20 лет «Делу НТВ»: каких программ «старого» телеканала не хватает сегодня | Кино | Time Out

20 лет «Делу НТВ»: каких программ «старого» телеканала не хватает сегодня

Анна Афанасьева   19 апреля 2021
5 мин
20 лет «Делу НТВ»: каких программ «старого» телеканала не хватает сегодня
На фото: Леонид Парфенов («Намедни), Светлана Сорокина и Евгений Киселев («Глас народа»)
В апреле 2002 года после судебных разбирательств и митингов протеста произошел силовой захват НТВ. С тех пор телеканал изменился, а многие из тех, кто создавал для него контент, ушли. Time Out вспомнил 5 главных программ «старого» НТВ, которые мы бы с удовольствием посмотрели и сегодня.

«Глас народа»

Создание масштабного политического ток-шоу давно планировалось руководством НТВ, однако для задуманного нужна была дорогостоящая студия. Деньги нашлись благодаря кредитам, которые основатель НТВ Владимир Гусинский взял у «Газпрома». Они впоследствии станут внешней причиной для захвата телекомпании.

Первым ведущим программы был Евгений Киселев, однако его откровенная ангажированность, которая хорошо смотрелась в авторской передаче, не подходила для формата дебатов. Гораздо более объективной была Светлана Сорокина — она стала ведущей «Гласа народа» в 2000 году. Ведущая старалась дать голос каждой из сторон, будь то выпуск о смене гимна или возвращении смертной казни.

Программа действительно была революционным событием, где можно было увидеть, как журналистка Анна Политковская обвиняет Бориса Березовского в политической непоследовательности, а он виновато оправдывается. «Глас народа» также ощутимо влиял на мнение зрителей. Например, в разгар парламентских выборов 1999 года партия «Яблоко» потеряла голоса после того, как ее лидер Григорий Явлинский выступил с непопулярным пацифистским отношением к войне в Чечне. Уставшей от, казалось, бесконечного конфликта публике гораздо ближе была позиция Анатолия Чубайса, который настаивал на боевых действиях.


«Намедни»

Программа Леонида Парфенова появилась на НТВ уже в первые месяцы существования телекомпании и в первоначальном виде представляла собой выпуск неполитических новостей с многочисленными репортажами — три из них даже создал Сергей Бодров-младший. Тогда сетка канала была следующей: по будням — «Сегодня», по субботам — «Намедни», в воскресенье — «Итоги».

В 1996 году Парфенов решил трансформировать информационную программу в документальный цикл. Он предлагал новый, более терпимый взгляд на советское время. «Намедни» напоминала зрителям о том, что в СССР, наравне с цензурой и репрессиями, были наивные фильмы, спортивные победы и симпатичные герои, которыми программа призывала восхищаться без чувства вины.

Парфенов принес на российское ТВ новый способ подачи материала — «инфотейнмент» (от англ. information — информация, entertainment — развлечение) и новый, более пластичный образ мышления. Оба явления получат развитие в обновленной программе «Намедни» 2002 года, которая будет разбирать и политические, и культурные события недели. И обе уйдут в небытие с увольнением Леонида Парфенова в 2004-м за интервью с вдовой чеченского сепаратиста.


«Сегодня»

Еженедельную новостную программу вели Михаил Сорокин и Татьяна Миткова. Главным отличием «Сегодня» было активное участие корреспондентов. В советское время они традиционно оставались за кадром, а на НТВ журналисты начали появляться в эфире и даже формировать собственную манеру подачи материалов. Телеканал широко рекламировал свое стремление к объективности лозунгом «Новости — наша профессия».

На смену сухому стилю пришел человечный и немного ироничный язык. Например, в репортажах из Госдумы попадались кадры, где депутаты смеются и дурачатся. Главных журналистских успехов информационная служба НТВ добилась в Чечне. Там работало сразу несколько съемочных групп — например, Елены Масюк и Бориса Кольцова.

Они старались нарисовать объективную картину Первой чеченской войны: брали интервью и у боевиков, и у армейских начальников. НТВ демонстрировало опасные съемки под пулями, кадры с погибшими и комментарии от террористов до мая 1997 года. Тогда была похищена Елена Масюк с двумя коллегами. Канал вызволил своих работников, заплатив выкуп в 1,5 миллиона долларов.


«Итоги»

НТВ фактически начался с программы «Итоги». В 1993 году журналисты «Останкино» Олег Добродеев и Евгений Киселев бежали с канала, который становился все более пропрезидентским. По иронии судьбы через три года они будут активными участниками кампании по переизбранию Бориса Ельцина. За деньгами на продюсерскую фирму, которая могла бы самостоятельно делать «Итоги», они обратились к Владимиру Гусинскому. Амбициозный бизнесмен в ответ предложил создать целый канал.

Передача Киселева имела сумасшедший успех в 90-х — к нему приходили главные российские и зарубежные политики, президенты и премьер-министры. Формат откровенно субъективного монолога, как ни странно, смотрится актуально и сегодня, в век YouTube-блогеров. Киселева любили за начитанность и интеллигентность, которых тогда не хватало обеим сторонам политического спектра.

В апреле 2002-го Евгений Киселев стал лидером группы журналистов, которая покинула НТВ в знак протеста против смены руководства. За ним последовал фактически весь состав телеканала, за исключением Леонида Парфенова и Татьяны Митковой. Продержавшись несколько лет на ТВ-6 и ТВС, команда распалась окончательно в 2003-м.


«Куклы»

Первые люди в России долгое время были недоступны для критики, однако НТВ покусилось на эту традицию. Никто не поучаствовал в этом процессе больше, чем передача «Куклы». Ее главным вдохновителем был сатирик Виктор Шендерович. Он также стал автором программы НТВ «Итого» — пародии на «Итоги» Киселева.

Главными персонажами были резиновые куклы, напоминавшие героев российской политической и культурной сцен — например, Виктор Черномырдин, Григорий Явлинский и Владимир Жириновский. Они становились персонажами классических литературных сюжетов или исторических событий, в которые вписывались современные проблемы.

Появление куклы Ельцина было психологическим шоком для не привыкшего к подобному российского зрителя, передача даже стала фигурантом уголовного дела в июле 1995 года. Тогда в ответ на нелепые прибавки к пенсии создатели позволили куклам-политикам побыть героями пьесы Горького «На дне». Первым абсурдность борьбы с журналистами понял Виктор Черномырдин и встретился со своим резиновым прототипом, завоевав расположение зрителей.