Хорошо забытое новое: 10 громких фильмов последних лет, о которых никто уже и не вспоминает
Благодаря агрессивным пиар-кампаниям, интернет-скандалам и новостям о кассовых сборах популярность многих кинолент во время их прокатного периода кажется неизмеримой. Только вот спустя несколько месяцев — иногда и раньше — многие «громкие новинки» слово исчезают. Time Out с трудом вспомнил 10 нашумевших современных фильмов, о которых уже давно никто не говорит.
«Мумия»
The Mummy, 2017
Многие пытались повторить феноменальный успех киновселенной Marvel, но пока никому этого толком не удалось. Пожалуй, самый ошеломляющий провал в этом начинании случился у Universal, когда студия заложила фундамент «Веселенной монстров» перезапуском «Мумии». Результат: смехотворные для такой махины кассовые сборы — чуть больше 400 млн долларов — и «Золотая малина» Тому Крузу за худшую мужскую роль.
Несостоявшиеся кинофраншизы — конечно, не уникальное явление. Случай с «Мумией» выделяет то, с какой уверенностью и помпой Universal говорила о своих планах не только вскоре снять продолжение, но еще и посвятить отдельные серии другим именитым монстрам.
В «Мумии» полно сюжетных мостиков к потенциальным спин-оффам и даже есть свой Ник Фьюри в лице Рассела Кроу, сыгравшего доктора Джекила. По иронии, именно бросающаяся в глаза коммерциализация фильма отпугнула многих зрителей.
«Лига справедливости»
Justice League, 2017
Еще один буквальный конкурент «Мстителей», снятый по комиксам DC. В отличие от киновселенной Marvel, где фундамент для масштабного кроссовера готовили годами и многочисленными сольными лентами, «Лига» собрала именитых героев в жуткой спешке. Не успели Бэтмен с Суперменом решить личные разногласия под надзором Чудо-женщины, как только встретившимся героям пришлось объединиться еще с тремя незнакомцами для спасения мира. Разумеется, о химии между персонажами речи не идет.
Даже после того, как Заку Снайдеру пришлось уступить режиссерское кресло прямо во время съемок из-за семейной трагедии, поклонники DC не теряли энтузиазм. Только дождаться фильма мечты не смогли: «Лига справедливости», доделанная и перекроенная Джоссом Уидоном, вышла фильмом совершенно скомканным и невнятным. Warner Bros., потратившая 300 млн долларов только лишь на производство картины, получила всего 657 млн сборов в мировом прокате — результат, далекий от «Мстителей», и даже не на уровне успешной одиночной супергероики. Провал «Лиги» заставил Warner Bros. пересмотреть планы на киновселенную в пользу экспериментов и самостоятельных произведений.
Спустя 4 года случилось чудо: на стримингах вышла «правильная» версия «Лиги справедливости», доснятая и смонтированная вернувшимся Заком Снайдером. Событие уникальное и масштабное, хоть и бессмысленное в долгосрочной перспективе: после недолгого ажиотажа о фильме вновь забыли, он официально не считается каноничным для франшизы.
Обратная перемотка. Лучшие фильмы 2011-2020
Time Out оглядывается назад, чтобы выяснить, как изменились за это время кино, мир и мы сами.
«Ла-Ла Ленд»
La La Land, 2016
В 2016-2017 годах спрятаться от «Ла-Ла Ленда» было практически невозможно. Эмоциональный и красивый мюзикл об истории любви двух амбициозных мечтателей собрал неприлично большую для подзабытого жанра кассу в 447 млн долларов. Картина, кажется, еженедельно грабила все мыслимые церемонии, забирая награды в десятках категорий. Даже на «Оскаре», где «Ла-Ла Ленд» фигурировал аж в 14 номинациях, фильму досталось целых 6 статуэток. Будто этого было мало, с «Ла-Ла Лендом» случился самый неловкий инцидент в истории церемонии: картина по ошибке получила главную награду, которую команде сразу же пришлось отдать «Лунному свету».
