5 фильмов о Холокосте, которые нужно увидеть на кинофестивале «Хроники Катастрофы»
«Последний этап»
Российская премьера отреставрированной версии фильма. Мировая премьера фильма состоялась на Берлинале-2020.
Режиссер: Ванда Якубовская
Польша, 1948 год, 104 мин.
Ванда Якубовская — польский кинорежиссер, бывшая узница Освенцима. Фильм, снятый ею в далеком 1947 году, основан на личном опыте и воспоминаниях, а также на немецких записях и мемуарах других заключенных. То, что «Последний этап» частично снимался на территории Освенцима, делает его еще более пронзительным и острым. По словам режиссера, мысли о фильме, о документировании того, что происходило в лагере, помогли ей выжить.
Точное воссоздание реальных событий в фильме захватывает зрителя с первых минут. Смерть, нечеловеческие страдания, страх и трусость сочетаются с силой дружбы, волей к жизни, ненавистью к мучителям и любовью к товарищам по несчастью. «Последний этап» стал первым фильмов об ужасах Холокоста в истории кинематографа.
«Далекое путешествие»
Российская премьера отреставрированной версии фильма. Мировая премьера фильма состоялась на Берлинале-2020.
Режиссер: Альфред Радок
Чехословакия, 1948 год, 108 мин.
«Слишком рано!» — такой была реакция чехословацких цензоров после выхода фильма через несколько лет после окончания войны. В итоге фильм был запрещен к показу и стал доступен зрителям только через 40 лет.
Экспрессивный фильм, в котором режиссер сочетает актерскую игру и документальные кадры, рассказывает историю еврейки доктора Ханы и ее любви к мужу не-еврею, брак с которым отсрочил ее депортацию в Терезинское гетто, куда была отправлена вся ее семья. Ее жизнь полна тревоги за близких и страха из-за неминуемых репрессий. В итоге и Хана, и ее муж попадают в лагеря, но любовь помогает им выжить и встретиться после всех ужасов Холокоста.
Интересный факт: Милош Форман говорил о Радоке, как о гении, а о «Далеком путешествии» — как о непризнанном шедевре кинематографии.
«Исаак»
Этот проект стал ярким дебютом Юргиса Матулявичюса. Как говорит сам режиссер, он не хотел снимать историческую ленту — он хотел снять фильм, который будет актуален в любые времена, рассказ о постоянной борьбе человека с собой и социумом.
Режиссер: Юргис Матулявичюс
Литва, 2019 год, 104 мин. Российская премьера фильма.
В 1941 году Андрюс Глуоснис убил еврея Исаака во время жестокой расправы в гараже Летукиса, где толпа расправилась с несколькими десятками евреев. Спустя годы в Советскую Литву возвращается из США его друг, кинорежиссер Гутаускас, одержимый сценарием фильма, в котором подробно рассказывается о той самой резне. Этот документ оказывается свидетельством расследования событий 1941 года, начатого КГБ. Главным подозреваемым становится друг Глуосниса Гутаускас. Во время подготовки к фильму жизнь главного героя начинает рушиться — его мучает чувство вины, и тень Исаака постоянно преследует его.
«Неоконченный фильм»
Премьера фильма состоялась на кинофестивале «Сандэнс» 2010 года, где он был удостоен награды за лучший монтаж. На фестивале Hot Docs в Торонто фильм получил награду как лучший полнометражный зарубежный фильм.
Режиссер: Яэль Херсонски
Германия, Израиль, 2010 год, 88 минут.
В 1954 году в одном из архивов Восточной Германии были обнаружены четыре 35-миллиметровых барабана с пленкой, промаркированные надписью Das Ghetto. Эти кадры были сняты в мае 1942 года, через два с половиной года после основания Варшавского гетто. С тех пор отрывки пленки появились в бесчисленных документальных фильмах — но только в 1998 году, когда британский исследователь обнаружил пятую ленту в Иерусалимском музее Холокоста, стало ясно, что фильм снимался в пропагандистских целях.
Идея снять фильм о фильме заинтриговала Яэль Херсонски, которая даже выучила немецкий язык и переехала в Германию, чтобы работать над проектом. Херсонски сказала, что ее главная цель — сделать аудиторию фактическими свидетелями Холокоста с помощью кадров, сделанных нацистами. Помимо документальных кадров, в фильме также использованы интервью с выжившими евреями, а также рассказ Вилли Виста — кинооператора, снимавшего эти кадры для нацистов.
«Варшава. Разделенный город»
В фильме использованы уникальные кадры, снятые на восьмимиллиметровую пленку в 1941 году режиссером-любителем Альфонсом Циолковским.
Режиссер: Эрик Беднарский
Польша, США, 2019, 71 мин.
Этот никогда ранее не показанный десятиминутный материал вплетен в фильм Эрика Беднарского «Варшава: разделенный город» в роли безмолвного свидетеля трагедии разделения города во время войны и убийства его жителей. Выжившие в гетто и очевидцы рассказывают о своих воспоминаниях, в то время как архитекторы и историки современной Варшавы исследуют леденящее кровь видение города нацистами. Фильм «Варшава. Разделенный город» проливает новый свет на коварный процесс разделения и переселения, который завершился почти полным разрушением этого когда-то яркого многокультурного пространства и гибелью сотен тысяч жителей. Одновременно в фильме изображен процветающий современный город, который все еще пытается смириться с травматическим периодом своей истории.
Режиссер искусно переплетает нити времени, подчеркивая необходимость сохранения памяти о Холокосте.
Вход на офлайн-показы фестиваля свободный по предварительной регистрации на сайте.