Неординарная жизнь неординарного человека. 15 фактов о Петре Мамонове
15 июля 2021 года скончался создатель группы «Звуки Му» Петр Мамонов. Time Out вспоминает этапы творческого пути известного российского музыканта и актера.
1
Детство Петр Мамонов провел в том же дворе, где и Владимир Высоцкий
Свою первую группу «Экспресс» музыкант создал еще в старших классах, в ней исполнялись хиты The Beatles, The Rolling Stones и Led Zeppelin — в несколько измененном виде. В отличие от многих своих сверстников, у Петра Мамонова была возможность слушать пластинки западных музыкантов в хорошем качестве — отчим его лучшего друга работал переводчиком у Брежнева и мог привозить записи из-за границы. Мамонову нравились работы таких музыкантов, как Майлс Дейвис, Чабби Чекер, Рэй Чарльз и Айк Тернер.
2
Музыканта отчисляли из школ за эксцентричность и экспрессивность
Петра Мамонова отчислили из двух учебных заведений за то, что он постоянно «устраивал цирк» — одной из причин отчисления, к примеру, был взрыв, организованный рядом с кабинетом химии. Смелость жить не как все остальные останется с музыкантом навсегда:
«Это счастье — когда над вами смеются! Клоун — самое почетное звание. Кто такой клоун? Это человек не от мира сего. Я не хочу жить ценностями этого мира, они, скажу на жаргоне, просто перестали меня “тащить”».
3
Десять лет Петр Мамонов не занимался музыкой
После школы Петр Мамонов учился в полиграфическом техникуме, затем поступил в Московский полиграфический институт на редакторский факультет. Позже работал наборщиком в типографии, корректором и заведующим отделом писем в журнале «Пионер». Писал статьи о тимуровцах и пионерских слетах. Диапазон прошлых работ артиста в тот период был широчайший — от лифтера, грузчика, кочегара и банщика-массажиста до переводчика английской, датской, норвежской и шведской поэзии для публикации в поэтических антологиях.
4
Первый концерт группа Петра Мамонова дала в школьном актовом зале
Долгое музыкальное молчание дало о себе знать. В одном только 1980 году Петр Мамонов сочинил около семидесяти песен и, в конце концов, решился создать собственную рок-группу «Звуки Му». Они стали выступать на квартирниках и узнавать московские и ленинградские подпольные группы: «Центр», «Браво», «Аквариум», «Зоопарк», «Кино». Первый (более или менее) масштабный концерт «Звуков Му» прошел на аудиторию в 300 человек в актовом зале школы, в которой раньше учился музыкант.
Петр Мамонов постоянно стремился к созданию неповторимого звучания, так что приходящие музыканты в его группе не задерживались — не справлялись с требованиями.
5
Чтобы продолжать заниматься музыкой, Петру Мамонову пришлось выйти из подполья
80-е были отчаянным временем жесткой цензуры. Группы, которым не давали возможности выступать официально, от безвыходности проводили подпольные концерты. «Звуки Му» держались вплоть до 1985 года, а потом вышли из подполья, пойдя на прослушивание перед жюри Московской рок-лаборатории. За возможность выступать без страха быть задержанным Мамонов подписал коллективное письмо против подпольных музыкантов. Потом, конечно, сожалел.
Про то, как со временем может меняться человек, Петр Мамонов говорил:
«Смотрю иногда свои прошлые интервью, спектакли, ранние песни и думаю: это я? Вроде бы я. А на самом деле это какой-то другой совсем парень». Еще он верил в то, что осуждать никогда ни за что не стоит: “Если мы видим гадость — значит, она в нас”. Подобное соединяется с подобным. Если я говорю: вот пошел ворюга — значит, я сам стырил если не тысячу долларов, то гвоздь. Не осуждайте людей, взгляните на себя».
