С песней по жизни. 20 очень разных мюзиклов, которые помогут понять и полюбить этот жанр
«Цилиндр», 1935
Джерри Трэверс приезжает в Лондон, чтобы выступить с чечеткой в большом шоу. Во время репетиции в номере отеля он будит соседку снизу. Девушка приходит разбираться в ситуации, но одного взгляда достаточно, чтобы забыть обо всех претензиях — между героями вспыхивают чувства. Казалось бы, все сложилось удачно, но по недоразумению героиня принимает Джерри за мужа своей подруги.
«Цилиндр» стал одним из главных классических мюзиклов во многом благодаря знаменитому певцу и танцору Фреду Астеру. Он считал, что танцевальные номера нужно снимать одним непрерывным дублем, поэтому каждое выступление — это триумф артистичности и таланта актеров.
«Волшебник страны Оз», 1939
Дороти живет с дядей и тетей в Канзасе. Те не особо обращают внимание на девочку, так что она проводит дни в грезах о далеком волшебном месте. Мечта осуществляется самым неожиданным образом: сильнейший ураган уносит дом вместе с Дороти и ее собачкой Тото, а местом посадки оказывается страна Оз. Там Дороти встречает новых друзей и отправляется по дороге из желтого кирпича на поиски Великого и Ужасного Волшебника.
Эта экранизация романа «Удивительный волшебник из страны Оз» стала самой знаменитой, и ее влияние сложно переоценить. Лента стала одной из первых цветных картин, а песня Over the Rainbow возглавила список из 100 лучших песен к фильмам в истории, составленный Американской академией киноискусства в 2004 году. У «Волшебника страны Оз» имеется шесть номинаций на премию «Оскар», за две из которых он получил золотую статуэтку (лучшая музыка и лучшая оригинальная песня).
«Поющие под дождем», 1952
На дворе ревущие 20-е, фильмы становятся звуковыми. Главный герой Дон Локвуд — звезда немого кино, который вместе с другими актерами вынужден приспосабливаться к важнейшему перевороту в истории кинематографа.
Все песни из фильма были написаны в разное время для бродвейских мюзиклов. Изначально создатели просто хотели выпустить картину, в которую бы вошли главные хиты Metro-Goldwyn-Mayer. В процессе работы стало понятно, что лучшие музыкальные номера были записаны в эпоху перехода от немого кино к звуковому — это и послужило основой сюжета. «Поющие под дождем» стали отличной иллюстрацией Голливуда в тот период, пускай и чересчур веселой — учитывая весь трагизм, связанный с потерей работы многих больших звезд немого кино.
«Джентльмены предпочитают блондинок», 1953
Две девушки отправляются в Париж, чтобы во время своих гастролей заодно уладить и личную жизнь. Однако их любовные интриги становятся объектом интереса сыщиков и полиции.
Фильм сделал Мэрилин Монро известной, а песню «Лучшие друзья девушек — бриллианты» хитом. Ее исполнение героиней Монро в культовом розовом платье послужило вдохновением для многих клипов и фильмов.
«Забавная мордашка», 1957
Нью-Йоркский модный журнал решает сделать лицом своей новой коллекции девушку из народа. Выбор падает на Джоанну, продавщицу из книжного магазина, но для нее модная индустрия — сущая ерунда. Девушка готова согласиться на поездку в Париж для проведения кампании только в том случае, если сможет посетить там лекцию любимого философа.
Первый мюзикл в карьере Одри Хепберн и сразу со звездой Фредом Астером, на участии которого настояла сама актриса.
«Вестсайдская история», 1961
Переосмысление истории Ромео и Джульетты. Действие переносится из Вероны XVI века в Нью-Йорк 50-х. На улицах Манхэттена разворачивается вражда двух банд. Тони из Джетов и Мария из Акул влюбляются друг в друга, но у этой истории, как мы знаем, не бывает счастливого конца.
Очередной хит Бродвея, который стал основой для киномюзикла. Да какого — фильм забрал целых десять оскаровских статуэток! Путь к успеху был непрост: множество травм среди танцоров, увольнение хореографа, отставание от графика и превышение бюджета. А в итоге — звание самого кассового фильма 1961 года. Спустя 60 лет Стивен Спилберг снял ремейк, практически ни на шаг не отступающий от оригинала.
«Шербурские зонтики», 1964
Женевьева – продавщица зонтиков в семейном галантерейном магазинчике. Ги – автомеханик. Их любовь неожиданна и скоротечна – вскоре Ги забирают в армию. Влюбленные обещают любить друг друга до самого конца, но жизнь ставит другие условия: Женевьева узнает, что беременна, а вестей от Ги совсем нет. Тогда она решается на брак с состоятельным мужчиной.