Тем не менее после наградного сезона грустная сказка с красивыми и талантливыми Эммой Стоун и Райаном Гослингом резко пропала с радаров. Возможно, дело опять же в не самом популярном сейчас жанре — после выхода следующего сенсационного мюзикла «Ла-Ла Ленд» наверняка вспомнят.
«Охотники за привидениями»
Ghostbusters, 2016
После закрытия серии «Новый Человек-паук» Sony Pictures нуждалась в успешном блокбастере и ставила именно на «Охотниц». Только вот представить проект в нужном свете студия не сумела: вместо убеждения потенциальных зрителей в том, что фильм будет замечательным, Sony агрессивно давила на феминизм — ведь в новой картине Охотники стали Охотницами, а привлекательную секретаршу на это раз сыграл Крис Хемсворт. Массивная и дорогостоящая пиар-кампания только враждебно настроила гигантскую аудиторию еще до начала проката.
Вскоре после череды новостей о провальных сборах — скорее всего, с учетом маркетингового бюджета картина едва вышла в ноль — о скандальном перезапуске забыли. В 2021 году выйдет «настоящее продолжение» серии под названием «Охотники за привидениями: Наследники», которое окончательно вычеркнет женский перезапуск из истории франшизы.
«Довод»
Tenet, 2020
Кристофер Нолан — один из режиссеров, за каждой работой которого пристально следит вся профильная пресса и миллионы обычных зрителей. Нолан берется за самые разные жанры от научной фантастики до военных боевиков и всегда снимает ленты, поражающие как минимум ключевой фишкой. Триллер «Довод» про суперагентов, обращающих ход времени вспять — не исключение.
Только в этот раз самомнительность постановщика оказалась в несколько раз больше, чем значимость самого фильма. «Довод» рекламировался не просто как очередной шедевр на века, но еще и как потенциальный спаситель мирового кинопроката, впавшего в кому из-за коронавирусных ограничений. Не сложилось: картина с производственным бюджетом в 205 млн долларов собрала всего 363 млн в кинозалах мира и спешно присоединилась к другим новинкам на стриминговых сервисах.
Часть зрителей, все-таки решивших выбраться в кинотеатры, «Довод», наоборот, убедил дальше сидеть дома: звуковые дорожки в фильме сведены так, что во многих сценах сложно расслышать диалоги. Субтитры-то в кинотеатре включить не получится, если они не предусмотрены выбранным сеансом.
«Звездные войны: Скайуокер. Восход»
Star Wars: Episode IX — The Rise of Skywalker, 2019
Казалось бы, завершающая глава в истории семьи Скайуокеров — по крайней мере, так представляли фильм Disney и Lucasfilm — должна была стать эпохальным событием. В реальности получилось совсем иначе: девятую номерную часть обсуждали примерно месяц, после чего негласно договорились больше о ней не вспоминать.
В этом случае виноват не столько конкретный фильм, сколько вся «трилогия сиквелов». Когда Disney только анонсировала полноценное возрождение «Звездных войн» после приобретения Lucasfilm, это было чем-то невероятным и удивительным: полумертвая, но не забытая серия получила второй шанс. Правда, после «Пробуждения Силы» ажиотаж стремительно падал.
У Lucasfilm не было четкого плана для общей сюжетной линии, поэтому трилогия превратилась в перетягивание каната между двумя постановщиками: паразитирующим на ностальгии фанатов Джей Джей Абрамсом и бесстрашным нигилистом Райаном Джонсоном. К выходу девятого эпизода поклонники просто устали наблюдать за бессмысленной творческой суетой — многие даже не пошли на финал некогда любимой серии в кино, обойдясь кратким пересказом.
