Делать ноги: 12 достойных обувных брендов из России
Международные обувные гиганты один за другим уходят из России, но это не трагедия: без качественной обуви нас не оставят российские бренды. Кеды в советской эстетике, войлочная альтернатива уггам и заядлые авангардисты — совместно с Telegram-каналом «Окно в Европу. Закрой, дует» Time Out собрал 12 отечественных обувных марок, способных составить достойную конкуренцию западным коллегам по цеху.
«Два мяча»
Не то чтобы в СССР был дефицит кед, но пределом мечтаний всегда считались модели советско-китайского производства, выходившие под маркой «Два мяча». Не в пример отечественным, они выгодно отличались расцветкой и дизайном, а главное, качеством: синие кеды с прочнейшей зеленой подошвой, оставлявшие следы на земле в виде двух мячей, моментально заполучили статус самой надежной спортивной обуви, побив все рекорды продаж в СССР.
В стремлении отдать дань советскому наследию и тем стандартам качества, что были приняты, классику возродили, вернув кеды в производство. Сегодня, как и 50 лет назад, кеды под этикеткой «Два мяча» производятся в КНР, а в ход идут те же классические технологии и оборудование, что и раньше — все аутентичности ради. Фирменная эмблема с двумя мячами транслирует идеалы спортивного движения, продвигая бренд к победе с лозунгом «Быстрее, выше, сильнее».
«Динамо»
Еще одна фабрика, прославившаяся благодаря первоклассной спортивной обуви в СССР, при создании кед до сих пор опирается на советские традиции производства: все модели изготавливаются в Санкт-Петербурге из натуральной кожи строго по ГОСТу.
Почитателям ретро посвящаются легендарные белые кроссовки «Гус-1» с синими птичками и серыми вставками из велюра — дебютная и самая узнаваемая модель «динамок», впервые увидевшая свет в 1988 году. Секрет головокружительного успеха — принцип «меньше значит больше»: классический силуэт, натуральная кожа КРС, минималистичная шнуровка. Подошва отлита из полиуретана — более легкого материала, нежели резина, не имеет пустот и решеток, а к верху обуви крепится самым прочным и надежным литьевым методом.
«Волан»
Вслед за питерскими коллегами по цеху московская марка «Волан» выстраивает собственный олдскульный дизайн вокруг советской спортивной эстетики 70-х и 80-х. В начале было хобби: будущий основатель «Волана» Алексей Власов коллекционировал вещи, связанные с Олимпийскими играми 1980 года. Попутно он вынашивал идею о создании собственного бренда со спортивными вещами, изготовленными на совесть, — так, как это умели делать в Советском Союзе. Много времени ушло на то, чтобы найти подходящие отечественные фабрики с работающим оборудованием и уцелевшим духом советского прошлого: одной из таких стала вышеупомянутая фабрика «Динамо» из Санкт-Петербурга, с которой у марки вышла совместная коллекция кроссовок.
Алексей демонстративно отрекся от латиницы: все надписи на изделиях выполнены кириллицей с использованием характерных советских шрифтов. Еще одна принципиальная позиция создателя марки «Волан» — лимитированный тираж с прицелом не на количество, а на качество: никакой массовости и переиздания успешных моделей. Переносить дело в Китай он также не собирается, несмотря на проблемы с тканями и сроками, и намерен идти до победного по тернистому, но увлекательному советскому пути.
NK SHOES
NK SHOES — бренд дизайнера Никиты Ковалева, подсадившего сперва нижегородских, а затем и всероссийских модников на авторскую обувь ручной работы. Такую можно было найти у Marsell, но отныне имеет смысл поддерживать отечественного производителя: классические формы, силуэты, крой и цвета Никита Ковалев переосмысливает ничуть не хуже итальянских неформалов.
Каждая пара шьется мастерами вручную по традиционной технологии производства: такой эксклюзив не то что в России, даже во всем мире на вес золота. Сырье — только натуральная кожа: повелитель российского обувного авангарда пускает в ход и крейзихорс, сохраняющую царапины и отметины, и темно-коричневую кожу, отполированную натуральным маслом и воском, и краст, не боящуюся первых морозов и заледенелого асфальта.
А еще основатель марки NK SHOES не только шьет образцово-показательную обувь, но и без утайки рассказывает, как ему это удается. На индивидуальном курсе по пошиву обуви за пять занятий он дает все пароли и явки: снятие мерок, моделирование и создание выкроек, раскрой, затяжка на колодку, подготовка подошвы, приклеивание и ручная прошивка, набор каблука и финиширование готовой пары — все разложено по полочкам. Мало того, материалы и инструменты предоставляются мастерской, так что по окончании курса можно убить двух зайцев, став счастливым обладателем собственноручно сшитой пары.
