25 лучших фильмов и сериалов про маньяков
Содержание
«М убийца», 1931
Жители неназванного города не находят себе места от ужаса — таинственный маньяк выискивает и убивает маленьких девочек. Полиция бессильна, горожане пытаются устроить самосуд над любым подозреваемым. За дело берется даже мафия, непричастная к преступлениям. Весь город ищет неуловимого маньяка.
Немецкая классика от главного киноэкспрессиониста Фрица Ланга, снятая незадолго до отъезда режиссера в США и вступления Германии на темный исторический путь. Пока свет еще проглядывался в Межвоенный период, режиссер снял триллер, который во многом предопределил развитие жанра.
Ланг виртуозно работает с монтажом (сходка мафии и совещание во власти — отдельное искусство), находит хорошие композиционные решения и, конечно, нещадно корит общество. Фильм предвосхищает жанр нуара, появившийся в кино благодаря немцам, и указывает на больные точки развития Германии.
Собственно, из-за этого Ланг и переезжает в США в 1934 году, где его картины считаются такой же важной классикой, как работы Чаплина и Эйзенштейна. К тому же, сегодня фильм держит удивительное достижение — рейтинг одобрения 100% на Rotten Tomatoes и место в топе сайта iMDb.
«Психо», 1960
Главная героиня, Мэрион, недовольная романом со своим возлюбленным, крадет крупную сумму денег и сбегает из города. Ночью она решает отдохнуть в мотеле, владельцем которого является Норман Бейтс — молодой человек, сразу влюбляющийся в девушку, но не встречающий одобрения собственной деспотичной матери.
«Психо» — фильм ужасов, раз и навсегда изменивший правила жанра. Альфред Хичкок популяризировал саспенс (этому помогали страхи Холодной войны), бросил вызов сложившейся системе цензуры (кодекс Хейса) с ее консервативными возрастными рейтингами и создал злодея, изучать которого принято с фрейдистской точки зрения.
Норман Бейтс сексуально неполноценен и страдает от Эдипова комплекса. Это и становится причиной сразу нескольких смертей женщин в мотеле, куда он заманивал жертв, — своеобразном пристанище психически нездорового дьявола во плоти.
«Кроваво-красное», 1975
Когда речь заходит о кино про маньяков, невозможно не вспомнить о жанре, который вдохнул жизнь в американские триллеры, ужасы и слэшеры, — итальянском джалло. Из великого многообразия фильмов в этом жанре в 1970-х выберем один с хорошим зрительским рейтингом — «Кроваво-красное» классика итальянского хоррора Дарио Ардженто.
Фильм рассказывает о джазовом пианисте, который становится свидетелем зверской резни, в результате которой погибает женщина-экстрасенс, а маньяком, по обычаям жанра, становится человек в длинном черном плаще с огромным тесаком. Пианист начинает расследование и приходит к неожиданным результатам.
Ардженто мастерски связывает в одном фильме искусство, красивых женщин, увлекательное расследование и психически нездоровых героев, выстраивающих сложные схемы и попадающихся только из-за обнаружения первопричины проблемы (ожидаемый спойлер — все из детства).
«Море любви», 1989
По улицам Нью-Йорка разгуливает маньяк. Его жертвами становятся мужчины средних лет, которые ищут любви по объявлению. Долгожданные свидания заканчиваются для них пулей в голове. Расследовать это дело поручено опытным полицейским. Они решают поймать маньяка «на живца» — главный герой, переживающий семейную драму, попадается в сети любви.
Изначально роль героя-любовника и по совместительству алкоголика-женоненавистника предназначалась Дастину Хоффману, но тот вносил слишком много сценарных правок, поэтому образ в итоге создала другая голливудская икона, Аль Пачино. За роль опустившегося на дно полицейского он был номинирован на «Золотой глобус».