«Шербурские зонтики» – классика мирового кино. Картина Жака Деми, в которой нет ни единого диалога – все герои, даже эпизодические, поют в кадре – открыла миру актрису Катрин Денев, завоевала «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля, а сцена прощания на вокзале прямо под часами стала одной из самых трогательных в истории кино. Музыка композитора Мишеля Леграна пользовалась популярностью по всему миру, в том числе и в СССР, где выходила на грампластинках.
«Звуки музыки», 1965
Действие разворачивается посреди шикарных австрийских видов. Юная сирота Мария находит работу гувернанткой в доме морского офицера, который в одиночку воспитывает семерых детей после недавней смерти жены. Чада не особо рады появлению Марии, но она находит путь к их сердцам с помощью музыки.
Этой картиной Роберт Уайз переплюнул самого себя: «Звуки музыки» обогнали его предыдущий хит «Вестсайдская история» по сборам и потеснили его с позиции самого кассового музыкального фильма всех времен.
«Смешная девчонка», 1968
Фанни не может жить без сцены, но в постановки ее приглашать не рвутся: танцевать она не умеет да и вообще выглядит слишком комично для серьезных ролей. Однако настырная девушка берет все в свои руки и выходит на сцену, сразив зрителей юмором и пением. В числе поклонников оказывается игрок в карты Никки, с которым у героини начинается роман. Теперь Фанни вынуждена совмещать путь к успеху с любовью к крайне непостоянному мужчине.
Сам Фрэнк Синатра должен был сыграть возлюбленного героини Барбры Стрейзанд, но актриса так сильно не любила актера, что забраковала его. Из-за конфликтов со Стрейзанд от проекта отказался и культовый режиссер Сидни Люмет. Задержался же в режиссерском кресле Уильям Уайлер, но и ему Стрейзанд часто диктовала свое видение фильма. Судя по всему, настойчивость и уверенность в себе немало роднят актрису с ее экранным образом.
«Кабаре», 1972
Фильм основан на полуавтобиографических рассказах Кристофера Ишервуда, снимавшего квартиру вместе с британской певицей кабаре. Девушка мечтает стать известной, но пока лишь выступает в клубе и надеется, что ее заметят. В кабаре царят мечты, любовь и танцы, а за его стенами — Берлин на пороге прихода к власти Гитлера.
Дочь Джуди Гарленд, звезды «Волшебника страны Оз», Лайза Миннелли ничуть не уступает матери. Роль Салли Боулз — главная в карьере певицы: незабываемое исполнение Maybe This Time и «Оскар» за лучшую женскую роль.
«Шоу ужасов Рокки Хоррора», 1975
После свадьбы снобы Брэд и Дженнет отправляются в путешествие. Посреди дороги, под проливным дождем, у них спускает колесо. Молодожены ищут помощи в старом готическом замке, но там живет местный Франкенштейн с макияжем и в корсете. Он создает не чудовище, а идеального парня.
«Шоу ужасов Рокки Хоррора» — во многом культовое произведение, но особенно его отличает сложившаяся культура просмотра. В Америке уже через год после выхода фильма начали организовывать повторные показы со зрительским соучастием: можно и даже нужно танцевать, подпевать и обзываться на героев фильма. В России тоже придерживаются традиции — на Хэллоуин в Москве и Петербурге проводят целые шоу.
«Бриолин»,1978
Классический сюжет о чувствах между плохим парнем и хорошей девочкой в американской старшей школе. Девчонки мечтают об отношениях, а у парней разговоры об интиме да машинах, но и здесь есть место для искренней первой любви.
«Бриолин» вошел в историю благодаря танцам Джона Траволты и привлечению подростков в кинозалы. Фильм может и не проходит проверку временем при сегодняшнем засилии школьных проектов, зато до сих пор цепляет милой наивностью и хорошим юмором.
«Кошмар перед Рождеством», 1993
Джек, царь Хэллоуина, места ужасов и мертвецов, попадает в страну Рождества и узнает об этом празднике, добре и подарках. Эта страна производит на него столь сильное впечатление, что Джек похищает Санта Клауса и занимает его место.
«Кошмар перед Рождеством» выполнен в технике покадровой анимации — это сложнейший способ съемки мультфильмов. Создателям пришлось сделать 227 кукол персонажей, а у одного только Джека было около 400 сменных голов для выражения разных эмоций.
«Танцующая в темноте», 2000
Мюзикл — жанр не только романтических танцев и веселых песен, особенно если за него берется Ларс фон Триер. По сюжету чешская эмигрантка Сельма переезжает в США с сыном. У героини почти нет средств к существованию, к тому же она постепенно теряет зрение. Сельма спасается грезами, где ее жизнь похожа на мюзикл.