6
В Америке «Звуки Му» называли русскими Talking Heads
После записи первых двух альбомов «Простые вещи» и «Крым», группа познакомилась с продюсером Брайаном Ино — он предложил «Звукам Му» контракт на выпуск альбома и тур. Так вышел альбом Zvuki Mu, а группа отправилась в тур по Франции, Германии, Великобритании и США. К слову, в Америке «Звуки Му» называли русскими Talking Heads.
7
Петр Мамонов несколько раз расформировывал «Звуки Му», а потом собирал обратно
В зависимости от состава и периода активности, есть различные вариации «Звуков Му» — «Звуки Мы», «ОтЗвуки Му», «Совершенно новые Звуки Му». Группа несколько раз распадалась, воссоединялась, распускалась снова, чтобы затем собраться вновь. Анализируя причины, почему так происходило, Петр Мамонов, говорил:
«Группа — сложнейший организм, и не каждый может позволить себе за ним ухаживать. Я потерял “Звуки Му” именно потому, что не выстраивал отношения внутри коллектива, а пытался давить на всех сверху».
И потом старался поступать уже иначе:
«Вот я, знаменитый крутой артист, рок-н-ролльщик, — могу с вами разговаривать так, что вы по струнке будете ходить. Но разве мне от этого лучше будет? Или вам? Одно из имен дьявола — “разделяющий”. Внутренний дьявол внушает: “Ты прав, старик, давай всех построй!”. Я стараюсь таким не быть».
Всего у «Звуков Му» записано 13 студийных альбомов, последний из которых, «Незнайка», вышел уже после смерти Петра Мамонова. Сделанный по детской книжке Николая Носова, он завещает не обижать коротышек, художников и поэтов.
8
Павел Лунгин не хотел работать с Петром Мамоновым, но познакомившись с музыкантом, передумал
И это еще до «Острова», в своем режиссерском дебюте, фильме «Такси-блюз». Лунгина сильно впечатлила личность артиста, он даже переписал сценарий специально под него, а позже рассказывал о работе с Мамоновым так:
«Он внес дух свободы, он там был такой твердый, как гвоздь. Видно, что это очень слабый человек, ужасно слабый, но в нем есть что-то такое, что не согнешь и не сломаешь».
9
Актерский дебют Петра Мамонова был в фильме «Игла» с Виктором Цоем
Первая роль Петра Мамонова случилась еще раньше, когда он сыграл хирурга-наркодилера в фильме «Игла». По сюжету, персонаж Виктора Цоя хочет отомстить за то, что его любимая девушка стала наркоманкой. Потом Петр Мамонов снялся в паре малобюджетных фильмов, в 1994 и 1995-ом вышло две картины с участием музыканта — «Терра инкогнита» и «Время печали еще не пришло», после чего последовали почти десять лет киноперерыва.
Возвращение было интересным. В 2004 году Петр Мамонов озвучил веселую старушку Дору в мультфильме «Клара, Дора. 2 бешеные бабки», но на участие в проекте согласился не сразу — когда ему прислали сценарий в первый раз, Мамонов сжег его в печке.
10
Петр Мамонов поставил и сыграл в 9 спектаклях
Первый поставленный артистом спектакль назывался «Лысый брюнет» — он успешно шел несколько лет. Следующей постановкой была «Полковнику никто не пишет» по мотивам повести Габриэля Гарсиа Маркеса — Петр Мамонов посчитал этот опыт неудачным:
«Не получился спектакль. Я вот тогда понял, что работать с коллективом — это не мое. И режиссура — тоже не моя профессия».
Тем не менее с того момента артист поставил еще ряд спектаклей и моноспектаклей, которые были высоко оценены как зрителями, так и критиками.
11
Музыканта спасла вера
В 1995 году у Петра Мамонова начался период отшельничества, и он переехал жить в деревню. То время артист вспоминал так:
«У меня был полный крах жизни. Я уперся рогом в сорок пять лет, когда у меня и бабки были, и слава, и дети, и жена хорошая. А жить мне стало незачем».