Откровенной жанровой сенсацией «Море любви», конечно, не является — авторы стандартно ведут нас по ложному следу, сохраняют интригу до самого конца, но не это ли чаще всего и нравится зрителю, обращающемуся к такому триллеру. К тому же, тут есть молодой Сэмюэл Л. Джексон и циник-весельчак Джон Гудман.
«Молчание ягнят», 1990
Экранизация книги «Молчание ягнят» американского писателя Томаса Харриса — классика мирового кино и последний на текущий момент лауреат «большой пятерки» с «Оскаром» в пяти главных категориях: «Лучший фильм», «Лучший режиссер», «Лучший сценарий», лучшие мужская и женская роли.
Постановщик Джонатан Демме пришел в проект не сразу, но все-таки вытянул счастливую карту. В итоге он снял эталонный тру-крайм, изучающий природу жестоких серийных преступлений и психологию маньяков. Рейтинг фильма на всех ресурсах переваливает за 8.
Удалось это в том числе и благодаря Энтони Хопкинсу, который создал один из самых запоминающихся образов в истории кино. Актер досконально изучил дела известных маньяков XX века и собрал их воедино в образе Ганнибала Лектера — каннибала-интеллектуала, помогающего Клариссе Старлинг выйти на след Буффало Билла.
«Семь», 1995
Детектив Уильям Сомерсет через неделю уйдет на пенсию. Однако сделать это у него не получится — в городе происходит серия изощренных убийств. Жертвы наказываются маньяком за совершенные смертные грехи. Оставлять дело молодому детективу Миллсу нельзя, ведь он слишком вспыльчив. Да и опыта самого Сомерсета не хватает, чтобы выйти на след убийцы.
Без картины Дэвида Финчера в подборке лучших фильмов про маньяков обойтись невозможно. При существовании «Бойцовского клуба» «Семь» сложно назвать его режиссерским opus magnum в жанре триллера, но фильм к этому стремится: гнетущая атмосфера, непрекращающийся дождь, харизматичный серийный убийца в исполнении Кевина Спейси, шокирующая развязка.
Ужас, которым Финчер насыщает повествование, будет долго будоражить зрителей после просмотра. А уж о финале и говорить не приходится — Брэд Питт согласился сниматься только в том случае, если концовка останется именно такой, какую мы увидели в итоге, несмотря на препятствия со стороны студии. Фильм входит почти во все рейтинги лучших триллеров.
«Багровые реки», 2000
Без экранизаций книг Жана-Кристофа Гранже в любом рейтинге фильмов про маньяков не обойтись так же, как без работ Дэвида Финчера. В своем, пожалуй, самом известном произведении французский автор рассказывает историю, случившуюся в престижном колледже в Альпах.
Там совершено леденящее душу преступление, которое под силу расследовать только опытному комиссару Пьеру Ньемансу. Параллельно в другом месте кто-то оскверняет могилу 10-летней девочки. Оба события связаны, и полицейским придется поближе познакомиться с историей горного местечка, чтобы как можно быстрее раскрыть правду.
«Багровые реки» на общем жанровом фоне смотрятся не слишком выигрышно, но у книг Гранже точно есть особая изюминка — мистика, неожиданные исторические детали и ритуалы, которые в кино почему-то демонстрируются неубедительно. Но «Багровые реки», сделанные режиссером Матье Кассовицем («Амели»), определенно лучше всего справляются с этой задачей.
«Воспоминания об убийстве», 2003
1986 год. В провинциальном южнокорейском городе Хвасон орудует маньяк, убивающий женщин в ночное время извращенным способом. Местные следователи пытаются отыскать его, но расследование то и дело сводится к тому, чтобы заставить признаться в содеянном любого подозреваемого. На помощь к ним прибывает опытный детектив из столицы.
Лента основана на реальной истории. Оскароносный режиссер Пон Джун-хо за семнадцать лет до «Паразитов» снял триллер, который в свои рейтинги включал сам Квентин Тарантино и который часто приводится в пример как чуть ли не лучший фильм о нераскрытом преступлении (наряду с «Зодиаком»).
