей Николсона, которому легко прощаешь все его небольшие недостатки.
Неожиданно трогательный перфоманс принес актеру его второй «Оскар». Всего же картина выиграла в пяти номинациях (в том числе как лучший фильм), стала кассовым хитом и положила начало новому амплуа Николсона как героя ромкомов.
Мелвин Юделл («Лучше не бывает», 1997)
«Лучше не бывает» — вторая совместная работа режиссера Джеймса Л. Брукса и Николсона, увенчавшаяся третьим «Оскаром» для Джека. В довольно непритязательном, но симпатичном ромкоме он играет писателя, страдающего обсессивно-компульсивным расстройством.
Впрочем, наличие диагноза не оправдывает того, что иногда Мелвин просто ведет себя по-свински, особенно по отношению к своему соседу, художнику Саймону. Однако герой не совсем безнадежен — когда Саймон попадает в больницу, он начинает заботиться о его собаке, пускай и бесконечно недовольно ворчит по этому поводу. Официантке Кэрол из своего любимого ресторана он тоже сначала помогает из эгоистических соображений. Однако постепенно просыпающаяся любовь к девушке, общение с Саймоном и, конечно, благотворное воздействие собачки превращают Мелвина в действительно хорошего человека.
Рэндл Патрик Макмерфи («Пролетая над гнездом кукушки», 1975)
Одного из самых известных героев Николсона есть за что не любить. Это неуравновешенный и язвительный игрок, уголовник и дебошир, симулирующий психическое расстройство, чтобы вместо тюрьмы отбыть более чем заслуженный срок в лечебнице. Однако актер наделяет его настоящим теплом, нахальным обаянием, беззастенчивым жизнелюбием и такой несокрушимой внутренней свободой, что Макмерфи невозможно не полюбить.
Попав в психиатрическую больницу, которая оказывается хуже, чем тюрьма, — пациентов здесь лишают последних остатков человеческого достоинства, — он воодушевляет и поддерживает своих товарищей и бросает вызов бездушной системе.
Его бунт, сколь бесстрашный, столь и обреченный, заканчивается трагически для него самого, но вселяет в других веру в собственные силы, поэтому жертва Макмерфи не кажется напрасной.
Дэрил Ван Хорн («Иствикские ведьмы», 1987)
Загадочный незнакомец, нарушающий покой маленького городка в Новой Англии, где три подруги скучают без мужского внимания, — формально самый плохой парень из всех возможных. Ведь за псевдонимом, который почему-то мгновенно испаряется из памяти тех, кто с ним встречается, скрывается не кто иной, как сам дьявол. Впрочем, в черной комедии Джорджа Миллера Сатана не собирается устраивать апокалипсис. Он всего лишь хочет, чтобы его любили — те самые три красотки, которые и заставили его материализоваться своей коллективной мечтой об идеальном мужчине. И мужчина поначалу не разочаровывает — он очарователен, галантен и чертовски хорош в постели.
Увы, как это часто бывает в жизни, когда женщины решают прекратить отношения, открывается истинная натура идеального любовника, и он начинает вести себя совсем не по-джентльменски.
Джейк Гиттес («Китайский квартал», 1974)
В запутанном, как водные коммуникации Лос-Анджелеса, неонуаре Романа Полански Николсон играет частного детектива. Он напоминает героев классических «черных фильмов» вроде Филипа Марлоу или Сэма Спейда, но совершенно иной породы. Если те, несмотря на все, с чем им «посчастливилось» столкнуться, соблюдали в жизни и работе негласный кодекс чести, то Гиттес — довольно скользкий тип, и цинизм его совсем не напускной. Он трусоват, не слишком щепетилен в выборе заказов, не стесняется затащить клиентку в постель, а если ему бьют морду (что происходит довольно часто), то почти всегда за дело. Режиссер подчеркивает слабости героя, то и дело ставя его в нелепые ситуации и заставляя полфильма провести с пластырем на носу.
Тем не менее Гиттес умен, упорен и не отступает, даже когда простое дело о супружеской неверности оборачивается опасным коррупционным скандалом с участием сильных мира сего.
Чарли Партанна («Честь семьи Прицци», 1985)
Что получится, если скрестить в одном фильме честный взгляд на мафиозно-семейные разборки в духе «Клана Сопрано» и сюжет, напоминающий «Мистера и миссис Смит»? Возможно, как раз такая черная криминальная комедия, как фильм Джона Хьюстона, в которой Николсон сыграл тупоголового киллера на службе мафии.
