Памяти жертв Холокоста: 10 главных фильмов о величайшей трагедии в истории человечества
27 января отмечается международный День памяти жертв Холокоста: около 17 миллионов людей было убито в соответствии с безжалостной нацистской политикой. Мировой кинематограф запечатлел не только трагедию, но человечность и силу духа, которым нашлось место даже в аду концлагерей. Time Out выбрал 10 фильмов о Холокосте, которые стоит посмотреть каждому.
«Голый среди волков», 1963

Действие этой немецкой драмы, основанной на одноименной книге Бруно Апица, разворачивается в концентрационном лагере Бухенвальд. Узники спасают мальчика из польского гетто и пытаются его спрятать: они прекрасно понимают, какая судьба их ждет, если солдаты узнают об этом, но все равно решают рискнуть.
В основе фильма лежат подлинные события, произошедшие в 1945 году с оператором австрийской телекомпании ORF Штефаном Ежи Цвейгом, который в 1944 году вместе со своим отцом попал в Бухенвальд — в то время как мать и сестру мальчика увезли в Освенцим, где они впоследствии погибли.
В 1963 году лента принимала участие в Московском международном кинофестивале, где получила серебряный приз.
«Выбор Софи», 1982

Мастерски сделанная работа американского кинорежиссера Алана Пакулы предлагает зрителю не только исторический контекст, но и жестокие эмоциональные «горки». Лента, основанная на одноименном романе Уильяма Стайрона, оказывается своеобразным путешествием по аллеям человеческой вины и раскаяния.
Фильм повествует о взаимоотношениях трех уникальных персонажей. Молодой писатель Стинго знакомится и начинает дружить с парой влюбленных, Софи и Натаном. Через некоторое время главный герой замечает, что в их взаимоотношениях далеко не все так просто: оба мужчины мучаются воспоминаниями о пережитых военных годах…
Несмотря на то, что критики отмечали некоторые сюжетные недочеты, они высоко оценили работу Мерил Стрип, которая практически на коленях умоляла режиссера дать ей возможность сыграть Софи.
В итоге в 1983 году Стрип была номинирована на пять премий «Оскар» и получила награду в номинации «Лучшая женская роль».
«До свидания, дети», 1987

Высоко оцененный критиками автобиографический фильм Луи Малля повествует о католической школе-интернате в оккупированной Франции во время Второй мировой войны — и о попытке гестапо поймать трех скрывающихся в ней еврейских студентов.
Фильм основан на событиях из юношества Малля, который стал свидетелем отправки учеников и учителя в концентрационный лагерь, где они и погибли. Зрители и критики хвалили ленту за гуманистический и реалистический посыл, а на Венецианском кинофестивале в 1987 году «До свидания, дети» получили заслуженного «Золотого льва».
«Сын Саула», 2015

Венгерский режиссер Ласло Немеш дебютировал в большом кино лентой об одном дне из жизни Саула Ауслендера, члена освенцимской зондеркоманды — еврейского подразделения, созданного для помощи в уничтожении других узников.
Снятый в основном «через плечо» или очень размытым крупным планом, фильм с непоколебимой отстраненностью фиксирует бытовые ужасы работы Ауслендера — извлечение трупов из газовых камер и мытье полов. Даже без потрясающей работы Гезы Рерига в роли Саула, начинающего актера и поэта, этот победитель конкурса на лучший фильм на иностранном языке 2015 года был бы потрясающим.
Не зря по уровню психологического воздействия на зрителя многие кинокритики приравнивают его к ленте Элема Климова «Иди и смотри».
«Иди и смотри», 1985

Двухсерийная работа Элема Климова «Иди и смотри» вдохновила многих режиссеров с момента ее выхода. Фильм, получивший высокую оценку критиков, рассказывает о нацистской оккупации Белорусской ССР.
Это хроника истории мальчика, который присоединяется к советскому сопротивлению против нацистов и переживает ужасы Второй мировой войны. Лента была снята с помощью стэдикама, и это напрямую повлияло на ее атмосферу. Подвижная камера в совокупности с длинными кадрами придала фильму особенную реалистичность — и зритель стал непосредственным участником происходящего на экране. Дополняет шокирующую эстетику фильма и музыкальный ряд, над которым работал Олег Янченко. Зачастую мы слышим шумы и искаженную музыку, а иногда композитор использует и вовсе наслоение различных звуков для усиления жуткого эффекта. Сам режиссер говорил, что он за «сверхкино, когда надо срывать красоту с оплывших жиром душ».
Фильм, который стал кассовым успехом, теперь считается одной из лучших военных драм в истории кинематографа.
«Шоа», 1985