Это ни в коем случае не спойлер. Фильм хорош вовсе не детективной составляющей, а ее ядром — драмой, демонстрирующей слабость человека и системы перед общим ужасом. Именно это и роднит фильм с главными американскими триллерами. Прежде всего, работами Дэвида Финчера.
«Монстр», 2003
Проститутка Эйлин Уорнос живет с новой подругой Селби и активно торгует своим телом, чтобы хоть как-то выживать. Она выросла в неблагополучной семье, с детства подвергалась сексуальному насилию, и теперь Уорнос срывается на самых навязчивых клиентов — убивает их и все больше звереет.
Биографию первой американской серийной убийцы на экране показывает Пэтти Дженкинс («Чудо-женщина»). В фильме полно мужененавистничества и безумств, но самое главное из них совершает Шарлиз Терон.
За несколькими слоями грима узнать голливудскую красавицу попросту невозможно. Ровно так же невозможно, как представить настолько убедительный женский актерский перформанс, который принес Терон несколько престижных премий, включая «Оскар». Некоторые критики и вовсе называют работу актрисы «одной из величайших в истории кинематографа».
«Волчья яма», 2005
Компания друзей путешествует по Австралии. Они направляются к метеоритному кратеру Wolf Creek, где часто происходят загадочные события. Друзья становятся участниками одного из них — после прогулки они обнаруживают машину сломанной. Их находит местный житель и предлагает переночевать у него дома.
Наутро группа сталкивает с обратной стороной доброжелательного фермера, находя его предыдущих жертв и по очереди становясь следующими. «Волчья яма» основана на преступлениях реального австралийского маньяка Ивана Милата. От его рук погибло семь туристов, которые, по всей видимости, и стали прототипами главных героинь триллера.
Фильм долгое время притворяется роуд-муви по австралийским пустыням, но внезапно вселяет ужас и не оставляет зрителю выбора — страх будет сохраняться вплоть до финальных титров. А с учетом развязки — и после них. При этом кровь не разливается в кадре ведрами, что немного отдаляет «Волчью яму» от слэшеров, хотя их дух фильм так и не покидает.
«Парфюмер: История одного убийцы», 2006
Жан-Батист Гренуй — сирота, никогда не знавший любви. Он преуспевает лишь в одном деле — в парфюмерии. В этом он настоящий гений. Его хорошее обоняние, особый дар, помогает воспринимать запахи гораздо ярче других. Для поиска идеального аромата, сводящего всех с ума, он решает смешать запахи тринадцати убитых девушек.
«Парфюмер» — еще один триллер о больной одержимости. Фильм снят по мотивам одноименного романа Патрика Зюскинда и в каком-то смысле превосходит его. Бен Уишоу умудрился сделать из своего персонажа демона с ангельской внешностью, который, в отличие от романа, перестает быть роботом-парфюмером и становится человеком. Правда, абсолютно помешанным.
«Декстер», 2006-2013, 8 сезонов
Детство Декстера было омрачено трагедией — он стал свидетелем кровавой расправы над родителями и трансформировал негативную энергию в жажду убийств. Приемный отец это увидел и сумел обратить эту страсть. Нет, Декстер не перестал убивать — он начал карать преступников, которых не смогла настичь полиция.
Он не испытывает эмоций, а только имитирует их, стараясь не выделяться среди других. В своде правил Декстера главенствует презумпция невиновности — пока он не найдет неопровержимых доказательств вины убийц, он не может наказать их своим кровавым методом.
На протяжении всех сезонов у «Декстера» были стабильно большие рейтинги, но у него было и немало критиков. Можно ли демонстрировать на экранах такого героя? Насколько это этично и приемлемо? Ведь «Декстер» действительно «гулял» в пограничной моральной зоне. Именно это и стало причиной огромной популярности шоу.
