22 лучших музыкальных альбома 2022 года
Поп
FKA Twigs — Caprisongs
Дебютный микстейп британской певицы зашел на территорию мейнстрима, но все же релиз компромиссным не назвать — это путь реконструкции, изобретения себя заново, где FKA Twigs опирается на своих коллег. В записи приняли участие The Weeknd, Pa Salieu, Shygirl, Dystopia, Rema, Джорджа Смит, Дэниэл Сизар и Unknown T:
«Мое упрямство Козерога толкает меня к написанию музыки через боль, просит не сомневаться, идти в студию и творить. Как Луна в Стрельце, я хочу отправиться в клуб, танцевать, общаться и быть таинственной соблазнительницей. И как у Венеры в Рыбах, мое пылкое сердце снова не находит себе места от любви, но на этот раз к музыке и к себе».
Beyoncé — Renaissance
Название седьмого студийного альбома говорит само за себя — при создании пластинки певица чувствовала приближающееся возрождение мира после ковида, а работа над релизом была способом скоротать ожидание:
«Создание этого альбома дало мне возможность помечтать и найти спасение в страшное для мира время. Позволило почувствовать себя свободной и авантюрной в период, когда все застыло. Я хотела создать безопасное пространство, свободное от осуждения. Место, где можно не быть перфекционистом, перестать себя накручивать, ощутить свободу».
Maggie Rogers — Surrender
Второй студийный альбом Мэгги Роджерс — это путь к надежде. Он рассказывает об амбициях, погружает в ностальгию, тревогу от осознания подступающей оторванности от реальности и желание убежать:
«Я думала, что альбом получился достаточно злым, но сейчас он звучит вполне радостно. Наверное, между этими эмоциями есть связь, хоть я ее и не планировала. Просто инстинктивно пошла в том направлении, ведь это был достаточно неплохой вариант для побега».
Charli XCX — Crash
Последняя студийная работа певицы в рамках ее контракта с Atlantic Records, с которыми она расходится из-за попытки лейбла контролировать имидж Чарли. По словам исполнительницы, она не хотела быть их марионеткой.
Истекающие контрактные обязательства — почва для творчества сомнительная, но Crash получился протестным и саморазрушительным: отсылает к автомобильным авариям, в его оформлении использованы фотографии в стиле «темных заклинаний и проклятий», а звучание иронично искажает требования лейбла от певицы:
«Я все еще беспокоюсь из-за того, что знаю, я могу быть просто большой, огромной поп-звездой. Но еще я понимаю и то, что в массовом сознании уже сложилось впечатление обо мне. Если честно, это просто выносит мозг. Я хоть и дерзкая, но тоже хочу, чтобы меня принимали, и не понимаю, почему не вполне вписываюсь. Хотя иногда мне это даже нравится».
Рок
Arctic Monkeys — The Car
Пластинка обращается к темам музыкальной и киноиндустрии — творчеству, славе, течении времени, ожиданиям аудитории. Алекс Тернер думает, что с периода выхода их дебютного альбома подход к созданию музыки у группы не изменился:
«Помню, как мы записывали A Certain Romance и разговаривали с продюсером о финальном гитарном соло. В конце этого трека мы слегка нарушили правила, сосредоточились на эмоциональном влиянии музыки на слова — и я чувствую, что с тех пор мы пытаемся делать это снова и снова».
Viagra Boys — Cave World
Сюрреалистичный, первобытный, гротескный и безумно веселый. Себастиан Мерфи признается, что со временем такой подход к созданию музыки и состоянию собственного сознания дается ему все сложнее:
«Интересно представлять себя сумасшедшим, потому что в некоторые периоды жизни я определенно им был. Например, во времена, когда принимал много наркотиков и спал по четыре часа в неделю — мой мозг просто разлагался. Я становился клинически безумным, но при этом у меня было много интересных идей, часть из которых можно было использовать. Сейчас у меня все хорошо, но я чувствую, что мне все труднее находить дикие или страстные идеи. Чем лучше я себя чувствую, тем меньше меня беспокоят собственные попытки сделать что-то, а это странно и очень опасно. Так что я просто должен возвращаться к тем ужасным ощущениям ради безумных идей».
