Собственная киновселенная и дублер для лошади: 15 фактов о фильмах Тарантино, которые вы могли не знать
Никто не знает, что на самом деле значит оригинальное название «Бешеных псов»
Собирая деньги на фильм, Тарантино рассказывал инвесторам, что reservoir dog — выражение из французских фильмов. Так гангстеры называют доносчиков и стукачей. Что неправда — он просто выдумал это, чтобы дать какое-то простое объяснение. По другой версии, странное название восходит ко временам, когда Тарантино работал в видеопрокате: он порекомендовал клиенту фильм Луи Маля «До свиданья, дети» (Au revoir les enfants), а тот услышал reservoir dogs. Однако въедливые исследователи творчества режиссера выяснили, что такого тоже не было, так что любой желающий может увидеть в названии картины свой смысл.
Тарантино также отказывается объяснять, почему написал оригинальное название «Бесславных ублюдков» с ошибкой — Inglourious Basterds. Он считает, что объяснения творческого процесса только все портят и лишают его магии.
Джеки Браун водит ту же машину, что и Буч Кулидж
Honda Civic, на которой ездит главная героиня «Джеки Браун» — это тот же автомобиль, за рулем которого сидел персонаж Брюса Уиллиса, когда сбил Марселласа Уоллеса в «Криминальном чтиве». Та же машина появляется еще раз — в короткой сцене во второй части «Убить Билла», подтверждая, что все фильмы Тарантино составляют одну киновселенную.
Кстати, о машинах: Винсент Вега в «Чтиве» водит кабриолет Chevelle Malibu 1964 года, который принадлежал самому Тарантино. После съемок фильма машину угнали, и полиция нашла ее только спустя почти 20 лет, в 2013 году.
Другой запоминающийся автомобиль — пикап Pussy Wagon из «Убить Билла» — также был собственностью Квентина. Он разъезжал на нем по Лос-Анджелесу, рекламируя выход второй части фильма, а потом одалживал для съемок в музыкальных клипах, например I’m Really Hot Мисси Эллиот или Telephone Бейонсе и Леди Гаги.
Роль Билла сначала предназначалась Уоррену Битти
Тарантино писал эту роль в «Убить Билла» специально для него, но, когда в сценарии боевые искусства стали занимать все больше места, выбрал другого актера — Дэвида Кэрредина, который играл в любимом сериале его детства «Кунг Фу». Также некоторое время он рассматривал на эту роль Брюса Уиллиса.
Сам режиссер, как ни странно это прозвучит, собирался сыграть в «Убить Билла» наставника главной героини Пэй Мэя. К счастью, Тарантино вовремя одумался, поняв, что ему трудно будет сочетать обязанности режиссера и исполнение этой роли, которая требовала, помимо прочего, отличной физической подготовки. Когда на пробы пришел Гордон Лю, стало понятно, что нашелся идеальный актер, а Тарантино избежал последующих обвинений в использовании yellow face, которые бы наверняка звучали в его адрес сейчас.
Полковника Ханса Ланду мог сыграть Леонардо ДиКаприо
Сценарий «Бесславных ублюдков» Тарантино написал еще в 1998 году, но постоянно откладывал съемки. Довольно долгим был и процесс кастинга. Так, в роли главного антагониста — демонического полковника Ланды — Квентин сначала видел ДиКаприо, но потом решил, что это должен быть немецкий актер и к тому же полиглот, свободно говорящий на нескольких языках. Он почти отчаялся такого найти, пока ему не подсказали имя Кристофа Вальца, который сыграл блестяще и получил за эту роль «Оскар».
На роль сержанта Донни Доновица по прозвищу «Жид-Медведь» сначала рассматривался Адам Сэндлер, но он был занят, так что в фильме в итоге сыграл приятель и коллега Тарантино, режиссер хорроров Элай Рот. По его собственным словам, войти в образ ему помогало шерстяное ретро-белье, которое приходилось носить на съемках — оно настолько его раздражало, что действительно хотелось убивать.
Роль британского лейтенанта Арчи Хикокса досталась Майклу Фассбендеру после того, как Саймон Пегг отказался от нее из-за несовпадения графиков, о чем потом очень жалел. А Тиль Швайгер, который дал зарок никогда не играть персонажей в нацистской униформе, согласился на роль сержанта Хуго Штиглица только из-за шанса сыграть у Тарантино. Ну, и потому его герой должен был делать только одну вещь — убивать нацистов.
