Большие гонки, великая любовь, последняя звезда. 10 историй о Поле Ньюмане
26 января исполняется 98 лет со дня рождения Пола Ньюмана, которого газета The New York Times когда-то назвала последним из великих звезд ХХ века. За пятьдесят с лишним лет своей карьеры он сыграл более 65 ролей и поставил шесть фильмов как режиссер. А еще был автогонщиком, политическим активистом, филантропом и даже основал бренд продуктов питания, названный его именем. Time Out вспоминает эти и другие интересные факты из биографии Ньюмана.
Отец Пола Ньюмана был против его актерской карьеры
Пол Леонард Ньюман родился в состоятельной семье — его отец, Артур Зигмунд Ньюман-старший, владел магазином спортивных товаров в городе Шейкер Хайтс, штат Огайо. Будучи евреем по отцовской линии, Ньюман никогда не скрывал своего происхождения и в начале своей карьеры отказался поменять имя на «менее еврейское».
Актерской игрой Пол увлекся еще в школе, и его мать Тереза, большая любительница театра, поощряла это увлечение. Однако отец считал это занятие непрактичным, не радовало его и то, что Пол выбрал драму своей специализацией в колледже. Он был недоволен и ранним браком сына, который в 1949 году женился на молодой актрисе Джеки Витте — коллеге по работе в летнем театре. Позже Ньюман говорил, что одним из самых больших сожалений в его жизни было то, что отец не увидел его успеха и всегда считал сына бездельником.
Во время Второй мировой войны Ньюман служил в ВМС США
В 1943 году Пол присоединился к тренировочной программе военно-морских сил при Йельском университете. Он хотел стать пилотом, однако на эти курсы его не зачислили из-за дальтонизма. Тогда Ньюман прошел обучение на радиста и хвостового стрелка, и в 1944 году его отправили на военно-морскую базу на Гавайях, а оттуда — в торпедную эскадрилью в Тихом океане. Позже он служил на авианосце Bunker Hill и летал на бомбардировщике Avenger в качестве наводчика. Военную службу Ньюман покинул в 1946 году.
Профессиональному мастерству Ньюман учился в Актерской студии Ли Страсберга
Несмотря на неодобрение отца, Ньюман был твердо намерен связать свою жизнь с театром, но в то же время его пугало, что эта профессия требует такой эмоциональной вовлеченности. Поэтому после войны он поступил в Йельскую школу драмы и сконцентрировался на режиссуре, однако продолжал играть в нескольких летних труппах.
На прослушивание в Актерскую студию он попал случайно, придя туда за компанию с приятельницей. Как часто бывает в таких случаях, его зачислили, а ее — нет. Так Ньюман оказался на одном курсе с Марлоном Брандо, Джеймсом Дином и другими будущими звездами. По его признанию, Актерская студия научила его всему: «Это было потрясающе — просто быть там и наблюдать за Джеральдин Пейдж или Ким Стенли, а иногда за Марлоном Брандо и Джули Харрис. Так что я держал рот на замке, уши — востро и учился».
Свой дебют в кино Ньюман считал неудачным
В начале 1950-х Ньюман вполне успешно играл на Бродвее и снимался на телевидении. В 1954 году студия Warner Bros. предложила ему первую роль в кино: за 1000 долларов в неделю Пол сыграл в фильме «Серебряная чаша» греческого раба, который создал драгоценный сосуд для Тайной вечери. Картина провалилась в прокате, а Ньюман, который редко смотрел свои работы, однажды собрал друзей, раздал им кастрюли, половники и свистки и заставил высидеть всю «Серебряную чашу» — «худший фильм в истории», по его мнению.
Союз Пола Ньюмана и Джоан Вудворд был одним из самых долгих и любящих в Голливуде
С актрисой Джоан Вудворд Ньюман познакомился в 1953 году, когда оба участвовали в постановке пьесы «Пикник» — это был его бродвейский дебют, а она была одной из дублерш. Они сразу понравились друг другу, но Пол был женат, так что следующие несколько лет молодые люди провели, избегая встреч, что было не так-то просто, поскольку мисс Вудворд тоже поступила в Актерскую студию.
В следующий раз судьба свела их на съемках фильма «Долгое жаркое лето» в 1957 году, и тогда Пол развелся с первой женой. В следующем году они с Джоан поженились и прожили вместе 50 лет — до самой его смерти. Партнерами на экране они были в десяти фильмах, а в 1968 году Ньюман поставил для своей жены картину «Рэйчел, Рэйчел», которая принесла ей вторую номинацию на «Оскар». Позже он снял ее еще в трех своих режиссерских работах.
Пол и Джоан признавали, что их семейная жизнь не всегда была спокойной. Они были очень разными людьми: она любила оперу и балет, а он — дурацкие розыгрыши и гоночные машины. Однако после каждой ссоры супруги с новой силой осознавали, что не хотят терять друг друга. Так однажды, в сердцах выскочив из дома, Ньюман сразу же вернулся и на пороге объяснил жене, что понял — идти ему от нее некуда.
Внешняя привлекательность долго мешала зрителям и критикам разглядеть в Ньюмане талантливого актера
Успех и зрительскую любовь Ньюману принес его третий фильм — спортивная драма «Кто-то там наверху любит меня» (1956), где он заменил погибшего Джеймса Дина в роли молодого боксера Рокки Грациано. Критики, впрочем, были настроены скептически, сравнивая Пола с Брандо и приходя к выводу, что второй Брандо в кино не нужен.