Yeah Yeah Yeahs — Cool It Down
Название альбома вдохновлено одноименной песней The Velvet Underground из их альбома 1970 года Loaded, а главный сингл пластинки Spitting Off the Edge of the World отражает проблемы климатического кризиса. Карен О рассказывала, что на создание Cool It Down ее вдохновили изменения в мире:
«Я по-настоящему завишу от искусства, оно для меня как спасательный круг, помогающий осознать, что я не одинока в ощущении того, как схожу с ума от мысли, что мир вокруг меня рушится».
Оззи Осборн — Patient Number 9
Оззи Осборн — все еще Князь Тьмы, что, безусловно, прекрасно. Как он и говорил, Оззи — уже не Оззи, если засобирается на пенсию:
«В смысле, что бы я тогда делал, сидел весь день и смотрел в окно? Не слишком похоже на Оззи Осборна, чувак. Это не вариант. Когда меня спрашивают о выходе на пенсию, я отвечаю, что это произойдет только тогда, когда я почувствую запах крышки соснового ящика. Из рок-музыки невозможно уйти. Это моя страсть. Как можно оставить что-то, от чего так весело?».
The Smile — A Light for Attracting Attention
Дебютный альбом сайд-проекта Тома Йорка не сильно далеко ушел от Radiohead (скажем, по звучанию это более современный Radiohead), но вышел исключительно удачным, и поэтому он здесь — лучшие релизы года должны держаться вместе:
«Мне нравится пытаться находить разные способы написания музыки и текстов, изучать новые инструменты, как и Джонни (Гринвуду, — прим.ред.). Это будит меня по утрам и, вероятно, не перестанет до тех пор, пока я не потеряю способность ясно мыслить».
Хип-хоп
Кендрик Ламар — Mr. Morale & The Big Steppers
Двойной альбом объединил в себе темы социальных сетей, культуры отмены, отцовства, капитализма, романтики и христианства. Материал для релиза казался музыканту настолько личным, что он даже сомневался, стоит ли его выпускать, но в итоге, как мы видим, решился — все ради детей:
«Создание альбома было своего рода маркером и развитием всего, что я всегда хотел сказать. Думаю, на самом деле моей целью было написать о том, что я чувствовал с тех пор, как мне было 9 и вплоть до 35 лет».
Розалия — Motomami
Автопортрет художника в контексте современного мира. Свою третью студийную пластинку певица тоже считает самым личным и исповедальным из всех, что ей приходилось делать. Motomami объединяют темы изоляции, трансформации, сексуальности, разбитого сердца, праздника, духовности и самоуважения:
«Долгое время я боролась и чувствовала себя на краю пропасти. На творческом уровне это ощущалось бездной».
IDK — Simple
Концепция альбома сосредоточена ответом на осуждение людей деструктивной жизни в неблагополучных районах. Музыкант дает другую перспективу видения, объясняя, почему найти работу, покончить с зависимостями, полноценно вписаться в общество и изменить свою жизнь легко только тогда, когда рассуждаешь об этом, наблюдая со стороны:
«Одной из вещей, вдохновившей на создание альбома, было желание дать людям понять, что многое из того, что мы хотели бы изменить и создать для улучшения окружающей среды, не так просто, как кажется».
Wu-Lu — Loggerhead
Гипнотический и во многом экспериментальный релиз рассказывает о пределе собственных возможностей, смятении, паранойе, самоуверенности, манипуляции и, что, опять же, типично для релизов 2022-го, изоляции:
«Это альбом об одиночестве в твоей голове. В нем есть дух панка, но не знаю, к какому жанру можно его отнести. Это просто дневник моих прошлых чувств; может быть, имя Wu-Lu станет жанром само по себе».
Danger Mouse and Black Thought — Cheat Codes
Коллаб года. Для большей эпичности к записи альбома были привлечены A$AP Rocky, Raekwon, Kid Sister, Russ, MF Doom, Майкл Киванука, Run The Jewels, Conway the Machine, Joey Bada$$ и Дилан Картлидж. Black Thought говорил, что этим релизом получилось заполнить пустоту, создать что-то, чего до этого не хватало в музыке. Danger Mouse соглашался:
«Мы создали то, что сами хотели бы услышать, и это показатель. Было приятно работать над этой записью».