Поразительное документальное произведение французского режиссера Клода Ланцмана «Шоа» демонстрирует нацистское беззаконие в Польше лучше, чем кто-либо из его современников. Благодаря большому количеству интервью с выжившими заключенными, их детьми, немецкими офицерами и охранниками лагерей фильм объемно и убедительно воссоздает ужасы Холокоста.
История поделена на четыре части. В первой рассказывается о первом нацистском лагере смерти Хелмно, в котором впервые использовались мобильные «душегубки». Во второй перед зрителем предстают узник Треблинки Авраам Бомба, заключенный Ричард Глазар, офицер СС Франц Сухомель и машинист составов, следовавших в лагерь, Генрик Гавковски. Фотография последнего даже была использована для рекламы фильма. Третья часть посвящена Освенциму, а четвертая — Варшавскому гетто. Для съемки отдельных частей фильма использовались секретные камеры.
«Шоа» был высоко оценен на различных международных кинофестивалях, но сильно критиковался за отсутствие интервью с поляками, которые во время войны помогали выжить узникам концлагерей. Несмотря на это, лента считается одним из самых достоверных документальных фильмов о Холокосте.
«Леди в номере 6» (2013)

Этот невероятный 38-минутный фильм был признан лучшей короткометражной документальной лентой на церемонии вручения премии «Оскар» в 2014 году.
Сюжет рассказывает о пианистке Алисе Херц Зоммер, которая на момент выхода фильма была старейшей в мире выжившей после Холокоста. Она родилась 26 ноября 1903 года в богатой еврейской семье, большую часть своего времени уделявшей классической литературе и музыке. В 1943 году Алису с ее мужем, 6-летним сыном Рафаэлем (Рафи) и матерью погрузили в вагон в Терезиенштадт, город-крепость в 30 милях от Праги, который нацистская пропаганда рекламировала как образцовое гетто — «подарок фюрера евреям», с собственным оркестром, театральной группой и даже футбольными командами. На протяжении всего фильма Алиса описывает, как оптимизм и любовь к музыке помогли ей пережить ужасы Холокоста.
Алиса Херц Зоммер умерла в Лондоне 23 февраля в возрасте 110 лет за неделю до того, как этот документальный фильм получил свою заслуженную премию.
«Жизнь прекрасна», 1997

То, что начинается как идиллическая история семьи еврейских итальянцев Гвидо (Роберто Бениньи, который также был режиссером фильма), Доры (Николетта Браски) и их ребенка, превращается в кошмар. Отец с сыном отправляются в концентрационные лагеря: любовь Гвидо к жизни помогает ему утешать мальчиками играми и шутками, чтобы отвлечься от ужаса их положения и разлуки с матерью.
Фильм критиковали за комедийные элементы в истории о Холокосте, однако зрителей покорили отеческая любовь и несгибаемое человеческое достоинстве в испольнении Бениньи.
«Жизнь прекрасна» стала одним из самых успешных неанглоязычных фильмов всех времен, завоевав множество премий: Академия наградила ее как лучший фильм на иностранном языке, а Бениньи получил приз за лучшую мужскую роль.
«Ростовщик», 1964

Сол Назерман (Род Стайгер) стал свидетелем того, как нацистские офицеры насилуют его жену и убивают его детей — и пережил Холокост. Он превратился в опустошенного и недоверчивого человека, который управляет ломбардом в Гарлеме и страдает от ужасных воспоминаний о времени, проведенном в концентрационном лагере. Психологическая «бомба замедленного действия» приводит к трагедии.
Психологическая драма Сидни Люмета считается первым американским фильмом, показавшим Холокост с точки зрения выжившего. Культурное и эстетическое значение ленты продолжает оставаться актуальным и сегодня.
«Феникс», 2014

Позаимствовавшая эстетику фильмов в стиле нуар работа представителя новой берлинской школы обращается к исследованию страшного прошлого своей страны. Бывшая певица Нелли Ленц, оставшаяся в живых после Освенцима, делает операцию по восстановлению обезображенного лица. Затем она отправляется на поиски своего мужа, который, возможно, и был тем, кто передал ее нацистам — и вновь знакомится с ним и с самой собой.
Возможно, Петцольд воспроизводит некоторые шаблонные тропы жанра, но его внимание к психологии главной героини, выжившей и вновь окунувшейся в мир, который другие стараются забыть, более чем похвально.
Опустошающий финал ленты — идеальная трагическая кода как в личной жизни Нелли, так и в истории Холокоста и его последствий.