К тому же разве может быть хорошим актером кто-то настолько красивый? Правильные черты лица и яркие голубые глаза, с одной стороны, помогли Ньюману быстро стать популярным, а с другой — затмевали прочие его качества. Режиссер Артур Пенн, который снял его в телевизионной экранизации рассказа Хемингуэя «Боец» (1955), а потом в фильме «Пистолет в левой руке» (1958), где Ньюман сыграл знаменитого бандита Билли Кида, вспоминал: «Пол немного страдал от своей красоты, так как люди сомневались, что он умеет играть».
Сам же актер шутил: «Представляю свою эпитафию: “Здесь лежит Пол Ньюман, который умер неудачником, потому что его глаза стали карими”».
Однако в том же 1958 году вышла экранизация пьесы Теннесси Уильямса «Кошка на раскаленной крыше» Ричарда Брукса, за которую Ньюман получил свою первую номинацию на «Оскар». Вторую он заработал за «Бильярдиста» Роберта Россена (1961). И хотя глаза его так и не стали карими, воспринимать его просто как красавчика, наконец, перестали.
Ньюман всерьез увлекался автогонками
В 1968 году Ньюман получил роль автогонщика Фрэнка Капуа в картине Джеймса Голдстоуна «Победители» (Джоан Вудворд сыграла там жену героя, изменяющую ему с главным соперником по трассе).
Для подготовки к съемкам Пола отправили на курсы гонщиков, и он обнаружил, что это единственный спорт, который ему хорошо удается. Гонки стали его страстью.
В первом профессиональном соревновании он принял участие в 1972-м, под именем П.Л. Ньюман. В дальнейшем Ньюман выиграл четыре национальных чемпионата под эгидой Sports Car Club of America и занял второе место в гонке «24 часа Ле-Мана» в 1979 году.
На 70-летие он подарил самому себе участие в гонке «24 часа Дайтоны» и стал самым пожилым гонщиком команды-победителя на тот момент. Еще через 10 лет он снова участвовал в этом соревновании, а в 81 год выиграл гонку на трассе Lime Rock Park.
Вместе с гонщиком Биллом Фриманом Ньюман также создал свою собственную команду Newman Freeman Racing, успешно выступавшую на национальных чемпионатах.
Ньюман девять раз номинировался на актерский «Оскар», но выиграл только однажды
Всего Ньюман собрал восемь номинаций за лучшую мужскую роль и еще одну — за роль второго плана (в фильме Сэма Мендеса «Проклятый путь» (2002), где он в последний раз появился на большом экране). Еще одну номинацию — продюсерскую — ему принесла картина «Рэйчел, Рэйчел», выдвигавшаяся на лучший фильм в 1969 году.
В 1986-м, после шести раз, когда Ньюман уходил с оскаровской церемонии с пустыми руками, Киноакадемия решила вручить ему утешительный почетный «Оскар». В своей заранее записанной на видео благодарственной речи Пол пошутил: «Я особенно благодарен за то, что к этой статуэтке не прилагается подарочный сертификат Forest Lawn (голливудской похоронной фирмы)».
На следующий год после этой черной шутки его снова номинировали — за роль в «Цвете денег» Мартина Скорсезе, сиквеле «Бильярдиста». Седьмой раз оказался удачным, и Ньюман наконец унес свой давно заслуженный приз.
В 1994 году он также получил специальную награду имени Джина Хершолта, которую Киноакадемия вручает за выдающийся вклад в дело гуманизма.
Ньюман был успешным предпринимателем
В 1982 году он почти в шутку решил начать продавать салатный соус, который делал сам, разливал по бутылкам и дарил друзьям на Рождество. Так появился бренд Newman’s Own, сооснователем которого стал друг Пола, писатель Аарон Эдвард Хотчнер.
В дальнейшем компания выросла и начала производить лимонад, попкорн, соус для спагетти, вино, сладости и органические продукты (это подразделение, позднее ставшее отдельным бизнесом, создала дочь Ньюмана Нелл). Всю прибыль, оставшуюся после уплаты налогов, Newman’s Own отдает на благотворительность — с момента основания компании в различные организации было перечислено более 550 миллионов долларов.
Ньюман активно занимался благотворительностью и создал несколько фондов, которые продолжают работать и после его смерти
В 1978 году старший сын Пола и Джеки Витте Скотт, тоже актер, умер от передозировки наркотиками. Ему было всего 28 лет. В память о нем Ньюман основал образовательный Центр Скотта Ньюмана, который занимается профилактикой наркомании среди детей и подростков. Под эгидой Центра также работает сеть реабилитационных летних лагерей для семей, сталкивающихся с последствиями алкоголизма и наркомании.
В 1988 году Ньюман основал летний лагерь Hole in the Wall Gang, названный так в честь банды из его фильма «Буч Кэссиди и Сандэнс Кид» (1969). Он предназначался для бесплатного отдыха детей, больных раком и другими серьезными заболеваниями. Позже лагерь стал круглогодичным, к организации присоединились больницы и другие учреждения. Каждый год она помогает более чем 20 000 детей и их семей. Сейчас такие лагеря работают не только в США, но и во Франции, Ирландии и Израиле.