Электроника
Björk — Fossora
Fossora отчасти вдохновлен смертью матери Бьорк, Хильдур Руны Хауксдоттир. Название альбома — вымышленный феминитив латинского слова, означающего «землекоп» (digger). Борк писала песни для пластинки, вернувшись домой в Исландию во время коронавируса:
«Не думаю, что проводила дома так много времени с тех пор, как мне исполнилось 16. Стыдно признаться, но я ела шоколадный пудинг каждый день. Я действительно жила достаточно просто и мне это очень-очень понравилось».
Для записи альбома были привлечены Serpentwithfeet, дети Бьорк Синдри и Исадора, индонезийский танцевальный дуэт Gabber Modus Operandi и секстет для бас-кларнета.
Röyksopp — Profound Mysteries
Норвежские пионеры электроники склонились в эзотерическом поклоне художникам и жанрам, сформировавшим музыкантов в период становления:
«В музыке нам нравится двусмысленность, когда слушателем почти манипулируют, чтобы он одновременно чувствовал себя счастливым и грустным».
The Weeknd — Dawn FM
Пятый студийный альбом канадского певца описывает состояние перехода:
«Представь, слушатель мертв и застрял в чистилище. Я всегда представлял его себе ожиданием в пробке перед тем, как увидеть свет в конце туннеля. И вот пока он стоит в пробке, в машине играет радио, и радиоведущий ведет его к свету, помогая оказаться на другой стороне».
В записи звучит голос Джима Керри, вокал Tyler, The Creator и Лил Уэйна, а еще выступления Куинси Джонса и Джоша Сафди.
Bonobo — Fragments
В отличие от многих других музыкантов, Bonobo не хотел признавать стихийного влияния коронавируса на создание альбома, но до конца отрицать влияние пандемии тоже не мог:
«Раньше нас окружал шум всего происходящего в мире, люди переживали какой-то опыт. Когда ничего не происходит, то и сказать нечего. В тот период у меня было много времени для работы в студии, но по иронии говорить было просто не о чем. Потребовалось придать себе толчок к творческому импульсу, выйти на улицу, заниматься разными делами, по-другому взаимодействовать с миром, чтобы попытаться получить какой-то новый опыт».
Экспериментальная музыка
Лил Силва — Yesterday Is Heavy
На дебютный альбом музыканта повлияли медитация, тета-исцеление и встречи с лайф-коучем. Yesterday Is Heavy разрабатывался по принципу осознанности быть «в настоящем», сосредотачиваться на положительной энергии и доверять процессу:
«В основном это практика пребывания на более высоком уровне, без потакания своему эго. Постоянных мыслей о том, как все получится, уложимся ли по времени, достаточно ли хорошо звучит — каким бы необъятным все ни казалось, нужно прийти к балансу».
Wizkid — More Love, Less Ego
В целом посыл довольно ясный. Музыкант считает, что миру нужно больше любви:
«У меня четверо детей. Когда мой сын идет в школу или целует меня на ночь, это наполняет мое сердце. Такую любовь нельзя купить. Это все, что имеет значение».
В записи More Love, Less Ego приняли участие Эйра Старр, Skillibeng, Shenseea, Skepta, Наира Марли и Дон Толивер.
Орен Амбарчи — Ghosted
При написании альбома Орен Амбарчи, как всегда, старался выйти за рамки собственных представлений. По его мнению, вызов всегда состоит в стремлении создавать что-то удивительное и новое. О записи Ghosted у музыканта сохранились милые воспоминания:
«Все было очень расслабленно, музыка просто лилась. На протяжении всего процесса царила веселая, непринужденная атмосфера. Я помню, как авиакомпания SAS потеряла часть моего багажа. К счастью, в итоге все нашлось, но моей одежды не было несколько дней. Так что в некотором смысле было весело».
The Weather Station — How Is It That I Should Look at the Stars
Шестая студийная пластинка канадской фолк-группы была записана всего за три дня. How Is It That I Should Look at the Stars задается вопросом, что стоит понимать в этом мире, а что лучше оставить загадкой. Тамара Линдеманн считает, что получился тихий и странный альбом баллад:
«Я вижу его не продолжением Ignorance, а, скорее, дополнением — Луной для своего солнца».