12 случаев, когда режиссеры заставили актеров пройти через ад
Последнее танго в Париже
(Last Tango in Paris, 1972, реж. Бернардо Бертолуччи)
Одной из самых запоминающихся сцен в «Последнем танго в Париже» стал эпизод изнасилования Жанны в исполнении Марии Шнайдер. Отрывок действительно вышел впечатляющим, однако актриса в этот момент чувствовала себя униженной и плакала по-настоящему.
Бернардо Бертолуччи намеренно не предупредил Марию об этой сцене: в результате Марлон Брандо застал актрису врасплох и изнасиловал, используя сливочное масло в качестве лубриканта. Сама Шнайдер позже признавалась, что долго не могла оправиться от травмы.
Психо
(Psycho, 1960, реж. Альфред Хичкок)
Альфред Хичкок известен своим умением мастерски создавать саспенс — именно благодаря этому эффекту его картины способны изрядно пощекотать нервы зрителям. Однако не меньшее психологическое напряжение испытывали и снимавшиеся у него актеры. Джанет Ли, сыгравшая в «Психо», в результате эмоционально тяжелых съемок в культовой сцене в душе получила психологическую травму.
Впоследствии актрису при ее попытках принять душ преследовали панические атаки — ей казалось, что на нее вот-вот нападут. С тех пор Ли отдавала предпочтение исключительно ванне.
Птицы
(The Birds, 1963, реж. Альфред Хичкок)
Еще один неприятный случай произошел на съемках «Птиц» с Типпи Хедрен, которая по иронии судьбы боялась пернатых. Хедрен предстояло сниматься в эпизоде на чердаке, где изначально должны были быть использованы механические птицы. Однако Хичкок принял решение задействовать настоящих животных.
В результате, когда Типпи зашла на чердак, на нее напали десятки агрессивных птиц, которые в действительности начали клевать и царапать актрису. Этот случай довел Хедрен до такого уровня стресса, что она была вынуждена восстанавливать нервную систему в больнице.
Познакомиться с птицами поближе:
Кэрри
(Carrie, 1976, реж. Брайан Де Пальма)
Такие сцены, как кровавое побоище в финале «Кэрри», не забываются. Одним из самых запоминающихся отрывков стала смерть Нормы Уотсон — девушку убил пожарный шланг. Брайан Де Пальма для создания наибольшей правдоподобности отдал распоряжение включить воду на полную мощность, несмотря на предостережения пожарных. После этого Пи Джей Соулз, игравшая Уотсон, закричала и потеряла сознание от боли. Оказалось, что водяная струя из-за сильного давления порвала Соулз барабанные перепонки. Их девушке пришлось восстанавливать полгода.
Истина
(La Verite, 1960, реж. Анри-Жорж Клузо)
Неприятный случай произошел и с Бриджит Бардо на съемках «Истины» Анри-Жоржа Клузо. Режиссер часто доходил до крайностей в погоне за правдоподобностью. Героиня Бардо по сюжету находилась в полукоматозном состоянии после попытки самоубийства. Клузо был недоволен игрой актрисы и требовал, чтобы отрывок переснимали снова и снова. В результате Бриджит чудовищно устала и попросила у режиссера две таблетки аспирина. Клузо вместо обезболивающего обманом дал актрисе сильное снотворное. Бордо почувствовала в теле тяжесть и оцепенение, после чего быстро заснула и не могла прийти в сознание 48 часов.
Сияние
(The Shining, 1980, реж. Стэнли Кубрик)
На съемках «Сияния» Стэнли Кубрик прибегал к нестандартным методам в работе с актерами. Чтобы погрузить съемочную группу в тяжелое психологическое состояние, режиссер показывал ей фильм «Голова-ластик». Кроме этого, актеры были вынуждены сниматься в огромном количестве дублей — только один кадр, где теннисный мячик подкатывается к игрушкам Дэнни, снимали 50 раз. По рассказам Анжелики Хьюстон, жившей с Джеком Николсоном в период его съемок в картине, актер приходил домой без сил и сразу же засыпал.
Однако хуже всего пришлось Шелли Дюваль. Чтобы добиться от актрисы нужных эмоций, Кубрик запретил команде симпатизировать и поддерживать Дюваль, а сам постоянно кричал на нее и придирался к мелочам. По словам Шелли, роль довела ее до такого состояния стресса, что в какой-то момент у нее не осталось ни физических, ни эмоциональных сил даже плакать.
