25 лучших альбомов и EP 2021 года
Адель и Оливия Родриго, Tequilajazzz и Boulevard Depo, Blawan и Bicep, margenrot и KMRU — Time Out рассказывает о замечательных альбомах, которые не стоит пропускать в уходящем году.
Поп
Adele — 30
Тот случай, когда долгое ожидание стоило результата. В песнях-обращениях к сыну, бывшему мужу, себе и всему миру британская певица доказывает, что стала зрелой и уверенной — и потому позволила себе вывернуть душу наизнанку. Простые и точные тексты, невероятная сила голоса, соул-поп-аранжировки — эпический и грандиозный альбом о спасении и преодолении.
Olivia Rodrigo — Sour
Дебютантка года с альбомом о расставании и подростковых — а на самом деле универсальных — трудностях. drivers license — конечно, главная поп-песня года, а тут таких еще десять. Особенно рекомендуется поклонникам альбома Melodrama.
James Blake — Friends That Break Your Heart
Непривычно и не всегда интересно было слушать последние альбомы Джеймса Блейка, на которых музыкант делился тем, как он счастлив по тому или иному поводу. В этом году музыкант вернулся к смелым откровениям и выразил боль от расставания с друзьями в пронзительных песнях с фирменным, выверенным продакшеном.
Erika De Casier — Sensational
Второй альбом принципиально негромкой датской исполнительницы, поющей вкрадчиво и безапелляционно и доказывающей, что сила может быть в хрупкости. Кажется, перезапиши она припевы иначе — и могла бы получиться очень популярная музыка, но де Касье выбирает приглушенный продакшен, одновременно напоминающий об R&B 1990-2000-х и ни на что не похожий.
PinkPantheress — to hell with it
На первом микстейпе 20-летняя дебютантка лихо объединила гэридж, брейкбит, драм-н-бейс и Forgotten от Linkin Park в коротких, быстрых, но вместе с тем чувственных песнях. 18 минут, за которыми будущее.
Рок
Dry Cleaning — New Long Leg
Три южнолондонских музыканта получают редкое удовольствие, играя вместе пылкий разреженный пост-панк. Их музыка идеально контрастирует с ироничными и отстраненными декламациями вокалистки Флоренс Шоу, манера которой напоминает одновременно о Ким Гордон и Марке Е. Смите.
Spirit of the Beehive — Entertainment, Death
Психоделическая группа из Филадельфии играет музыку извилистую, путаную, параноидальную и порой жутковатую — но прежде всего увлекательную и очень красивую.
Как на американских горках, здесь не успеваешь следить, что вообще происходит — гитары, голоса, сэмплы, перкуссии беспрестанно преломляются и сменяют друг друга. А в итоге получаются именно песни — какие-то ободранные и этим безумно обаятельные.
Tequilajazzz — Камни
Первый альбом альтернативной петербургской группы из трилогии — два еще впереди, — и первый с 2009-го (хотя сам Федоров считает «Небыло» (2018) номерным альбомом). Самый короткий у группы и самый стремительно записанный — радостно и весело меньше чем за весну, — называемый самими музыкантами «альбом-сангвиник». Драйв и находчивость сочетаются здесь со светлостью и мудростью. Такой музыки и недоставало.
Nick Cave & Warren Ellis — Carnage
Рок-музыка, но рок не в жанровом значении. Кейв подводит итоги — переплавляет скорбь по миру, который неизбежно утрачивается, в мрачные и напряженные стихи. Последние в свою очередь удивительно уместно объединяются с призрачной музыкой мультиинструменталиста Эллиса. Завораживающий трагизм с обязательной надеждой в финале.
Mesh — Mesh
Цепкие хуки, звонкие гитары, чуть грязноватый звук — кажется, все это было тысячу раз, но сбитые и динамичные песни филадельфийского арт-панк-квартета приковывают внимание.
Хип-хоп
Tyler, The Creator — Call Me If You Get Lost
Калифорнийский рэпер на шестом альбоме взрослеет и делает что хочет, устраивая бардак из жанров, но как-то удивительно сплетая соул, джаз и агрессивные биты в цельное и непредсказуемое высказывание. Самый особенный трек — Wilshire, восьмиминутная грандиозно рассказанная история несложившихся отношений. Единственное, чего Тайлер не делает ни разу за весь альбом — не нервничает.
Boulevard Depo, SP4K — Qwerty Lang
Видение, стиль, идеи — все это есть у родившегося в Уфе рэпера, который вот уже сколько лет не останавливается и не разочаровывает.
Взрывные биты давнего друга SP4K — нарочито мимо модных веяний: дух старой школы дышит в каждой секунде 17-минутного EP, но, как читал в треке с другого альбома сам Депо, «в новом рестайлинге». Где еще встретишь сэмплы аффирмации изобилия и хор сибирских каторжников начала XX века, вплетенные в канонический виртуозный хип-хоп.