«Зодиак», 2007
История Зодиака будоражит Америку до сих пор. На рубеже 1960-70-х серийный убийца под таким псевдонимом уничтожал своих жертв и через прессу анонимно общался с полицией, так и оставшись непойманным. К делу присоединяются опытный журналист местной газеты Пол Эйвери и начинающий карикатурист Роберт Грейсмит, которые погружаются в него с головой.
В свое время «Зодиак» произвел настоящий фурор. Мастер криминального ужаса Дэвид Финчер вновь поразил публику чрезвычайно затянутой (так было нужно!) лентой не столько о маньяке, сколько об одержимости людей, которые стремятся его найти. Атмосфера фильма буквально соткана из перманентного беспокойства и натянута до предела.
Главных героев здесь играют Роберт Дауни-мл. и Марк Руффало, которые через десять лет станут ловить Таноса в «Мстителях», а образ молодого карикатуриста создал Джейк Джилленхол. Впоследствии роль стала для него отчасти типовой — его герои частенько до безумия одержимы своим делом («Стрингер», «Левша» и др.).
«Кто вы, мистер Брукс?», 2007
Эрл Брукс — примерный семьянин, уважаемый бизнесмен и просто хороший человек. А еще он серийный убийца. В нем борются две личности: одна старается все прекратить и оградить от ужаса семью, а вторая убивает на досуге, получая невероятное удовольствие. Но однажды свидетелем преступления становится фотограф, с которым Бруксу нужно что-то делать.
Кевин Костнер, чья карьера в 1990-е с треском обрушилась, в нулевые стал восстанавливать репутацию. Триллер от сценариста кинговской экранизации «Останься со мной» Брюса А. Эванса подарил ему удивительную возможность — шатающегося из стороны в сторону маньяка, которому предстоит провести немало остроумных бесед со своим вторым «Я».
И хоть зрительский рейтинг триллера не поражает воображения, к нему обязательно нужно обратиться тем, кто без ума от захватывающих историй о зверях, прячущихся под социальными масками.
«Лютер», 2010-2019, 5 сезонов
Джон Лютер — пожалуй, самый успешный полицейский в истории Лондона. Его громадная раскрываемость — следствие нестандартных, иногда грязных методов, которые вечно создают противоречивые ситуации. Может ли так поступать страж закона? Где грань между эффективностью и аморальностью?
Идрис Эльба играет детектива, вдохновленного образом Шерлока Холмса — он явно выделяется своими экстраординарными способностями и с легкостью ловит маньяков, имея при этом ворох личных проблем за спиной. А само шоу напоминает приключения лейтенанта Коломбо: имя убийцы известно с самого начала, неизвестно только то, как его поймают.
«Девушка с татуировкой дракона», 2011
Очередной фильм о серийном убийце в подборке от Дэвида Финчера рассказывает историю журналиста Микаэля Блумквиста и татуированной хакерши Лисбет Саландер, которые расследуют исчезновение племянницы могущественного магната Хенрика Вангера. Он считает, что во всем виноват кто-то из членов его неблагополучной семьи. И оказывается прав.
В отличие от многих других картин о маньяках, фильм Финчера не раскрывает всех карт сразу и является классическим детективом, снятым по одноименному жутко популярному роману Стига Ларссона. Антагонист здесь осторожничает, но все же проворачивает опасные дела: преследует, насилует и убивает девушек по всей Швеции.
Когда раскрываются все подробности, становится ясно, что местный злодей — садист, каких еще нужно поискать: расчетливый, методичный, дотошно планирующий любое преступление. В общем, с головы до пят финчеровский антигерой.
«Мост», 2011 — 2018, 4 сезона
За скандинавское триллеры, среди которых немало интересных проектов об убийцах, в подборке отдувается легендарный сериал с высочайшими рейтингами «Мост». Заснеженные леса, холодные пейзажи, серые улицы — чем не идеальная локация для депрессивного детектива, коих в скандинавском искусстве полным-полно.