Титаник
(Titanic, 1997, реж. Джеймс Кэмерон)
Для съемок эпизодов, где вода заполняла лайнер, Джеймс Кэмерон в совокупности использовал невероятное количество воды — 120 галлонов. Она была ледяной, и все вынужденные терпеть холод актеры находились в тяжелых условиях. Однако хуже всего пришлось Кейт Уинслет: актриса едва не утонула во время работы над сценой, где ее героиня бежала с Джеком по заполняемому водой коридору. Тогда Уинслет провела какое-то время под водой и чуть не захлебнулась. Кэмерон же продолжал съемку, надеясь зафиксировать в глазах артистки страх утонуть.
Бездна
(The Abyss, 1989, реж. Джеймс Кэмерон)
Нелегко пришлось актерам и на съемках «Бездны». Перед ними артисты две с половиной недели проходили курс профессиональных ныряльщиков и по итогу снимались даже в крайне сложных отрывках — каскадеры заменяли их в немногих сценах. К примеру, когда по сюжету буровую затапливало, актерам приходилось одновременно спасаться бегством от воды и уклоняться от летящих на них фрагментов установки. Мэри Элизабет Мастрантонио сама задерживала дыхание в эпизоде, где Эд Харрис затаскивает ее на платформу. Один раз актриса едва не захлебнулась.
Травмы были обыденностью на съемках, а актерам зачастую не разрешалось снять водолазный костюм, чтобы сходить в туалет. В результате съемочная команда даже начала присваивать картине уничижительные названия. Например, «Уроженец Бездны» и «Жизнь — это Бездна, в которую погружаешься с головой».
Ноев ковчег
(Noah’s Ark, 1928, реж. Майкл Кертис)
С водой также связан инцидент, произошедший при работе над лентой «Ноев ковчег» Майкла Кертиса. В одном из эпизодов на массовку должны были опрокинуть бак с 600000 литрами воды. Кертис снимал в спешке и решил пренебречь правилами безопасности. Из-за сильного напора трое человек погибли, а одному статисту пришлось ампутировать ногу. Студия замяла дело, но этот случай привел к созданию Гильдии киноактеров, одной из функций которой является контроль безопасности артистов.
Страсти Жанны д`Арк
(La Passion de Jeanne d’Arc, 1928, реж. Карл Дрейер)
Самое распространенное обвинение, которое предъявляли Карлу Дрейеру, — садизм. Для достижения выразительной актерской игры режиссер не единожды заставлял артистов испытывать физическую боль. В свое время разгорелся скандал и вокруг фильма «Страсти Жанны д`Арк». В ленте показаны допросы, пытки и другие изуверства, которые совершали над героиней Рене Фальконетти, Жанной д’Арк, перед казнью. Дрейер был очень требователен и деспотичен по отношению к актрисе.
Однако она сыграла настолько убедительно, что после выхода фильма даже зародилась легенда, будто режиссер едва ли не пытал Рене, чтобы добиться нужных эмоций. Сам автор после премьеры писал: «В Рене Фальконетти я нашел то, что мог бы назвать “реинкарнацией святой”».
День гнева
(Vredens dag, 1943, реж. Карл Дрейер)
Многое перенесла и семидесятилетняя актриса Анна Свиеркиер, исполнявшая роль Марты в дрейеровском «Дне гнева». Наибольшую известность приобрела история о том, как Свиеркиер во время работы над сценой казни простояла привязанной к приставной лестнице почти час. Все это время Дрейер ждал, пока из-за туч выглянет солнце. Актриса испытывала сильную боль в спине, а, когда начали подступать слезы, режиссер потребовал сохранить это выражение лица до начала съемок. Также Дрейер заставил женщину провести несколько репетиций в туфлях, которые были меньше ее ноги, чтобы добиться от актрисы медленной и тяжелой походки.
Волшебник страны Оз
(The Wizard of Oz, 1939, реж. Виктор Флеминг)
Эта история связана не с режиссером, а с продюсером и основателем одной из крупнейших голливудских студий «Metro-Goldwyn Mayer» Луисом Бартом Майером. В то время, когда снималась лента «Волшебник из страны Оз», не было правил и законов, которые бы регулировали работу с детьми-актерами. Это отразилось на 16-летней Джуди Гарленд.
По наставлению Майера девочке давали таблетки для похудения, адреналин, чтобы она могла работать без перерыва, а после — снотворное, которое позволяло Гарленд быстро засыпать. В результате у Джуди появилась зависимость от лекарственных препаратов, которая преследовала ее всю оставшуюся жизнь.