Платина — Sosa Muzik
«Это все абсолютно искреннее, непродуманно, только ощущение», — говорил рижский рэпер о Sosa Muzik, имея в виду, что тема альбома — чистый, беспримесно-бездумный гедонизм и желание проживать каждый момент по полной. Вот только, во-первых, продакшен здесь еще какой продуманный — отменно-хитовый, заставляющий ставить альбом на репит. А во-вторых, читает-поет Платина очень эмоционально — впустив его песни в сердце, начнешь им подпевать, даже не разбирая половину слов. Поэзия должна быть глуповата.
Benny the Butcher, Harry Fraud — The Plugs I Met 2
Андеграундный мафиозный рэп высшей пробы. Следить за бандитским речитативом-исповедью Бенни — все равно что смотреть продолжение «Лица со шрамом». Биты Гарри Фрода на редкость убойные.
Little Simz — Sometimes I Might Be Introvert
Богатые аранжировки, умные и ловкие тексты, хладнокровная читка — британская рэперша довела талант до кондиции еще на предыдущем Grey Area, а на этом масштабном 19-трековом альбоме воссияла.
Электроника
Bicep — Isles
Североирландский фьюче-гэридж-дуэт оправдал все ожидания: в музыке Bicep удивительным образом уживаются чувственность и отстраненность, меланхоличность и эйфоричность, скрытная лаконичность и нацеленность на большую аудиторию. Под конец альбом несколько проседает, но первая половина стоит всего. В следующем году ждем их в Москве.
Joy Orbison — still slipping vol. 1
Вот уж больше десяти лет британский продюсер знаком клубной публике — например, по Hyph Mngo , Sicko Cell и другим хитам, — а это его первая полноформатная запись. Сам Орбисон называет still slipping vol. 1 микстейпом, но это настолько взвешенное и законченное высказывание, что по всем признакам подходит под определение альбома.
Продюсер синтезировал свой мир из оттенков эмбиента, даунтемпо, гэриджа и хауса, добавив к битам и мелодиям голосовые записи членов семьи. Из-за этого возникает ощущение, что Орбисон допустил слушателя к чему-то предельно личному.
Blawan — Woke Up Right Handed
Джейми Робертс, он же Blawan, и легкие пути — понятия непересекающиеся: то британский продюсер решит стать фермером накануне пандемии, то не по своей воле застрянет в Киеве после новогодней вечеринки. После более чем десятилетней успешной карьеры Blawan не утратил главное — способность идиотничать, приводящую к неожиданным результатам.
Слушать его гротескные техно-треки, последний из которых посвящен японскому рамен-ресторану, прежде всего весело, но танцевать они побуждают самым серьезным образом.
ZULI — All Caps
Резкий, бескомпромиссный и напористый мини-альбом египетского продюсера — самый жесткий в его дискографии. Вихрь битов: трэп, драм-н-бейс, джангл, брейккор — все преломляется и искажается, получается зло и оригинально. В буквальном смысле выбивает почву из-под ног.
Priori — Your Own Power
Недооцененный альбом монреальского продюсера, который размывает границы между эмбиент-техно, мелодичным хаусом и трансом 1990-х. Безмятежно-обволакивающие треки для глубокого погружения хоть в размышления, хоть в темноту танцпола. «Твоя собственная сила» — тайная, как и должно быть.
Экспериментальная музыка
Floating Points, Pharoah Sanders, London Symphony Orchestra — Promises
Пьеса-разговор между джазом, классикой и электроникой, оформленная в пространственно-многогранное высказывание. Здесь непонятно, что важнее — мерцающее основание умника Floating Points, саксофон спящего гиганта Фэроу Сандерса или захватывающие струнные Лондонского симфонического оркестра, прежде всего в шестой части.
margenrot — Obkhod
Электронное и акустическое, пост-индастриал и традиционная армянская музыка, тяжелая поступь перкуссии и змеистые мелодии, мрак и надежда — все это сочетается на ритуально-завораживающем альбоме Люси Казарян-Топчян.
KMRU — Logue
Мерцающий эмбиент на основе полевых записей и импровизаций от живущего в Берлине кенийца, собравшего воедино треки с 2017-го по 2019-й. За каждой композицией скрывается определенное пространство, в которое легко перенестись, занявшись, по названию четвертого трека, «Медитацией слушания» — но подробности лучше довообразить самостоятельно.
Mas Aya — Máscaras
Продюсер и перкуссионист из Торонто изучает свои никарагуанские корни на мистически-дезориентирующем альбоме, соединяя теплые синтезаторные звуки с экзотическими инструментами вроде флейт бансури и кены. Замысловатый фольклорный эмбиент исключительно для мирных обрядов.
Chris Corsano & Bill Orcutt — Made Out Of Sound
Ударник и гитарист, гении импровизации в очередной раз феерически дополняют друг друга. Ввиду известных обстоятельств запись сделана на расстоянии. Получилась бесконечно искрящаяся, кажущаяся дерганой музыка, в которой находится удивительное умиротворение.