«Темная башня»
The Dark Tower, 2017
С бесконечными экранизациями книжных бестселлеров Стивена Кинга невозможно угадать, получится ли хорошее кино или ужасное недоразумение со знакомым названием. Тем не менее большинству адаптаций Кинга хотя бы свойственно быстрое производство. Экранизация «Темной башни» — одно из ярких исключений.
Снимать что-то по самому известному и масштабному циклу писателя собирались много лет. Universal Pictures и Warner Bros. рассматривали несколько совершенно разных итераций проекта: например, какое-то время постановщиками значились Джей Джей Абрамс и Рон Говард, «Башню» подумывали превратить в серию фильмов с сериальным спин-оффом. В 2015 году всем участвующим, видимо, надоело ломать голову над непростой задачкой — уже Sony Pictures пошла по самому простому и странному пути: «Темную башню» адаптировали в виде самостоятельного фильма.
Поклонники оригинала не могли даже представить, каким образом идея может сработать — не зря. Несмотря на харизматичного и именитого Идриса Эльбу в роли Стрелка и антагониста в исполнении Мэттью Макконахи, полнометражная «Темная башня» пала. Sony понесла огромные финансовые потери, а эстафету бесконечных кинговских экранизаций перенял Amazon: для сервиса сняли пилот одноименного сериала, который, правда, убедил компанию отменить проект.
«Терминатор: Темные судьбы»
Terminator: Dark Fate, 2019
«Темные судьбы» — точное описание того, что происходит с некогда величайшей франшизой о восстании машин. После успеха первых двух фильмов «Терминатора» несколько раз переосмысливали и перезагружали, но все попытки вдохнуть в серию жизнь терпели крах.
Кажется, фильм «Темные судьбы» окончательно похоронил серию. После совершенно чудовищного «Терминатор: Генезис» студия попробовала поработать над ошибками: новую часть снял довольно известный постановщик «Дэдпула» Тим Миллер, а помимо неизменного Арнольда Шварценеггера на ключевую роль вернули саму Сару Коннор в исполнении Линды Хэмилтон. Студия даже рискнула снять фильм с возрастным рейтингом «только для взрослых», полагая, что с более откровенной жестокостью избитый сюжет раскроется по-новому.
Не помогло: «Темные судьбы» собрал в два раза меньше «Генезиса» и даже не покрыл расходы на производство и маркетинг. Судя по всему, следующего «Терминатора» мы увидим очень нескоро, если он вообще будет.
«Холодное сердце 2»
Frozen II, 2019
Оригинальный анимационный мультфильм «Холодное сердце» был грандиозным успехом Disney. История, основанная на сказке о Снежной королеве, собрала миллионы поклонников всех возрастов, а глобально компания получила совершенно новую франшизу для продажи игрушек, сувениров и прочей атрибутики. Оставить настолько замечательный и прибыльный мультик без сиквела студия не могла.
Надо сказать, с финансовой точки зрения «Холодное сердце 2» получился еще более выдающимся: аж 1,4 млрд долларов в мировом прокате против 1,2 млрд оригинальной картины. Проблема в том, что на студию, словно на сказочную принцессу, наложено заклятье: Disney не умеет снимать вменяемые сиквелы. Вот и «Холодное сердце 2» попал под действие злых чар: сюжет мультфильма забывается еще до титров, ярких музыкальных номеров в нем тоже нет.
«Аладдин»
Aladdin, 2019
Впрочем, ультимативный рецепт «громких и успешных фильмов, о которых все тут же забывают» принадлежит полнометражным ремейкам классических мультфильмов Disney. В 2019-м их вышло сразу два: «Аладдин» с Уиллом Смитом в роли Джинни и полностью цифровой «Король Лев» с пугающе реалистичными говорящими животными. Сборы обеих картин перевалили за миллиард долларов, что автоматически делает их одними из самых успешных кинопроектов в истории.
Только с творческой точки зрения такие переосмысления мало интересы: это буквально те же истории, рассказанные другими словами. Достаточно, чтобы родители могли сводить детей на сеанс и заодно поностальгировать — да и только.