За песни отвечает известная исландская певица Бьорк. За танцы — более 100 цифровых камер, работающих одновременно, чтобы можно было запечатлеть представление с разных ракурсов и позже соединить вместе, что заметно сокращало график съемок.
«Мулен Руж», 2001
В конце XIX века особой популярностью пользуется ночной клуб «Мулен Руж», где работает известная куртизанка Сатин. О ночи с ней мечтают сразу двое мужчин — один богат, другой беден. Вместе они создадут не только любовный треугольник, но и самое блистательное шоу в истории клуба.
Фильм совмещает в себе атмосферу классических музыкальных постановок и современных поп- и рок-хитов. «Мулен Руж» — фаворит Каннского фестиваля и премии «Оскар», возродивший жанр киномюзиклов.
«Чикаго», 2002
Звезда Велма Келли и ее поклонница Рокси Харт оказываются в одной тюрьме за убийство. Тогда женщины меняются местами: теперь Рокси — знаменитость. Она становится героиней светской хроники и нанимает себе лучшего адвоката. Однако Велму такой расклад совсем не устраивает.
Фильм основан на бродвейском мюзикле 1975 года, который публика приняла не очень радушно. В 1996-м «Чикаго» поставили вновь, и все сложилось совсем иначе: было показано порядка 10 тысяч спектаклей, что сделало его самым долгоиграющим американским мюзиклом на Бродвее. После столь успешного возвращения экранизация не заставила себя ждать.
«Музыкальный блог Доктора Ужасного», 2008
Нил Патрик Харрис выступает в роли злодея-неудачника Доктора Ужасного, чья цель — любыми путями попасть в Злую Лигу Зла. Планы героя понемногу начинают меняться из-за влюбленности в девушку Пенни, которая ходит в ту же прачечную. Только вот у Пенни появляются чувства к главному противнику Доктора Ужасного — Капитану Молотку.
Единственный сериал в подборке, но по продолжительности намного меньше, чем остальные мюзиклы: в сумме всего 43 минуты. Режиссер проекта Джосс Уидон сделал замечательную комедийную историю, самостоятельно профинансировав проект. Независимость от студии позволила ему воплотить идею такой, какой он ее и задумывал.
«Отверженные», 2012
Экранизация романа Виктора Гюго «Отверженные» о бывшем французском каторжнике Жане Вальжане. Никому не нужный, он скитается в поиске ночлега и лишь епископ решает приютить его, а затем и спасает от полиции. Доброта мужчины сильно влияет на Жана, он находит свое место в жизни и начинает заботиться о маленькой девочке. Однако бывший смотритель на каторге не оставляет Жана в покое и продолжает преследование.
Одна из главных особенностей этого грандиозного по размаху фильма — отношение к исполнению музыкальных номеров. Все они записывались вживую во время съемок, пока в других мюзиклах все песни записываются заранее и снимаются уже под фонограмму.
«Ла-Ла Ленд», 2016
Двое неудачников из Лос-Анджелеса мечтают о яркой и успешной карьере. Влюбленность вдохновляет их, и пара постепенно начинает добиваться желаемого. Правда, перемены негативно сказываются на их отношениях.
«Ла-Ла Ленд» вмещает в себя многие уже упомянутые фильмы. Дэмьен Шазелл вдохновлялся целым рядом мюзиклов: тут и «Цилиндр», и «Поющие под дождем», и «Вестсайдская история». «Ла-Ла Ленд» стал одним из самых кассовых фильмов 2016 года, получил 14 номинаций на «Оскар» и забрал шесть статуэток.
«Аннетт», 2021
Генри МакГенри – провокационный стендап-комик, который завязывает отношения с известной оперной певицей Энн Дефрасну. У них рождается дочь Аннетт, которую играет деревянная кукла. Вскоре отношения супругов ухудшаются – карьера Генри буксует, а Энн, напротив, гастролирует все чаще. Попытки спасти семью успехом не увенчались. Вместо этого случается трагедия, в результате которой Генри вынужденно превращает талантливую дочь в коммерческий проект.
«Аннетт», ставшая первым мюзиклом в карьере режиссера Леоса Каракса, совершенно не похожа ни на один другой фильм. Мюзикл основан на личных болях постановщика, которые очень точно почувствовали музыканты группы Sparks, написавшие сценарий и музыку к картине.
Работа Каракса изнурительна и для зрителя, и для него самого – наблюдать за этой безысходной и парадоксальной исповедью непросто, но на то она и исповедь – хрупкая, пульсирующая и невероятно трагическая.