Книги о друге. 5 биографий Владимира Высоцкого, написанные его близкими и современниками | Город | Time Out

Книги о друге. 5 биографий Владимира Высоцкого, написанные его близкими и современниками

Александр Потапов   25 января 2023
4 мин
Книги о друге. 5 биографий Владимира Высоцкого, написанные его близкими и современниками

«Символ эпохи» и «голос поколения», Владимир Высоцкий — человек, который стал для каждого советского человека практически членом семьи. Он не любил вмешательства со стороны, но осмысление жизни такого человека после его смерти кажется важным для будущих поколений. 25 января Высоцкому могло исполниться 85 лет — и Time Out вспомнил 5 лучших книг, посвященных главному барду страны.


Новиков В. «Высоцкий» (Молодая Гвардия, 2018)

Книга филолога Владимира Новикова в этой подборке удостоилась первого места — это фундамент, кусок породы, на котором позже каждый читатель сможет построить что ему угодно.

Мемуары современников субъективны, какими им и положено быть, однако Новиков работает с жизнью и творчеством Высоцкого как опытный врач: проявляет участие, но не навязывает свое мнение и сохраняет дистанцию. Инструментарий литературоведа позволяет глубоко проникнуть в структуру и содержание песен Высоцкого, реконструировать его мысли от первого лица. Новиков пишет ярко, занимательно, без академического снобизма.


Влади М. «Владимир, или Прерванный полет» (АСТ, 2006)

Книга Марины Влади, последней жены Высоцкого, парадоксальным образом снимает множество противоречий в образе поэта и музыканта, описывая их в беспощадных подробностях. После прочтения читатель будет способен если не принять полностью, то хотя бы понять Владимира Семеновича — благодаря взгляду на него глазами любящего человека.

Блестящая актриса, получившая признание в Европе, была вынуждена выбивать билеты, доставать лекарства, покупать подарки пусть и невероятно талантливому, но эгоцентрическому и зависимому от веществ супругу. Их совместная жизнь была больше похожа на преодоление бесконечных препятствий, чем на счастливый брак. Марина пишет о покойном муже правду не затем, чтобы очернить его и выставить себя мученицей, а чтобы даже в мелочах не солгать о такой любви, которую мало кто испытывал.


Рязанов Э. «Четыре вечера с Владимиром Высоцким» (ПРОЗАиК, 2012)

Эльдар Рязанов чувствовал вину перед Высоцким: собираясь снимать фильм по «Сирано де Бержераку» Ростана, режиссер предпочел взять на главную роль Евтушенко, оставив Высоцкого за бортом. Дескать, он «не вполне поэт». Стремясь искупить эту несправедливость и познакомить как можно больше людей с творчеством культового артиста, Рязанов снял документальный цикл «Четыре встречи с Владимиром Высоцким», каждая серия которого посвящена отдельной теме: биографии, творчеству в театре, кино, поэзии и музыке. Для фильма были взяты интервью с родителями Высоцкого, его женой, друзьями и коллегами по Театру на Таганке.

Книга представляет собой расширенную литературную переработку фильма, поэтому сразу после просмотра «Четырех встреч» советуем взяться за «Четыре вечера» для закрепления результата. К тому же книга способна стать буквально справочником по жизни Высоцкого и по той эпохе, поэтом которой он стал.


Золотухин В. «Секрет Высоцкого» (Феникс, 2010)

Валерий Золотухин, которого Высоцкий называл своим лучшим другом и прочил себе в биографы, по давней актерской привычке написал мемуары, в разное время и в разных изданиях названные то «Таганским дневником», то «Секретом Высоцкого». Они посвящены работе в легендарном Театре на Таганке, занимавшем в жизни Высоцкого важное место. Золотухин поставили в весьма неудобное положение «современника», друга кумира миллионов. И единственным правильным выходом из этого положения была исповедальная откровенность, с которой актер описал дни своей молодости в театре Любимова.

Центральное место в книге, конечно, занимает Высоцкий — старший товарищ, советчик, неиссякаемый источник харизмы и таланта. Золотухин смотрит на него снизу вверх, как оруженосец на рыцаря, но в то же время задается вопросами, по какой причине его друг позволяет себе срывать спектакли, отбивать девушек, отбирать роли — и при этом ему все сходит с рук. Отношения с Высоцким автор анализирует без жалости к себе, поэтому золотухинские мемуары — чересчур эмоциональные, даже истеричные — этим читателя и подкупают.


Высоцкий В. «Роман о девочках« (Азбука, 2016)

«Роман о девочках», пример малоизвестной прозы Высоцкого, тоже не столько его книга, сколько книга о нем самом. Неоконченный роман на привычную Владимиру Семеновичу дворово-блатную тему, несмотря на сыроватый сюжет, очевидные недоработки в языке и персонажах, все же следует линии зарождавшегося советского постмодернизма Битова и Ерофеева. История в трех новеллах о девушке по вызову, воре и артисте с гитарой наследует и «Евгению Онегину», и «Мастеру и Маргарите», и современникам Высоцкого вроде Довлатова и Аксенова.

В то же время «Роман о девочках» — это документ, в котором запечатлены приметы детства и юности Владимира Семеновича, детали советского быта, отношение к которым меняется от любви до ненависти, и те «маленькие люди», которых Высоцкий видел, жалел и трогательно любил, как им подобает поэту.