12 случаев, когда режиссеры заставили актеров пройти через ад | Кино | Time Out

12 случаев, когда режиссеры заставили актеров пройти через ад

Виктория Савина   10 февраля 2021
7 мин
12 случаев, когда режиссеры заставили актеров пройти через ад
Фильм «Сияние»
Когда мы видим в фильме блестящую актерскую игру, то нечасто задумываемся, что стоит за столь высоким уровнем убедительности. Есть масса примеров, когда артисты добивались максимальной правдоподобности при помощи бесконечных репетиций. Но иногда режиссеры заставляли их пройти через настоящий ад в погоне за нужным результатом. Time Out рассказывает о самых шокирующих случаях.

Последнее танго в Париже

(Last Tango in Paris, 1972, реж. Бернардо Бертолуччи)

Одной из самых запоминающихся сцен в «Последнем танго в Париже» стал эпизод изнасилования Жанны в исполнении Марии Шнайдер. Отрывок действительно вышел впечатляющим, однако актриса в этот момент чувствовала себя униженной и плакала по-настоящему. 

Бернардо Бертолуччи намеренно не предупредил Марию об этой сцене: в результате Марлон Брандо застал актрису врасплох и изнасиловал, используя сливочное масло в качестве лубриканта. Сама Шнайдер позже признавалась, что долго не могла оправиться от травмы.


Психо

(Psycho, 1960, реж. Альфред Хичкок)

Альфред Хичкок известен своим умением мастерски создавать саспенс — именно благодаря этому эффекту его картины способны изрядно пощекотать нервы зрителям. Однако не меньшее психологическое напряжение испытывали и снимавшиеся у него актеры. Джанет Ли, сыгравшая в «Психо», в результате эмоционально тяжелых съемок в культовой сцене в душе получила психологическую травму.

Впоследствии актрису при ее попытках принять душ преследовали панические атаки — ей казалось, что на нее вот-вот нападут. С тех пор Ли отдавала предпочтение исключительно ванне.


Птицы

(The Birds, 1963, реж. Альфред Хичкок)

Еще один неприятный случай произошел на съемках «Птиц» с Типпи Хедрен, которая по иронии судьбы боялась пернатых. Хедрен предстояло сниматься в эпизоде на чердаке, где изначально должны были быть использованы механические птицы. Однако Хичкок принял решение задействовать настоящих животных.

В результате, когда Типпи зашла на чердак, на нее напали десятки агрессивных птиц, которые в действительности начали клевать и царапать актрису. Этот случай довел Хедрен до такого уровня стресса, что она была вынуждена восстанавливать нервную систему в больнице.


Кэрри

(Carrie, 1976, реж. Брайан Де Пальма)

Такие сцены, как кровавое побоище в финале «Кэрри», не забываются. Одним из самых запоминающихся отрывков стала смерть Нормы Уотсон — девушку убил пожарный шланг. Брайан Де Пальма для создания наибольшей правдоподобности отдал распоряжение включить воду на полную мощность, несмотря на предостережения пожарных. После этого Пи Джей Соулз, игравшая Уотсон, закричала и потеряла сознание от боли. Оказалось, что водяная струя из-за сильного давления порвала Соулз барабанные перепонки. Их девушке пришлось восстанавливать полгода.


Истина

(La Verite, 1960, реж. Анри-Жорж Клузо)

Неприятный случай произошел и с Бриджит Бардо на съемках «Истины» Анри-Жоржа Клузо. Режиссер часто доходил до крайностей в погоне за правдоподобностью. Героиня Бардо по сюжету находилась в полукоматозном состоянии после попытки самоубийства. Клузо был недоволен игрой актрисы и требовал, чтобы отрывок переснимали снова и снова. В результате Бриджит чудовищно устала и попросила у режиссера две таблетки аспирина. Клузо вместо обезболивающего обманом дал актрисе сильное снотворное. Бордо почувствовала в теле тяжесть и оцепенение, после чего быстро заснула и не могла прийти в сознание 48 часов.


Сияние

(The Shining, 1980, реж. Стэнли Кубрик)

На съемках «Сияния» Стэнли Кубрик прибегал к нестандартным методам в работе с актерами. Чтобы погрузить съемочную группу в тяжелое психологическое состояние, режиссер показывал ей фильм «Голова-ластик». Кроме этого, актеры были вынуждены сниматься в огромном количестве дублей — только один кадр, где теннисный мячик подкатывается к игрушкам Дэнни, снимали 50 раз. По рассказам Анжелики Хьюстон, жившей с Джеком Николсоном в период его съемок в картине, актер приходил домой без сил и сразу же засыпал.