BBR Shop
В 90-е обувь на заказ была дорогим удовольствием, доступным только узкому кругу людей. Тогда Василий Юдин открыл маленькую мастерскую, но ее практически сразу пришлось закрыть: в стране началась перестройка. Впрочем, упорство, титанический труд и твердое решение во что бы то ни стало следовать за мечтой сделали свое дело. Не прошло и трех лет, как мастерская открылась вновь, чтобы спустя каких-то пару лет превратиться в большое оптовое производство.
Сегодня семейное дело продолжает Игнат — сын Василия, искренне желающий сделать так, чтобы обувь по ноге была доступна каждому. Он же несет в массы идею индивидуального пошива, предполагающего бесконечные возможности кастомизации, качественные дорогие материалы, посадку непосредственно по ноге с учетом ее строения и ручную работу мастеров, любящих свое дело.
В обувных вопросах Игнат требователен и категоричен: если кожа, то от именитых фабрик Италии, Франции, Германии, если комплектующие, включая материал стелек, подкладочный материал, клей, нитки и все то, что недоступно глазу обывателя, то только лучшие из лучших — и никаких компромиссов. Даже когда 90% обуви во всем мире изготавливается при помощи быстрого и дешевого клеевого метода приклейки подошвы, Игнат идет другим путем, в котором задействуются прошивной слой и вывернутая кожа. Да, долго и затратно — зато надежно и на века: ботинок и верхняя несменная часть подошвы становятся единым целым, и ничто уже не может оторвать заготовку от прошивного слоя.
Sintezia
Славу марке Sintezia, начинавшей как небольшое экспериментальное ателье творческого дуэта и супружеской пары Саши и Риты Кутуковых, принесли SEGи — ботильоны, подружившие комфорт и удобство с интеллектуальным авангардом и архитектурными формами. Потом были мюли, кожаные ботфорты, обувь с квадратным мысом, прозрачная версия уже ставшей культовой модели SEG и ботинки-сандалии CUT, засветившиеся на страницах корейского Vogue и олицетворяющие питерский характер бренда: жарких дней в северной столице, как известно, по пальцам одной руки пересчитать, так что откровенно летние модели не пользуются большим спросом.
На обувь основатели бренда предлагают смотреть как на искусство, а каждая пара претендует на звание арт-объекта, в создании которого участвуют смелая игра фактур, комбинации материалов и цветовых оттенков, а также инновационные технологии и оригинальные техники окрашивания, состаривания и металлизации. Все внимание устремлено на детали: стоит добавить акцент на застежке или нетривиально расположить молнии — и даже самая лаконичная модель заиграет новыми красками.
Rabbit Loafers
В Rabbit Loafers вам вряд ли скажут, куда вечно опаздывает Кролик Льюиса Кэрролла, зато точно знают кратчайший путь к сердцу поклонников лоферов. Индивидуальный подход к созданию каждой пары, тщательный отбор материалов, большое количество сложных ручных операций, контроль качества на каждом этапе — из всех этих элементов на выходе складывается дизайн, к которому не придерешься.
Секрет успеха кроется в эстетике форм, подразумевающей почти незаметные подошву и каблук средней толщины — они позволяют создавать максимум сочетаний с любым материалом верха, будь то кожа, замша или текстиль. Есть модели, дополненные выразительным декором в виде кисточек из замши, вышивок, мерцающих камней и лент в тон.
Вишенкой на торте выступают скрытые детали вроде внутренней стельки и боковых частей, выполненных из тонкой кожи. Фирменная кроличья эмблема же намекает на комфорт и удобство, отсылая к легкости, с которой кролик преодолевает километровые расстояния. Остается лишь последовать за ним, нырнув в нору и оказавшись в удивительном мире лоферов.
duet.by.me
В молодом московском бренде обуви, одежды и аксессуаров duet.by.me считают, что качество и комфорт изделий не должны быть в ущерб дизайну, поэтому уделяют достаточно внимания и тому, и другому. Всю обувь делают с любовью и своими руками, пуская в ход только натуральные материалы и профессионализм мастеров, способных претворить в жизнь любые, даже самые смелые идеи.
