Жизнь в плену обмана. 5 фильмов о людях, оказавшихся в секте | Кино | Time Out

Жизнь в плену обмана. 5 фильмов о людях, оказавшихся в секте

Анна Самойлова   27 апреля 2022
5 мин
Жизнь в плену обмана. 5 фильмов о людях, оказавшихся в секте
Кадр из фильма «Таинственный лес»

В замкнутых сообществах течет особая жизнь. Редко такие коллективы строятся на благих намерениях — как правило, их лидеры паразитируют на чужом несчастье и извлекают из этого выгоду. Time Out вспоминает 5 картин, рассказывающих о тайнах сект и общин.


«Дагон» (Dagon, 2001)

Четверо друзей отправляются в поездку на яхте. Во время сильного шторма одна из девушек получает ранение и оказывается заблокированной в тонущем судне. Уцелевшие добираются до берега и пытаются найти помощь в небольшой деревне, населенной последователями культа древнего морского существа Дагона.

Режиссер фильма Стюарт Гордон не сразу раскрывает перед зрителями историю края, куда попали герои. Они оказываются пойманными на крючок. Информация подается по крупицам, чтобы заинтересовать зрителя и в конце лишить надежды на спасение. Ужас в картине нарастает постепенно. Сначала друзья испытывают рациональные неудобства, но постепенно в их жизнь врывается темный хаос.

В «Дагоне» важна каждая деталь: поведение людей, локации, атрибутика жутких верований. Визуально отталкивающий фильм, тем не менее, завораживает, как бездна, в которую страшно и так сладостно смотреть.


«Таинственный лес» (The Village, 2004)

Жители небольшого поселка не смеют покидать родное место, окруженное густым лесом. В чаще обитают страшные сущности, которые не нападают на людей, пока те не оказываются на их территории. Такой уклад жизни передается от родителей к детям, и ничто не может его нарушить. Однажды в деревне случается трагедия, и незрячая дочь старейшины оказывается вынуждена отправиться в удаленные города через страшный лес.

Режиссер показывает общину как большую семью, где каждый мирится с недостатками другого, и это редкий пример того, когда отдаленность от цивилизации идет во благо. Ощущение тесного замкнутого мира лишь усиливается при осознании того, что находится за его пределами. Фильм демонстрирует древнее представление человека о мироздании: безопасность гарантирована лишь в родном месте, а за его пределами торжествует зло.

М. Найт Шьямалан не изменяет себе и преподносит неожиданный твист, расставляющий по местам все неточности сюжета. Именно при повторном просмотре становятся понятны необычные подробности, масштаб замысла режиссера и мотивация персонажей.


«Паранормальное» (The Endless, 2017)

Кровные братья Аарон и Джастин родились в секте, но сумели покинуть ее за день до того, как все ее члены совершили коллективное самоубийство. Жизнь в свободном мире приносит им лишь разочарование. Однажды герои получают послание от одного из бывших братьев по общине. Поддавшись на уговоры Аарона, Джастин соглашается съездить в родной край.

Герои находят всех, кого знали, живыми и ничуть не изменившимися за десятилетие. Наигранная приветливость и нарушение логических и физических законов вызывают у героев противоположные эмоции: Аарон жаждет остаться, а Джастин чувствует приближающуюся опасность.

Малобюджетный хоррор «Паранормальное» удивляет визуальными и сюжетными находками. В процессе повествования ломаются не только пространственно-временные отношения, но и представления самих зрителей о жанре. Финал, пусть и метафорично, показывает суть сект, в основе которых лежат смерть и боль.



«Приди ко мне» (The Other Lamb, 2019)

Драма классика польского кино Малгожаты Шумовской рассказывает о жизни женщин в закрытой общине. Они придерживаются строгой иерархии и правил, а во главе них стоит загадочный немногословный идеолог, напоминающий Чарльза Мэнсона. Главное счастье для его последовательниц — провести с ним ночь наедине.

Шумовска помещает героинь на лоно природы, где, в отличие от мира людей, все выверено и прекрасно. Порой кажется, что и девушки в строгих синих платьях становятся частью мировой гармонии. Однако это ощущение ошибочно — их тела и разум принадлежат наставнику, который вгрызается в них, подобно дикой собаке, растерзавшей ягненка.

«Приди ко мне» завораживает не только визуальным рядом, но и многочисленными метафорами. Шумовска балансирует между конкретикой — описанием жизни в секте — и иносказательным видением роли женщины в современном мире.


«Солнцестояние» (Midsommar, 2019)

В жизнь Дени вторглось страшное горе: вся ее семья трагически погибла. Несмотря на многолетние отношения с любимым человеком, со своими чувствами девушка осталась наедине. Ближайший друг ее парня предлагает отправиться в глухую шведскую деревню на праздник летнего Солнцестояния. Знакомство с новым для нее миром заставляет городскую девушку пересмотреть свою прошлую жизнь.

«Солнцестояние» представлялось как фильм ужасов, действие которого разворачивается при свете солнца. Однако подобная реклама — лишь хитрая уловка, поскольку фильм Ари Астера — больше чем хоррор о жестоких многовековых традициях общинной жизни. Как и в случае с «Реинкарнацией», все происходящее следует считывать как метафору.

Раскрывая обряды, культы и традиции деревни, Астер погружает зрителей в сознание главной героини, воспаленное от пережитых несчастий. Внешняя красота и иллюзорная идиллия чужого края дают возможность спастись от собственных проблем.