Идея «Доказательства смерти» появилась у Тарантино, когда он покупал машину
Квентин боялся погибнуть в автокатастрофе, поэтому выбрал самый надежный автомобиль — Volvo. Когда он обсуждал это с другом, тот сказал, что режиссер может купить любую машину, отдать ее команде каскадеров, и те за 10-15 тысяч долларов сделают ее неуязвимой. Эта мысль застряла у Тарантино в голове, и позже из нее родился сюжет о бывшем каскадере-маньяке, который разъезжает по дорогам на неуязвимом автомобиле и похищает девушек — пока не встречает достойных противниц.
Сценарий «Настоящей любви» включал сюжет «Прирожденных убийц»
Когда Тарантино только начинал работать в Голливуде, он написал сценарий. В нем главный герой Кларенс Уорли, путешествуя по Америке со своей девушкой Алабамой, сам сочинял сценарий о парочке убийц-психопатов, становящихся знаменитостями. В итоге текст разросся до 500 страниц, и Тарантино разделил его на два, которые позже стали фильмами «Настоящая любовь» и «Прирожденные убийцы». Это единственные картины по сценариям Квентина, которые ставил не он сам, а другие режиссеры: Тони Скотт и Оливер Стоун.
Причем Скотту Квентин предложил на выбор тексты «Настоящей любви» и тоже уже написанных к тому моменту «Бешеных псов». Тот выбрал первый, а второй Тарантино решил ставить сам, постаравшись добиться от продюсеров максимального творческого контроля. «Настоящая любовь», впрочем, ему понравилась, а вот о «Прирожденных убийцах» Стоуна этого сказать нельзя — после их выхода Квентин зарекся отдавать свои сценарии другим постановщикам.
Винсент Вега и Виктор Вега из «Бешеных псов» — братья
Поработав с Майклом Мэдсеном в «Бешеных псах», Тарантино очень хотел снять его и в своем следующем фильме — «Криминальном чтиве». Настолько, что написал роль специально для него. Мэдсен был согласен, но в последний момент изменил свои планы и отправился на съемки «Уайатта Эрпа» Лоуренса Кэздана. Это надолго испортило отношения актера с Тарантино — следующий их совместный проект, «Убить Билла», случился только десять лет спустя.
Роль в «Чтиве» досталась Джону Траволте, но Квентин сделал его персонажа Винсента братом мэдсеновского Вика Веги. Одно время он даже носился с идеей сделать приквел к «Криминальному чтиву» о приключениях обоих братьев в Амстердаме.
Фильм должен был называться Double V Vega. Однако никаких мыслей на этот счет, кроме самой предпосылки, ему так и не пришло, а актеры слишком постарели, чтобы играть в приквеле. Так что это один из многочисленных замыслов Квентина, которые так и не были реализованы.
Сэмюэл Л. Джексон работал с Тарантино чаще других актеров
Актер сыграл в шести картинах Квентина. Познакомились они на пробах к «Бешеным псам» — Джексон претендовал на роль, которая досталась Рэнди Бруксу. Однако Тарантино запомнил Сэмюэла и роль Джулса в «Чтиве» написал уже специально для него, а также лично позвонил ему и пригласил на пробы.
Прослушивание Джексон прошел удачно, ведь был очень зол — когда он пришел на студию, его перепутали с Лоуренсом Фишборном. Этот гнев, который трансформировался в его исполнение, и помог ему окончательно закрепить роль за собой.
В «Джанго освобожденном» сыграла лошадь Джейми Фокса
Актер получил лошадь по кличке Чита (Cheetah — Гепард) в подарок на день рождения в 2008 году, поэтому у него сразу было преимущество перед другими претендентами на роль Джанго. Он не только был опытным наездником, но и мог предложить Тарантино «пакетную сделку» — себя самого и лошадь.
Несмотря на то, что они давно привыкли друг другу, на съемках животное все-таки доставило Джейми несколько неприятных моментов — Чита пугалась незнакомых людей, шума и камер, так что в нескольких сценах ее приходилось заменять дублером. Однако постепенно лошадь привыкла к обстановке на съемочной площадке и даже стала специально позировать перед камерами. Фокс шутил, что из них двоих именно Чита — главная звезда картины.
Роберт Родригес поставил одну из сцен в «Криминальном чтиве»
Выбирая роль в «Чтиве» для себя самого, Тарантино разрывался между торговцем запрещенными веществами Лэнсом и Джимми, чей дом, как мы помним, совсем не похож на «склад мертвых нигеров». В итоге он остановился на втором варианте, так как хотел сам быть за камерой в сцене, где Мии Уиллес вкалывают адреналин в сердце. А режиссировать эпизод с участием Джимми Квентин пригласил своего старого друга Родригеса.