Музыканта спасла вера: «Прапрадед мой был протоиереем собора Василия Блаженного. Дай, думаю, куплю молитвословчик, посмотрю, о чем они там молятся». Приняв православие, Петр Мамонов на какое-то время перестал сниматься в кино, но Сергею Лобану все-таки удалось уговорить артиста сыграть профессора, проводящего психические эксперименты над людьми, в своей картине «Пыль».
12
У Петра Мамонова вышло несколько книг
«Нельзя быть плохим человеком и хорошим писателем», — говорил Петр Мамонов, и кому, как не ему об этом знать. Мы упоминали, в своей домузыкальной жизни Петр Мамонов прошел все ступени эволюции работы с текстом, начиная с учебы в институте на редакторском факультете, дойдя до работы наборщиком, корректором, автором, редактором, переводчиком.
Свою первую книгу философских рассуждений «Птица Зу» Мамонов выпустил уже будучи известным музыкантом, в 2005 году. Потом вышли пять томов «Закорючек», в которых отражены различные наблюдения, заметки и личный путь к вере. А еще — книги «Дураков нет» и «На плотной земле. Стихотворения».
13
Количество просмотров фильма «Остров» было сопоставимо с просмотром новогодних обращений президента
В фильме Павла Лунгина «Остров» Петр Мамонов сыграл старца-целителя Анатолия — юродивого монаха, в юности во время войны расстрелявшего своего друга и много лет отмаливающего в монастыре свои грехи. Режиссер говорил, что роль подходила музыканту идеально: «Мамонов не столько отца Анатолия играл, сколько самого себя». Фильм обрел впечатляющий успех, выиграл множество наград. Получая одну из них, Мамонов произнес обличительную речь, критикуя беспечность современного общества.
Когда «Остров» показали по федеральному каналу, зрительский рейтинг поднялся до 41% — это примерно, как у новогодних обращений президента. После выхода фильма в деревню, где жил Петр Мамонов, началось настоящее паломничество. В нее стали приезжать за помощью нуждающиеся люди в искренней надежде, что Мамонов их исцелит.
На волне популярности фильма Лунгин позвал артиста в свою следующую картину «Царь» на роль Ивана IV Грозного, но повторить успех не удалось. Петр Мамонов потом вспоминал: «Образ царя у меня не вышел. Мелковат я для русского царя», а в целом о том, когда все идет не по плану, музыкант говорил, что нужно уметь проигрывать и не сожалеть об этом.
14
Петр Мамонов верил, что ключ — в смирении
«Каждый встречающийся на пути человек — ангел. Он тебе помощник и встретился недаром. Он тебя или испытывает, или любит. Другого не дано. У меня был случай в молодости. Выпивали мы с приятелем, расстались поздно. Утром звоню узнать, как добрался, а мне говорят: он под электричку упал, обе ноги отрезало. Беда невыносимая, правда? Я к нему в больницу пришел, он говорит: “Тебе хорошо, а я вот…” — и одеяло открыл, а там. Ужас! Он был человеком гордым. А стал скромнейшим, веселым.
Поставил протезы, жена, четверо детей, детский писатель, счастьем залит по уши. Вот как Господь души болезнями физическими исцеляет! Возможно, не случись с человеком горя, гордился бы дальше — и засох, как корка черствая. Таков труднопереносимый, но самый близкий путь к очищению духовному».
Мамонов говорил, что находиться на самом дне очень страшно, но это дает надежду: «Если ты на самом дне, то у тебя на самом деле хорошее положение: тебе дальше некуда, кроме как наверх». А еще музыкант считал, что всегда нужно помнить, что в любой момент все может закончиться.
15
Артист понимал силу влияния своего творчества
Петр Мамонов считал, что искусство ничего не изменит. Не раз говорил, что, если бы могло, мы бы жили уже в раю. И, тем не менее, не мог не признавать, что для поклонников его творчество незаменимо:
«Я знаю, что занимаюсь независимым искусством, странным, неудобопонятным, что меня любят от силы тысяч десять человек — но зато это люди, которым мое творчество действительно необходимо».