Лидер производственной революции. 5 фильмов-экспериментов Стивена Содерберга
«Пузырь», 2005
На протяжении всей режиссерской карьеры Содерберг старается чередовать большое коммерческое кино и авторские ленты. Не стал исключением и малобюджетный фильм «Пузырь», вышедший через год после «Двенадцати друзей Оушена». Бюджет картины едва превышал полтора миллиона долларов (все у того же фильма про ограбление он был 110 млн). А сыграли в ней непрофессиональные актеры — к примеру, исполнительница главной роли Дебби Доберейнер долгое время до начала съемок работала кассиром в KFC.
В размеренную и однообразную жизнь маленького городка и его жителей вмешивается молодая девушка Роуз. Она устраивается на фабрику по производству детских игрушек, где работает главная героиня Марта. Привлекательная девушка сразу же обращает жизни Марты и ее друга Кайла вспять, но это еще ничто по сравнению с тем, что их ждет в будущем.
Мировая премьера криминальной драмы состоялась на Венецианском кинофестивале. Однако куда интереснее ее дальнейшая судьба: в январе «Пузырь» стал первооткрывателем нового формата проката. Лента одновременно вышла в кинотеатрах и на кабельном телевидении, а еще через несколько дней стала доступна на DVD. Содерберг предполагал, что таким образом издержки на рекламную кампанию снизятся в разы и в будущих проектах больше не придется закладывать неоправданно крупные суммы на маркетинг. Идея оказалась провальной — фильм собрал всего 270 тысяч и стал самой крупной кассовой неудачей среди всех работ Содерберга.
Впрочем, подобная стратегия все же пригодилась спустя 15 лет во время пандемии. В частности, именно в таком формате на экраны вышла новая лента режиссера, Kimi, а до этого — большинство крупных проектов студий Disney и Warner Bros.
«Че: Часть первая. Аргентинец», 2008
Во многих своих фильмах Стивен Содерберг выполняет в том числе операторскую работу. Во время постпродакшена триллера «Траффик» (2000), который он снял самостоятельно, у режиссера даже возник конфликт с Гильдией сценаристов, не желавшей отходить от консервативного правила: имя сценариста должно идти вторым в титрах после имени постановщика и до имени оператора. Из-за этого Стивену пришлось отказаться от формулировки «снято и срежиссировано Стивеном Содербергом» и воспользоваться именем своего отца в качестве псевдонима. Поэтому оператором «Траффика» стал Питер Эндрюс.
Позже любовь к этому ремеслу заставила Содерберга решиться на небольшой эксперимент. В 2007 году он работал над биографической драмой о революционере Эрнесто Че Геваре с Бенисио Дель Торо в главной роли. Чтобы быстро отснять необходимый материал, он воспользовался новой, еще не опробованной в большом кино камерой Red One. Вот, что говорил о ней сам Содерберг:
«Это камера, которую я ждал всю свою жизнь: чистейшее изображение, от которого челюсть падает на пол, записывается на камеру настолько легкую, что ее можно держать одной рукой».
Камера позволила Содербергу добиться пленочного качества без дополнительных затрат, а также открыла новые визуальные возможности, которыми в дальнейшем пользовались и другие известные режиссеры.
С помощью Red One Дэвид Финчер снял «Социальную сеть»: камера особенно помогла при съемке сцен с участием Арми Хаммера и его дублера. Позднее ее также использовал Питер Джексон при создании «Хоббита» — небольшие габариты и малый вес камеры существенно облегчали съемки динамичных сцен.
«Удача Логана», 2017
Содерберг не раз публично объявлял о завершении режиссерской карьеры и в 2000-е, и в 2010-е. В очередной раз он сделал это сразу после выхода в прокат ленты «За канделябрами» (2013). Однако, как это часто бывает, объявление было спонтанным — постановщик вернулся в кино, ознакомившись со сценарием «Удачи Логана». И вернулся он, конечно, ради эксперимента.
Изначально «Удача Логана» выглядела предельно конвенциональным для Содерберга проектом. Сюжет о команде воров, проворачивающих дерзкое ограбление, режиссеру знаком не понаслышке, да и актерский состав с самого начала собрался звездный: Дэниэл Крэйг, Ченнинг Татум и Адам Драйвер. Вряд ли кто-то мог бы подумать, что цель этой ленты — проверить на прочность голливудскую студийную систему.
Перед съемками картины Содерберг отказался от привычной инвестиционной и прокатной модели. Бюджет в 29 млн долларов был собран благодаря реализации прав на прокат будущего фильма (на тот момент съемки даже не стартовали), а затраты на маркетинг составили всего 1 млн долларов плюс процент с продажи билетов. Содерберг полностью контролировал кампанию и подписал соглашение с организацией Bleecker Street Media, которая создала трейлеры и всю рекламную продукцию.
Очередной производственный эксперимент режиссера едва ли можно считать успешным. «Удача Логана» окупилась с горем пополам и помогла ему сделать неутешительный для себя и для всего независимого кино вывод — индустрия пока не готова к таким масштабным революциям.
«Мозаика», 2018
На «Удаче Логана» эксперименты не закончились. Уже в начале следующего года Содерберг выпустил «Мозаику» — шестисерийный проект, доступный на HBO и в AppStore. Привыкший самостоятельно режиссировать, снимать и монтировать, Содерберг взялся не за фильм или сериал, а за мобильное приложение для iPhone.
Пользователь может выбирать, от лица какого персонажа следить за развитием событий. Помимо этого, у зрителя есть возможность знакомиться с уликами, документами и записями разговоров героев. Хотя напрямую влиять на сюжет об убийстве детской писательницы (Шэрон Стоун) нельзя, во власти пользователя находится хронология событий — нам решать, какую историю услышать сначала и с какими уликами познакомиться в первую очередь. Сам Содерберг называет «Мозаику» чем-то средним между романом, состоящим из 15 глав, запутанным сериалом и видеоигрой.
Бюджет мобильного проекта, который готовился почти три года, изначально составлял 20 млн долларов, но Содерберг не сумел в него уложиться. В поисках дополнительных средств он обратился к HBO с предложением перенести историю на телевизионные экраны. Так «Мозаика» перестала быть только мобильным приложением — зрители смогли увидеть историю полностью в привычном формате и в хронологическом порядке на популярном телеканале.
«Не в себе», 2018
Спустя месяц состоялась премьера другого «мобильного» фильма Стивена Содерберга — триллера «Не в себе». Ленты, целиком и полностью снятые на смартфон, к тому моменту уже существовали, но эта стала самой крупной из них.
Содерберг афишировал проект заранее, чтобы собрать необходимую сумму с помощью краудфандинга. Средства нашлись быстро, и режиссер приступил к съемкам. Вместо привычной цифровой камеры в руках Содерберга-оператора был iPhone 7 Plus — последняя на момент начала съемочного процесса модель яблочного смартфона.
В центре сюжета девушка, которую преследует навязчивый ухажер. Против своей воли оказавшись в психиатрической больнице, она вновь сталкивается с надоедливым мужчиной — он работает в учреждении медбратом. В этот момент она перестает отличать реальность от воображения, и теперь ее будущее на свободе оказывается под большим вопросом.
В такой экспериментальной мобильной съемке Содерберг отыскал много преимуществ. Во-первых, смартфон позволил ему приблизить свой фильм к любительскому и намекнуть всем мечтателям, что снимать кино может кто угодно. Во-вторых, iPhone позволял режиссеру и, соответственно, зрителю легче пробираться в интимное пространство героев и формировать свежее, еще не знакомое восприятие кино.