Смерчи, штормы, наводнения: 5 фильмов о буйстве стихии
12 августа на стриминговом сервисе Apple TV+ состоялась премьера мини-сериала «Пять дней после катастрофы». Сериал основан на реальной истории и рассказывает о последствиях самого разрушительного в истории США урагана «Катрина» и событиях в больнице в Новом Орлеане во время стихийного бедствия. Пока шоу только набирает обороты, Time Out решил вспомнить фильмы, в которых природные катастрофы становятся главным двигателем сюжета.
«Землетрясение»
В центре сюжета — жизнь Ли Юаньни и ее семьи. В ночь на 28 июля 1976 года супружеская пара, уложив детей спать, решает заняться любовью в кузове грузовика. Когда происходит землетрясение, отец с матерью пытаются добраться до оставшихся в квартире детей, однако мужчина оказывается раздавленным под обломками, а дом рушится. На место прибывают спасатели. Они сообщают Ли, что ее сын и дочь находятся под бетонной плитой, но спасти удастся только одного ребенка. Женщина делает выбор и, мучимая горем и чувством вины, пытается пережить последствия трагедии, постигшей ее семью.
46 лет назад в городе Таншань в Китае произошло разрушительное землетрясение, которое считается одним из самых смертоносных в истории человечества. По официальным данным властей КНР, природная катастрофа унесла жизни 242 419 человек, однако в неофициальных источниках цифра отличается от указанной. Более семи тысяч семей признали пропавшими без вести, а более четырех тысяч детей — осиротевшими. Очевидцы рассказывали, что город практически сравнялся с землей. Системы электро- и водоснабжения были выведены из строя, а по автомобильным и железным дорогам больше невозможно было передвигаться. Жители Таншаня оказались в ловушке, и многие погибли, так и не дождавшись спасения.
Как можно догадаться, главное действующее лицо в ленте — бушующая стихия. Фильм выходил в том числе и в формате IMAX, однако так и не смог окупить свой бюджет в 80 миллионов долларов. В целом, «И грянул шторм» — типичный образец своего жанра, технически выверенный и с довольно простым, линейным повествованием. В происходящее на экране поверить достаточно трудно, если не знать, что лента основана на реальных событиях.
Произошло все в 1952 году. Тогда у берегов Новой Англии танкер «Пендлтон» попал в сильнейший шторм и раскололся пополам. Члены экипажа так и не успели послать сигнал SOS. В это же время проходила спасательная операция другого танкера — «Форт Мерсер» также оказался во власти стихии.
Тонущий «Пендлтон» заметил пилот Джордж Вагнер. Он передал координаты танкера береговой охране, а ее офицер Берни Вебер сформировал спасательный отряд и взял всю ответственность за последующие действия на себя. Когда экипаж доплыл до «Пендлтона», стало ясно, что мест в спасательной шлюпке недостаточно. Вагнер, однако, решил рискнуть и забрал всех, кому удалось выжить. В итоге было спасено 32 человека.
Лента исландца Балтасара Кормакура вспоминает о трагедии 1996 года. Тогда во время восхождения на Эверест погибло трое индийских альпинистов и пятеро участников коммерческих альпинистских групп под руководством Роба Холла и Скотта Фишера. В числе причин, приведших к катастрофе, эксперты в частности отмечают нарушенный график подъема и спуска с вершины, ошибки в технической подготовке, нарушение требований безопасности, а также соперничество двух компаний.
Когда погода в горах окончательно испортилась, многие участники восхождения, не успевшие добраться до лагеря, блуждали в пурге, надеясь на спасение. Один из членов экспедиции Mountain Madness Анатолий Букреев уговаривал выживших альпинистов отправиться на помощь товарищам, однако сделать это те были не в состоянии. Той ночью альпинист спас трех человек: Шарлотту Фокс, Сэнди Питтман и Тима Мадсена. Помочь своему руководителю Скотту Фишеру Букрееву не удалось.
Впоследствии Букреев выпустил книгу «Восхождение», где изложил свой взгляд на майскую трагедию. Еще одна точка зрения на произошедшее была опубликована журналистом Джоном Кракауэром, входившим в состав коммерческой экспедиции Adventure Consultants Роба Холла. В книге «В разреженном воздухе» Кракауэр обвинил в произошедшем Букреева. По его словам, альпинист одним из первых начал возвращаться в лагерь, оставив своих клиентов на вершине. Описание произошедшего, однако, подверглось критике со стороны альпинистского сообщества. Сам Букреев все обвинения отвергал.
Геолог Кристиан Айкорд из небольшой живописной деревушки в горах мечтает перевезти семью поближе к цивилизации. Когда новая работа найдена, а вещи практически собраны, случается непредвиденное: появляются тревожные данные об изменениях в горных породах и уровне грунтовых вод. Вскоре с гор сходят оползни, которые образуют огромное цунами, способное снести все на своем пути.
Лента норвежца Роара Утхауга пользовалась популярностью в прокате на родине, однако зритель, натренировавший себя просмотрами голливудских блокбастеров, вряд ли найдет что-то новое. К темпу фильма придется приноровиться — как и полагается скандинавскому кино, он тут довольно размеренный. Компьютерная графика и эффекты тоже звезд с неба не хватают — смотрится все достаточно убедительно, но чего-то невероятного ждать не стоит. И все же лента способна удержать зрителя у экранов: прерваться, не узнав, чем все в итоге закончится, трудно.
Ученый-метеоролог Билл Хардинг приезжает к жене подписать документы на развод. В это время группа ученых под руководством супруги Хардинга Джо собирается протестировать разработанное ими устройство, способное исследовать торнадо. Билл понимает, что эта технология — дело всей его жизни, а потому вместе с другими устраивает безумную охоту на стихию.
Фильм Яна де Бонта по сценарию Майкла Крайтона стал кассовым хитом в свое время. Ленту номинировали на «Оскар» за лучшие визуальные эффекты, но выиграть ей не удалось. И зрители, и критики отмечали огрехи в повествовании, однако не могли обойти стороной прорывную на тот момент графику. Собственно, не последнюю роль в ее создании сыграл и Стивен Спилберг, согласившийся продюсировать ленту о смерче на своей студии Amblin Entertainment. Признаться, от увиденного на экране до сих пор может перехватывать дыхание.