Что еще посмотреть?
На свою беду Чарли влюбляется в прекрасную блондинку, женится на ней и только после свадьбы узнает, что она — его коллега, причем получившая заказ на его голову. Незадачливому киллеру приходится собрать остатки своего небогатого ума, чтобы выкрутиться из этой неудобной ситуации. Дополнительно ее осложняет то, что дочка дона, с которой у него когда-то был роман, все еще к нему неравнодушна. Николсон играет Чарли с восхитительной иронией и озорством, явно получая огромное удовольствие от своей роли и заражая ими зрителя.
Фрэнк Чемберс («Почтальон всегда звонит дважды», 1981)
Еще один неонуар в фильмографии Николсона. Еще один персонаж, слабости характера которого, помноженные на непреодолимую силу обстоятельств, приводят к катастрофическим последствиям. Впрочем, почему непреодолимую?
У Фрэнка Чемберса, бывшего уголовника и бродяги, на каждом шагу есть выбор. И он его делает – всегда в пользу самого дурного варианта. После выхода из тюрьмы он устроился разнорабочим в придорожный дайнер и закрутил бурный, заряженный эротическим электричеством роман с женой хозяина. И если в предыдущей экранизации романа Джемса М. Кейна, снятой в 1946 году, инициатором убийства надоевшего мужа выступала женщина, то в фильме Боба Рейфелсона именно Фрэнк, одновременно слабохарактерный и жестокий (самое опасное сочетание), становится ведущим в отношениях, а Кора следует за ним, ведомая животным притяжением.
Джокер («Бэтмен», 1989)
Николсон сыграл главного антагониста Бэтмена задолго до Хита Леджера, Джареда Лето и Хоакина Феникса – и как сыграл! В конце 1980-х участие крупных звезд (да еще и с двумя «Оскарами») в комиксоидах считалось довольно необычным. Однако именно Николсон, а не гораздо менее известный на тот момент Майкл Китон, был главной и самой высокооплачиваемой звездой в фильме Тима Бертона.
Свой гонорар он отработал по полной, вложив в исполнение роли Джокера столько же бешеной энергии, как в свои партии в серьезных фильмах. Вдохновением для него служили образы карикатурных злодеев из телешоу 1960-х годов, но Николсон выкрутил и карикатурность, и злодейство своего персонажа на 200%. Он был смешным, страшным, маниакально безумным и просто очень, очень плохим, без всяких детских травм и социальных условий – идеальным злодеем для идеального героя.
Полковник Джессеп («Несколько хороших парней», 1992)
В судебной драме Роба Райнера по дебютному сценарию Аарона Соркина у Николсона совсем небольшая роль. Однако едва появившись на экране, его свирепый полковник Джессеп отдает приказ о неуставном наказании молодого солдата его же сослуживцам и полностью крадет фильм у главного героя – честного и правильного военного юриста Дэниела Кэффи в исполнении Тома Круза.
Никаких особых психологических глубин в этой роли нет. Джессеп — цельнометаллический солдафон, который относится к подчиненным как к винтикам в хорошо смазанной армейской машине, а вместо сердца у него — довольно своеобразные представления о воинской чести. Однако взрывная игра Николсона сделала этого персонажа одним из самых запоминающихся в галерее его ролей, а фраза Джессепа «Правда вам не по зубам!» заняла 29-е место в списке ста самых знаменитых цитат из фильмов Американского института кино.
Джек Торренс («Сияние», 1980)
Как известно, Стивен Кинг встретил в штыки эту экранизацию своего романа и долгие годы поминает ее недобрым словом при каждом удобном и не очень случае.
Одной из его основных претензий к Стэнли Кубрику была трактовка образа Джека Торренса – писателя-неудачника, который устраивается зимним смотрителем в закрытый по случаю несезона отель «Оверлук» и переезжает туда с женой и сыном. Если в книге Джек был, в сущности, неплохим человеком, оставившим в прошлом алкогольную зависимость и проблемы с управлением гневом, то в фильме он с самого начала – эгоцентричный, жестокий, и, судя по всему, домашний абьюзер. Это не демонический отель превращает его в чудовище: тьма таится в Джеке с самого начала, но изоляция и безнаказанность выпускают ее наружу. И что бы ни думал Кинг, именно этот акцент на психологической, а не сверхъестественной природе зла делает «Сияние» таким страшным.