Музыкальные сигналы из космоса. 5 фактов о техно | Музыка и клубы | Time Out
Музыка и клубы

Музыкальные сигналы из космоса. 5 фактов о техно

Катерина Воскресенская   9 декабря 2022
5 мин
Музыкальные сигналы из космоса. 5 фактов о техно
Kraftwerk, фото: legion-media.ru
9 декабря во всем мире отмечают день техно. Time Out собрал 5 ключевых фактов о зарождении и развитии этого уникального музыкального жанра.

Без Kraftwerk техно бы просто не было

Kraftwerk, фото: legion-media.ru

Дата основания жанра была выбрана в честь дня рождения американского музыканта Хуана Аткинса, но на самом деле технокорни уходят гораздо глубже. Еще задолго до того, как по всему Детройту разнеслось революционное звучание, уже существовала группа, которая создавала музыку, напоминающую сигналы из космоса.

В плане ее переосмысления немецкая группа Kraftwerk повлияла, пожалуй, на все, что только можно, в том числе и на техно. В книге «Publikation. 64-битная история Kraftwerk» Дэвид Бакли писал:

«Kraftwerk были первой поп-группой, которая перешла от традиционных инструментов к полностью синтетическому звуку. Они не желали заново перепевать классику или разбавлять традиционный рок модными электронными вставками. Задачей Kraftwerk было переосмыслить современную поп-музыку вообще».

И не мог не пошутить:

«Можно только гадать, как реагирует Ральф (основатель группы, — прим.), когда во время покупки онлайн сталкивается с направленной против мошенничества фразой: “Пожалуйста, подтвердите, что вы не робот”*».

*Небольшая отсылка к их сценическому образу. Например, Билл Брюстер и Фрэнк Броутон в своей книге «История диджеев» написали, что Kraftwerk похожи на роботов-библиотекарей.


Изобретение техно стало настоящей музыкальной революцией

Хуан Аткинс, фото: legion-media.ru

Но это не значит, что стоит умалять вклад американских музыкантов. Детройт по праву считается колыбелью жанра. «Белвиллская троица» Хуан Аткинс, Деррик Мэй и Кевин Сондерсон хотели сделать немецкую электронику в духе Tangerine Dream и Kraftwerk более подходящей для диджеев и клубов. Техно появились в слиянии синти-попа, хауса и электро.

Хуан Аткинс убежден, что, в основном, сейчас о нем мало кто знает, несмотря на то, что он один из родоначальников жанра:

«Я уверен, что ребята лет 19-20 не имеют ни малейшего представления о том, кто я такой, если по-настоящему не изучают этот вопрос. Им просто нравится музыка. Но иногда ко мне приходят 18-летние и 19-летние, просят автографы и говорят много хороших слов, поэтому я знаю, что они уважают корни и историю появления этой музыки».


Новый музыкальный жанр не сразу обрел название

Сейчас первым техно-треком принято считать No UFO’s от Model 500 (псевдоним Хуана Аткинса) 1985 года, но в то время жанр долго оставался без определенного названия. Сначала подобную музыку называли или хаусом, или новым диско, или даже хип-хопом. Лишь спустя три года, в 1988-м, появилась первая в мире компиляция Techno! The New Dance Sound Of Detroit, давшая имя новому музыкальному жанру.

Изначально эту компиляцию планировалось назвать The House Sound Of Detroit, но не хотелось повторяться, хаус звучал по-другому и вообще был уделом Чикаго — на ранней стадии формирования жанра. Поэтому и было решено использовать слово «техно». Компиляция стала успешна, например, немецкий журнал Groove включил ее в материал 50-ти важнейших:

«Компиляция, давшая техно-музыке имя и вернувшая город соула от Motown, рок-групп вроде Stooges и MC5 на музыкальную карту мира. Этот сборник принес в Европу Хуана Аткинса, Дэррика Мэя, Кевина Сондерсона и всю их компанию и даже попал в британское шоу Top of the Pops. Именно этот сборник дал богатую почву для фантазий английских журналистов, написавших впоследствии о Джордже Клинтоне и Kraftwerk, застрявших в лифте. И, наконец, эта пластинка дает полное представление о том, почему черный Блэйк Бакстер звучит так же, как и Аманда Лир».

В США техно-музыка воспринималась с андеграундной перспективы, но в Великобритании получила большое признание. А если уйти от 80-х чуть поближе к нашему времени, в конце 2014 года в Берлинском университете искусств стали проводиться лекции и конференции под общим названием Techno studies. Эстетика и историография электронной танцевальной музыки» — теперь историю этого жанра изучают в университетах.


Техно полезен для здоровья

Изображение: legion-media.ru

Австралийский национальный институт в Канберре проводил исследования о том, как разная музыка влияет на человека. Для участия в нем выбрали порядка семи тысяч человек в возрасте от 20 до 40 лет. Результаты показали, что у людей, которые часто ходят в клубы и слушают техно, более развиты вербальные навыки, память и скорость мышления по сравнению с теми, кто слушает музыку других жанров.

Кроме того, систематическое прослушивание техно улучшает циркуляцию крови в организме, что приводит к повышению притока крови к мозгу и понижению риска сердечно-сосудистых заболеваний.


Жанр нашел свое отражение в кино

В основном, документальном. В 2009 году вышел фильм Эми Грилл Speaking in Code («Разговор в коде»), рассказывающий об одержимости людей жизнью в стиле техно-электронной музыки. В 2013-м Анатолий Иванов представил гибрид роуд-муви и музыкального видеоклипа «Квадрат» об обратной стороне жизни диджея. Картина снималась в Швейцарии, Франции, Венгрии, Румынии и России.

Кроме того, есть австралийский документальный фильм о техно Sounds Like Techno и немецкая трагикомедия Ханнеса Штера 2008 года «Берлин зовет» (Berlin Calling) о событиях, которые произошли после помещения диджея и продюсера Ickarus в психиатрическую лечебницу из-за злоупотребления запрещенными веществами.