В пасти страха. 5 безупречных британских хорроров последних лет
22 июля на российские экраны вышел хоррор «Цензор», 29 июля — «Родовое проклятие». Оба фильма созданы английскими постановщиками — британский кинематограф в целом обладает богатейшим наследием хорроров. Режиссеры Соединенного Королевства долгие годы соперничали с немецкими коллегами за право называться континентальными пионерами жанра — с северных островов вышли такие фильмы, как «Плетеный человек», «Чужой», несколько версий «Дракулы» и «28 дней спустя». В каждом десятилетии находились свои герои, чьи фильмы становились культовыми, не стали исключением и 2010-е. Time Out рассказывает о пяти безупречных британских хоррорах последних лет, о которых точно будут вспоминать спустя годы.
«Аннигиляция» (2017, реж. Алекс Гарленд)
Одинокий маяк становится местом притяжения необычного метеорита, который меняет территорию вокруг и создает постоянно расширяющуюся загадочную зону. В ней люди умирают, а животные без причины нападают на всех, кто попадется им на пути.
Профессор биологии Лина (Натали Портман) переживает потерю мужа-военного — он ушел в эту зону и не вернулся. Однако спустя год Кейн вновь появляется на пороге, совсем не такой, как прежде. Лина вместе с отрядом отважных девушек отправляется в смертельную зону. Она хочет понять, что случилось с ее мужем и почему он стал единственным, кто смог вернуться.
Алекс Гарленд — автор уникальный. Каждая из его работ создана на стыке жанров, одним из которых всегда является научная фантастика. Поэтому «Аннигиляцию» сложно назвать исключительно хоррором — в ней лишь есть отдельные жанровые элементы. Гарленд по обыкновению кропотливо выбирает научные теории, на основе которых выдвигает собственные предположения, экспериментирует и художественным методом пытается продвигать науку вперед.
Ужас в «Аннигиляции» — это не просто пугающие физиономии, неведомые чудовища или скримеры, это, прежде всего, многообразный страх, рождаемый сознанием каждого, кто проникнет в загадочную зону. И он может быть любым. В своей работе Гарленд удачно стыкует философию Тарковского и Лема, жанровые хоррор-приемы и новейшие достижения науки, что делает «Аннигиляцию» одним из самых умных, смелых и необычных фильмов последних лет.
«Демон внутри» (2016, реж. Андре Овредал)
В одном из маленьких британских городков при странных обстоятельствах произошла ужасная трагедия — было найдено несколько трупов. Среди них — хорошо сохранившееся тело молодой девушки, заваленное песком в подвале. В поисках ответов местная полиция обращается к двум патологоанатомам, отцу и сыну. Они пытаются выяснить, как умерла девушка, выполняя все стандартные процедуры, но с каждой минутой секреты ее жизни и смерти все больше их пугают. Кажется, причудливые подсказки, которые подает медикам тело, скорее убьют их, чем помогут раскрыть тайну.
До «Демона внутри» норвежский режиссер Андре Овредал работал над примечательным скандинавским хоррором «Охотники на троллей» (2010) и с жанром уже был хорошо знаком. Получив в свое распоряжение двух больших актеров, Брайана Кокса и Эмиля Хирша, он создал минималистичный и простой фильм ужасов, который уверенно балансирует между «мясным» боди-хоррором и атмосферным триллером.
Психологизм выходит на первый план только ближе к финалу, а все время до этого Овредал успешно манипулирует зрительским вниманием — гнетущая первая половина резко переходит в умеренно пугающую вторую. Ужас улизнет от глаз даже самого внимательного зрителя из-за метафоричного «сайлентхилловского» тумана, но страхи все равно вылезут наружу. Хоть демон и внутри.
«Его дом» (2020, реж. Реми Уикс)
Бол и Риал — беженцы из Южного Судана. Их настигла судьба многих африканцев: хлипкая лодка, пересекавшая море, перевернулась, люди оказались в воде, и дочь молодой пары утонула. Болу и Риал удалось спастись — они перебрались в Великобританию и, получив статус иммигрантов, начали жизнь с чистого листа. Приветливая страна заселяет их в небольшой дом. Правда, переезжать оттуда никуда нельзя. Радость быстро сменяется страхом, когда в новый дом вместе с парой заезжают и призраки их африканского прошлого.
Для режиссера-дебютанта Реми Уикса «Его дом» — абсолютный успех. Фильм основан на бесчисленном множестве историй беженцев, перебирающихся в Европу и обнуляющих свою жизнь. В частности, такая участь настигла и семью самого Уикса — ассимилироваться в Лондоне долгое время не получалось, сам процесс был похож на ужас. Поэтому в дебютный проект он вложил частицу себя.
«Его дом» — социально-мистический хоррор, сильно отличающийся от того, что зритель обычно привык видеть в фильмах ужасов. Скримеры, пугающая атмосфера, саспенс — в ленте это не выходит на первый план. Уикс делает ставку на историю: он умело расставляет акценты, постепенно раскрывая подробности жизни и эскейпа супругов, которые, в конце концов, формируются в целый дом страхов, построенный в Лондоне из африканских материалов. Потрясающе продуманный авторский дебют.
«Спасительница» (2019, реж. Роуз Гласс)
Несколько лет назад Мод закончила медицинский вуз, но доктором, в отличие от своих одногруппников, не стала. Вместо этого девушка работает сиделкой у смертельно больных подопечных. Ее новая клиентка — бывшая танцовщица, которая одиноко проживает в большом особняке и перестала бороться со своей болезнью. Женщина называет Мод своей спасительницей. Уверовав в свою ментальную связь с Богом и способность влиять на окружающих, Мод заигрывается и впускает в свою жизнь Дьявола.
«Спасительница» стала полнометражным дебютом для постановщицы Роуз Гласс, моментально признанной лидером свежей режиссерской крови в жанре ужасов. Аскетичная и радикально религиозная Мод — потрясающий персонаж, в котором успешно уживаются одновременно Бог и Дьявол: забота о подопечной со смиренными глазами может внезапно смениться не самым приличным интимным контактом и наоборот.
Кажется, Дьявол в этой схватке одерживает уверенную победу — радикализм и гордыня Мод, считающей себя единственным посланником божьим, переходят все границы. Фактически в «Спасительнице» Гласс в форме слоубернера удается расширить и визуализировать крылатое выражение «Благими намерениями вымощена дорога в ад».
«Побудь в моей шкуре» (2013, реж. Джонатан Глейзер)
Каждый день на дороге из Эдинбурга в окрестностях Глазго происходят странные события. Миловидная девушка в облике Скарлетт Йоханссон ездит на неказистом фургоне и собирает попутчиков, в основном мужчин. Это не очередной способ флирта, а настоящая охота.
Она приглашает их в гости, раздевается, но в самый ответственный момент случается ужасное — инопланетянка забирает жизни земных мужчин.
«Побудь в моей шкуре» — вольная экранизация одноименного фантастического романа Мишеля Фейбера, в которой прослеживается влияние Кубрика, Линча и Ходоровски. Абстракция соседствует с безжалостным и всепоглощающим ужасом в лице соблазнительной Скарлетт Йоханссон. То ли хоррор, то ли триллер Глейзера представляет собой усовершенствованную во всем версию франшизы «Особь», сложноустроенную и предельно кинематографичную. Недаром «Побудь в моей шкуре» входил в основной конкурс Венецианского кинофестиваля и вызвал смешанную реакцию, разбив публику на два диаметрально противоположных лагеря — это верный признак мощного кино.