Прямо посередине моста, соединяющего Данию и Швецию, неизвестный убийца оставляет тело женщины. За расследование берутся правоохранительные органы обеих стран, вынужденные сотрудничать друг с другом в условиях ограниченного времени: виновный не намерен останавливаться, а изощренность его действий вводит в шок даже бывалых сыщиков.
Маньяки тут не простые психопаты — они преследуют социальные цели, стремятся указать обществу на существующие проблемы: социальной несправедливости, экологии и другие. Оправдывать их создатели шоу не намерены, они целиком и полностью находятся на стороне главных героев, но вопросы все равно повисают в воздухе.
«Настоящий детектив», 2014 — н.в., 4 сезона
Тру-крайм сериал с высочайшим рейтингом на всех киноагрегаторах. В трех сезонах самым разным детективам предстоит расследовать загадочные преступления. В первом сезоне — жестокое ритуальное убийство женщины, во втором — смерть чиновника из администрации, в третьем — инцидент на плато Озарк, расположенном на границе нескольких штатов.
«Настоящий детектив» — своего рода мамонт в жанре, первое, что приходит на ум, когда речь заходит о тру-крайм-головоломке. Шоураннерам в каждом из трех, а вскоре и четырех сезонов удавалось привлечь к поискам убийцы звездных актеров: Харрельсон и Макконахи (первый), Фаррел, Макадамс, Китч, Вон (второй), Махершала Али (третий), Джоди Фостер (четвертый).
«Охотник за разумом», 2017 — 2019, 2 сезона
Дэвида Финчера много не бывает. «Охотник за разумом» — его первый сериал, который вскоре после выхода на Netflix попал на вершину большинства рейтингов с лучшими триллерами про маньяков.
Сценарий основан на документальной книге «Охотники за умами: ФБР против серийных убийств» писателя Марка Олшейкера и криминалиста Джона Дугласа. Главными героями шоу являются специальные агенты ФБР, которые допрашивают заключенных серийных убийц и изучают их поведение, чтобы сформировать портрет образа мысли маньяка.
Благодаря их исследованиям создаются практические руководства для раскрытия текущих дел, которые и расследуются в двух сезонах. Кажется, Финчер уже снял все, что только можно снять о маньяках, но это шоу — будто его режиссерская и продюсерская подпись под фильмографией целиком.
«Лето 84», 2017
К 1984 году за десятилетие в городке Кейп-Мэй пропало тринадцать мальчиков. В панике все, кроме группы пятнадцатилетних друзей, которая подозревает, что во этом замешан их добропорядочный сосед-полицейский. Взрослые, конечно, этому совсем не верят. Может быть, зря?..
Канадский инди-триллер впервые был показан на фестивале «Санденс», и это его прекрасно характеризует. Низкобюджетный, но чрезвычайно живой ностальгический фильм в духе экранизаций Стивена Кинга («Оно» и «Останься со мной») и «Очень странных дел», вновь обращающийся к счастливым — какими бы они ни были — 1980-м и подростковым приключениям.
Маньяк здесь вовсе не харизматичный интеллектуал или кровожадный псих. Напротив, он тщательно скрывается под маской уважаемого человека, раскрыть которого способны лишь те, кого обмануть невозможно, — дети.
«Острые предметы», 2018
Роман «Острые предметы» стал дебютным для Гиллиан Флинн («Исчезнувшая») — писательницы, чьи произведения уж очень полюбили кинематографисты, трижды экранизировавшие их и обращавшиеся к ней за помощью в написании сценария.
Главная героиня «Острых предметов», журналистка Камилла Прикер, возвращается в родной городок, где жертвами психопата стали несколько девочек. С помощью этого дела она мечтает найти писательское вдохновение и решить психологические проблемы, возникшие в результате сложных отношений с матерью. Правда, все происходит ровным счетом наоборот.