Позже тот оказал ему ответную услугу и позволил поставить сцену в «Городе грехов», где герои Клайва Оуэна и Бенисио дель Торо едут вместе в машине и ведут светскую беседу, хотя один из них уже умер. За свою работу Квентин взял один доллар — ровно столько же, сколько он заплатил Родригесу за саундрек к «Убить Билла».
Брюс Уиллис сыграл в «Четырех комнатах» бесплатно
Для антологии «Четыре комнаты» Тарантино поставил новеллу «Человек из Голливуда», в основу которой лег рассказ Роальда Даля. Брюс Уиллис согласился сыграл в ней бесплатно, но это было нарушением правил Актерской гильдии. Чтобы избежать наказания (против него даже могли подать иск), Брюс отказался и от упоминания в титрах.
«Убить Билла» — самый кровавый фильм Тарантино на сегодняшний день
Режиссер был категорически против спецэффектов, так что съемочная группа использовала бутафорскую кровь, чтобы проливать, разбрызгивать и чуть ли не распылять ее в кадре. Всего в обеих частях фильма было потрачено 450 галлонов крови — это более 1700 литров. Для самых эффектных сцен ее наливали в китайские презервативы, которые особенно красиво лопаются.
При этом «Убить Билла» — самая скромная лента Тарантино в том, что касается ругательств. Впервые в его фильмографии слово f*ck прозвучало с экрана менее ста раз: всего 26 за все четыре с лишним часа хронометража. Для сравнения, в «Криминальном чтиве» это слово произносят 265 раз, а в «Бешеных псах» — 272.
Леонардо ДиКаприо было неловко произносить расистские оскорбления в «Джанго»
ДиКаприо очень хотелось сыграть злобного плантатора Кельвина Кэнди, и для него Тарантино даже согласился изменить возраст персонажа, сделав его моложе. Однако актер испытывал сильный дискомфорт, когда ему приходилось грубо высказываться в адрес своих темнокожих партнеров. Ситуацию исправил Сэмюэл Л. Джексон, который отозвал Лео в сторонку и сказал:
«Слушай, мать твою, для нас это обычный вторник. Так что давай, поехали».
Зато Леонардо продемонстрировал полную отдачу в сцене ужина. Когда Кэнди должен был ударить кулаком по столу, он случайно попал по стакану и порезал руку, но не остановился, а продолжил играть, измазав своей кровью лицо Кэрри Вашингтон (в ее глазах в этот момент можно увидеть неподдельный ужас). Сцена была настолько сильной, что в финальный монтаж вошел именно этот вариант.
«Омерзительная восьмерка» задумывалась как продолжение «Джанго»
Начав работать над сценарием сиквела, Тарантино осознал, что Джанго не вписывается в новый сюжет и заменил его на персонажа, которого потом сыграл Сэмюэл Л. Джексон. Это позволило режиссеру чувствовать себя свободнее и придумать совсем другую историю, героями которой были настоящие мерзавцы — этический кодекс Джанго их больше не сдерживал. Тем не менее действие картины происходит в той же реальности.
Кроме того, Тарантино несколько раз говорил о том, что «Джанго» и «Восьмерка» — первая и вторая часть трилогии, а третьим фильмом может стать адаптация романа Элмора Леонарда об афроамериканце и коренном американце, которые знакомятся в тюрьме и вынужденно становятся напарниками. Однако, как всегда в случае Квентина, особо полагаться на его слова не стоит — разработка идеи может занять годы, а то и вообще быть забыта ради других проектов.
В «Однажды… в Голливуде» должен был сыграть Берт Рейнольдс
Тарантино предложил легендарному актеру роль Джорджа Спана, и тот даже успел поучаствовать в первой читке сценария. Увы, Рейнольдс скончался до того, как начались съемки.
Однако в картине есть несколько отсылок к его карьере, начиная с того, что отношения главных героев — кинозвезды Рика Далтона и его дублера Клиффа Бута — во многом основаны на долголетней дружбе Рейнольдса и каскадера Хэла Нидхэма. Эпизод сериала «ФБР», в котором появляется Далтон, отсылает к настоящему эпизоду шоу, где играл Рейнольдс, как и шутка про жвачку в кадре. И все же актер, как и многие звезды конца 1960-х, стал одним из персонажей фильма — его сыграл Джеймс Марсден, но в финальный вариант картины эти сцены не вошли.