Однако хуже всего пришлось Шелли Дюваль. Чтобы добиться от актрисы нужных эмоций, Кубрик запретил команде симпатизировать и поддерживать Дюваль, а сам постоянно кричал на нее и придирался к мелочам. По словам Шелли, роль довела ее до такого состояния стресса, что в какой-то момент у нее не осталось ни физических, ни эмоциональных сил даже плакать.


Титаник

(Titanic, 1997, реж. Джеймс Кэмерон)

Для съемок эпизодов, где вода заполняла лайнер, Джеймс Кэмерон в совокупности использовал невероятное количество воды — 120 галлонов. Она была ледяной, и все вынужденные терпеть холод актеры находились в тяжелых условиях. Однако хуже всего пришлось Кейт Уинслет: актриса едва не утонула во время работы над сценой, где ее героиня бежала с Джеком по заполняемому водой коридору. Тогда Уинслет провела какое-то время под водой и чуть не захлебнулась. Кэмерон же продолжал съемку, надеясь зафиксировать в глазах артистки страх утонуть.


Бездна

(The Abyss, 1989, реж. Джеймс Кэмерон)

Нелегко пришлось актерам и на съемках «Бездны». Перед ними артисты две с половиной недели проходили курс профессиональных ныряльщиков и по итогу снимались даже в крайне сложных отрывках — каскадеры заменяли их в немногих сценах. К примеру, когда по сюжету буровую затапливало, актерам приходилось одновременно спасаться бегством от воды и уклоняться от летящих на них фрагментов установки. Мэри Элизабет Мастрантонио сама задерживала дыхание в эпизоде, где Эд Харрис затаскивает ее на платформу. Один раз актриса едва не захлебнулась.

Травмы были обыденностью на съемках, а актерам зачастую не разрешалось снять водолазный костюм, чтобы сходить в туалет. В результате съемочная команда даже начала присваивать картине уничижительные названия. Например, «Уроженец Бездны» и «Жизнь — это Бездна, в которую погружаешься с головой».


Ноев ковчег

(Noah’s Ark, 1928, реж. Майкл Кертис)

С водой также связан инцидент, произошедший при работе над лентой «Ноев ковчег» Майкла Кертиса. В одном из эпизодов на массовку должны были опрокинуть бак с 600000 литрами воды. Кертис снимал в спешке и решил пренебречь правилами безопасности. Из-за сильного напора трое человек погибли, а одному статисту пришлось ампутировать ногу. Студия замяла дело, но этот случай привел к созданию Гильдии киноактеров, одной из функций которой является контроль безопасности артистов.


Страсти Жанны д`Арк

(La Passion de Jeanne d’Arc, 1928, реж. Карл Дрейер)

Самое распространенное обвинение, которое предъявляли Карлу Дрейеру, — садизм. Для достижения выразительной актерской игры режиссер не единожды заставлял артистов испытывать физическую боль. В свое время разгорелся скандал и вокруг фильма «Страсти Жанны д`Арк». В ленте показаны допросы, пытки и другие изуверства, которые совершали над героиней Рене Фальконетти, Жанной д’Арк, перед казнью. Дрейер был очень требователен и деспотичен по отношению к актрисе.

Однако она сыграла настолько убедительно, что после выхода фильма даже зародилась легенда, будто режиссер едва ли не пытал Рене, чтобы добиться нужных эмоций. Сам автор после премьеры писал: «В Рене Фальконетти я нашел то, что мог бы назвать “реинкарнацией святой”».


День гнева

(Vredens dag, 1943, реж. Карл Дрейер)

Многое перенесла и семидесятилетняя актриса Анна Свиеркиер, исполнявшая роль Марты в дрейеровском «Дне гнева». Наибольшую известность приобрела история о том, как Свиеркиер во время работы над сценой казни простояла привязанной к приставной лестнице почти час. Все это время Дрейер ждал, пока из-за туч выглянет солнце. Актриса испытывала сильную боль в спине, а, когда начали подступать слезы, режиссер потребовал сохранить это выражение лица до начала съемок. Также Дрейер заставил женщину провести несколько репетиций в туфлях, которые были меньше ее ноги, чтобы добиться от актрисы медленной и тяжелой походки.


Волшебник страны Оз

(The Wizard of Oz, 1939, реж. Виктор Флеминг)

Эта история связана не с режиссером, а с продюсером и основателем одной из крупнейших голливудских студий «Metro-Goldwyn Mayer» Луисом Бартом Майером. В то время, когда снималась лента «Волшебник из страны Оз», не было правил и законов, которые бы регулировали работу с детьми-актерами. Это отразилось на 16-летней Джуди Гарленд.

По наставлению Майера девочке давали таблетки для похудения, адреналин, чтобы она могла работать без перерыва, а после — снотворное, которое позволяло Гарленд быстро засыпать. В результате у Джуди появилась зависимость от лекарственных препаратов, которая преследовала ее всю оставшуюся жизнь.