Сюжет мини-сериала Жана-Марка Валле похож на болото — шоу медленно, но с головой засасывает зрителей в медитативную историю, не раскрывая ответов до самого конца. Причем в прямом смысле — досматривать нужно в том числе и титры, которые помогут расставить все точки над «i» и вспомнить про катастрофические последствия синдрома Мюнхгаузена.
«Дом, который построил Джек», 2018
Мэтт Диллон играет маньяка по имени Джек, который за 12 лет убил более 60 человек. Фильм расскажет о пяти инцидентах — от первых преступлений серийного убийцы, страдающего обсессивно-компульсивным расстройством, до убийств, которые он сам называет произведениями искусства. Само собой, никаким искусством они не являются.
Об этом и не только он спорит с местным Вергилием, называющим его не художником, а простым ремесленником. С каждым новым преступлением перед Джеком все шире открываются ворота в ад, куда ему естественно придется заглянуть ближе к финалу.
«Дом, который построил Джек» — совсем не рядовой триллер, это высказывание Ларса фон Триера о природе собственного творчества. Режиссер в привычной провокационной и эгоцентричной форме откровенно смеется над самим собой, сравнивая свои фильмы с изощренными преступлениями, а себя называя фактически маньяком от мира искусства.
«Убийца „Священный паук“», 2022
Саид — семьянин, порядочный работник и активный гражданин. Только его гражданская и религиозная позиция проявляется в довольно извращенной форме. Он очищает иранский город Мешхед от проституток: сажает на свой мопед, отвозит к себе в логово, пока его жена с детьми мирно гостят у родителей, и зверски убивает. Однако до его «миссии» никому нет дела.
Фильм иранского режиссера-эмигранта Али Аббаси вызвал немало споров и даже был запрещен к прокату в России. Вероятно, все из-за религиозных трактовок, которые приводит Аббаси, яро критикующий свою родину за консервативные установки и называющий их откровенным варварством.
Личность местного маньяка мы знаем с самого начала. Противостоит ему журналистка и феминистка Рахими (актриса Зара Амир Эбрахими получила приз Канн за лучшую женскую роль), не боящаяся стать «живцом», чтобы поймать религиозного серийного убийцу. При этом Аббаси дает шанс системе, но отбирает у общества — дело Саида живо, несмотря на его наказание.
«Казнь», 2022
1991 год. Провинциальный городок десять лет находился в страхе перед загадочным потрошителем. Расследование длилось долгие десять лет и было официально закрыто — следователь Исса Давыдов получил повышение, жители могли спать спокойно. Однако в деле появились новые обстоятельства, и детективу приходится начинать все сначала.
«Казнь» снята режиссером-клипмейкером Ладо Кватанией. Фильм собирает в себе истории нескольких маньяков времен перестройки и наследует стилистику европейских триллеров, отдавая при этом дань уважения и американским.
К неоновому блеску добавляется и нелинейное повествование, отсылающее к структуре «Помни» Кристофера Нолана, — действие разворачивается линейно с 1981 по 1991 год и одновременно реверсивно в 1991 году. Таким образом, две линии соприкасаются в точке кульминации, рождая один из самых оригинальных жанровых проектов в отечественном кино.
«Черная птица» (2022)
Бывший спортсмен, а ныне наркоторговец Джимми Кин получил тюремный срок. Обманутый прокурором он пошел на еще одну сделку с ФБР — его переводят в тюрьму строгого режима, где он должен втереться в доверие к подозреваемому в серийных убийствах и за месяц выяснить, где тот похоронил одну из жертв, иначе мужчину отпустят.
Одним из создателей проекта выступил писатель Деннис Лихейн («Остров проклятых»), чьи сюжеты — всегда нечто большее, чем обычный детектив. Главному герою придется соприкоснуться с абсолютным злом и навсегда измениться самому. Высокий рейтинг шоу принесли характерная дотошность Лихейна и потрясающий дуэт Тэрона Эджертона и Пола Уолтера Хаузера.
В подготовке материала были использованы кадры из фильмов и сериалов.