«Мне 33, а что я сделал?». 5 фильмов Сергея Юрского, которые можно посмотреть сегодня
«Республика ШКИД»
реж. Геннадий Полока, 1966 г.
Экранизация романа Григория Белых, который сам когда-то был воспитанником школы выдающегося педагога Сороки-Росинского. Макаренко назвал ШКИД историей педагогической неудачи — и у читателей книги были основания с ним согласиться. У зрителей — вряд ли. Это была оптимистичная, смешная и добрая история, центральной фигурой которой был великолепный ВикНикСор в исполнении Сергея Юрского — молодого и победительного, как говорили в другой любимой книжке советских детей «Дорога уходит вдаль».
«Золотой теленок»
реж. Михаил Швейцер, 1968 г.
В советском кино было три Остапа Бендера — Арчил Гомиашвили, Андрей Миронов и Сергей Юрский.
По мнению многих, именно последний (а по хронологии первый) просто снайперски попал в цель, создав образ человека бесконечно активного, беспринципного и обаятельного. Наверное, поэтому в советское время, когда слыхом никто не слыхал об эффективных менеджерах, этого Бендера в финале картины было даже жалко. Юрскому было тогда 33 года — в строгом соответствии с текстом Ильфа и Петрова:
«Мне тридцать три года — возраст Иисуса Христа. А что я сделал до сих пор?..».
«Маленькие трагедии»
реж. Михаил Швейцер, 1979 г.
Трехсерийный телефильм был посвящён 150-летию «Болдинской осени» — самого плодотворного периода в жизни Пушкина. Состав соответствующий: здесь снялись все выдающиеся актеры того времени — Тараторкин, Высоцкий, Золотухин, Смоктуновский (у последнего было аж две роли — Скупого рыцаря и Сальери). Но держалась вся конструкция фильма на вольно интерпретированной повести Пушкина «Египетские ночи» — и сквозной фигуре Импровизатора, которого сыграл Сергей Юрский. Контраст между мелким, суетным человечком и великими стихами, которые он рождал, — одна из сильнейших сторон картины.
«Не бойся, я с тобой»
реж. Юлий Гусман, 1981 г.
Был период, когда Серей Юрский, мягко говоря, не пользовался любовью руководства страны, и снимать его было не велено. Спас его Баку и студия «Азербайджанфильм» — единственная, где актеру давали работу. «Дервиш взрывает Париж» — один из фильмов той поры; смотреть его, честно говоря, трудно.
Зато «Не бойся, я с тобой» и песни из него знала вся страна. Неудивительно: в этой абсолютно зрительской картине гармонично смешались приключения, любовь, кровная месть, классовая борьба и самбо. У Юрского тут совсем маленькая роль — станового пристава, и она показывает, что Сергей Юрьевич был актером широчайшего диапазона: от романтического героя до надутого фанфарона.
«Любовь и голуби»
реж. Владимир Меньшов, 1981 г.
Народная комедия, сюжет которой никому рассказывать не надо — еще один пример комедийного дара актера. А заодно таланта к перевоплощению: дядю Митю по всему СССР любили (и любят) как «своего», настоящего — так сыграл его потомственный ленинградский интеллигент Сергей Юрский.