И не только свои собственные: обувь ручной работы в duet.by.me предлагают изготовить на заказ по индивидуальным выкройкам и на колодках по размерам стопы. Ассортимент впечатляет: здесь отыщутся и бабуши, и лоферы, и мюли, и бархатные босоножки с бантами на каблуке, которые по достоинству оценила бы Кэрри Брэдшоу. Бонусом — нестандартная размерная сетка, позволяющая подобрать туфли мечты всем и каждому.
AFOUR
Идея бренда AFOUR родилась после тщетных попыток будущего создателя найти себе пару по душе: то не нравился фасон, то не подходил цвет, а когда все совпадало, в наличии не оказывалось размера. Знакомо? Добро пожаловать в онлайн-ателье будущего под названием AFOUR.
С помощью умного конструктора на сайте марки можно почувствовать себя обувных дел мастером: предстоит самостоятельно сочетать цвета, выбирать силуэты, определяться с персональным апгрейдом, включающим вышивку и тиснение, и даже подобрать размер по специально разработанной методике с учетом пяти основных параметров стопы, чтобы ботиночки сидели как влитые.
Далее заказ передается на производство в Санкт-Петербурге, где профессионалы, влюбленные в обувное дело, почти 15 лет создают изделия полностью вручную, начиная от эскизов и заканчивая собственным производством подошв. Команда подберет оптимальные комплектующие мировых производителей, чтобы соотношение цены и качества превзошло ожидания, и — вуаля! — модель вашей мечты готова.
VOID
В Void Shoes верят в дружбу крафтовых традиций и инновационных технологий, фундаментальность комфорта и нестандартные решения. А еще признают краткосрочность модных тенденций и пропагандируют осознанное потребление: здесь намеренно отказываются от традиционного выпуска сезонных коллекций, исправно пополняют модельный ряд в течение года и делают ставку на классику авангардного жанра, доступную и актуальную прямо сейчас и в любой другой момент в будущем.
Активное внедрение цифровых технологий и 3D-оборудования помогает марке реализовывать революционные идеи и претендовать на статус предводителя авангардной моды. Основатель марки Егор Нудгин убедительно демонстрирует, что концептуальный стиль и комфорт, необходимый в повседневной жизни, могут идти рука об руку. За футуристичными силуэтами и сложносочиненными архитектурными формами скрывается первостатейное качество: каждая пара собирается вручную с использованием кожи лучшей итальянской выделки, а процесс создания обуви тщательно отслеживается на всех этапах.
«Снегири»
Нестихающая популярность уггов, позаимствованных из гардероба австралийских пастухов, ежесезонное господство вьетнамок, засилье кроксов, за основу которых были взяты деревянные голландские башмаки — традиционная национальная обувь имеет все шансы обрести новую модную жизнь, если подключить пару авторских приемов. Так случилось с валенками, которые Кирилл Васильев, основатель марки «Снегири», ловким движением руки превратил в SNEGI — объект желания модников.
Когда-то в Себеже существовала сапоговаляльная фабрика, выпускавшая более 200 тысяч пар в год. С ростом индустриализации потребность в валенках снизилась, и более ста предприятий по всей России разорились. Вот только фабрики закрылись, а мастера с золотыми руками остались. Именно благодаря этим умельцам Кириллу Васильеву удалось восстановить фабрику в деревне Долосцы Себежского района Псковской области и усовершенствовать технологию создания валенка, сохранив уникальный по своим свойствам состав.
Так появились снеги — теплые и практичные, симпатичные и удобные, приходящиеся кстати как на горнолыжном склоне, так и на улице в сухую погоду. Сегодня в арсенале марки числятся пять моделей и семь цветов, и все созданы всего из трех компонентов: натуральной овечьей шерсти, воды и каучука.
«Валеши»
«У нас зимой традиционная одежда какая? Валенки, штаны ватные, тулуп и шапка на меху». Альтернатива снегам, которой обрадовался бы сам почтальон Печкин, — валеши, твист на шитые валенки, изготовленные из натурального войлока.
Родоначальник тренда, держатель патента и главный производитель универсальной зимней обуви ручной работы — марка «Валеши», базирующаяся в Дедовске в городском округе Истра Московской области. Такие выдержат самые суровые морозы и не наскучат, ведь вариантов развития событий — хоть отбавляй: валеши-мокасины, валеши-чуни, валеши две четверти, полувалеши, валеши на липе или валеши укороченные – решать вам.
А если захотите, можно носить валеши, не выходя из дома: на такие случаи у марки имеются войлочные тапочки с открытым и закрытым мысом, которые согревают, не давая ногам потеть, и даже мигом ставят на ноги при простуде.