Йо-хо-хо, и дух бунтарства: 5 фильмов о пиратах и морских приключениях | Кино | Time Out

Йо-хо-хо, и дух бунтарства: 5 фильмов о пиратах и морских приключениях

Анастасия Лабурец   20 сентября 2022
6 мин
Йо-хо-хо, и дух бунтарства: 5 фильмов о пиратах и морских приключениях
Кадр из фильма «Пираты Карибского моря»

В середине сентября в мире отмечается Международный день подражания пиратам — шуточный праздник, придуманный двумя американцами в 1995 году. Друзья начали говорить друг с другом на пиратском сленге, и это так их развеселило, что они решили установить традицию, которая вскоре ушла в народ. В русском языке как такового пиратского сленга нет, но поднять себе настроение этим праздником все же можно. Например, просмотром фильма о морских разбойниках и путешественниках. Чтобы облегчить выбор, Time Out вспомнил пять картин о пиратах — от провальных до хитовых.


«Остров головорезов»

Главная героиня — дочь пирата Морган Эдамс (Джина Дэвис). После смерти отца она наследует корабль «Утреннюю звезду» и кусок карты, ведущей к сокровищам. Чтобы узнать путь, Эдамс нужно собрать оставшиеся фрагменты, которые находятся у братьев ее отца. Один из них — Даглас Дог Браун — не готов так просто расстаться с куском карты: он тоже жаждет найти сокровища, а потому решает выступить против своей племянницы.

«Остров головорезов» стал одним из самых крупных провалов в истории американского кино. Когда-то, в эпоху Золотого века Голливуда, фильмы о джентльменах удачи пользовались большой популярностью. Во многом этому способствовали первая звуковая экранизация «Графа Монте-Кристо» Роулэнда Ли и «Остров сокровищ» Виктора Флеминга. В 1935 году вышла «Одиссея капитана Блада», чьи кассовые сборы составили 1,4 миллиона долларов в США и 1,7 миллиона — за рубежом при бюджете в 1,3 миллиона. В послевоенное время интерес к историям о морских разбойниках постепенно утратился из-за того, что сюжеты были по большей части предсказуемыми.

Но когда Ренни Харлин заявил о желании снять «Остров головорезов», кинокомпания Carolco понадеялась, что лента поможет ей выбраться из долговой ямы. До этого финский постановщик сделал себе имя на продолжении «Крепкого орешка», четвертой части «Кошмара на улице вязов» и «Скалолаза» с Сильвестром Сталлоне.

Несмотря на плачевное положение, студия выделила Харлину 65 миллионов долларов, но впоследствии бюджет вырос до 98 миллионов. Майкл Дуглас, который изначально должен был играть главную роль, отказался от участия в ленте из-за затянувшегося периода препродакшена. Пока Харлин искал ему замену, работа с декорациями и написание сценария велись без его участия. Конечный результат не устроил постановщика, из-за чего процесс пришлось начинать сначала. Не задавалось у проекта и с операторами: одного уволили, другой сломал ногу. Травмы на съемочной площадке получали и актеры, поскольку были вынуждены выполнять практически все трюки самостоятельно. Джина Дэвис, сыгравшая роль Морган, признавалась, что ходила вся в синяках.

Усилия съемочной группы в итоге не окупились. В США кассовые сборы фильма составили чуть больше 10 миллионов долларов. Критики сошлись во мнении, что ленту погубили бессвязный сценарий и картонные персонажи. Сказалось и отсутствие рекламной кампании, которую не могла себе позволить объявившая о банкротстве студия.


«Пираты Карибского моря: Проклятие Черной жемчужины»

После истории с «Островом головорезов» Теда Эллиота и Терри Россио, предложивших Walt Disney снять фильм о пиратах, посчитали чуть ли не сумасшедшими. Сценаристам студия отказала, несмотря на то что их идея была вдохновлена аттракционом «Диснейлента» под названием «Пираты Карибского моря». Но в нулевые годы студийные боссы решение изменили. Работать над проектом пригласили сценариста и продюсера Джея Вулперта. Тот заложил канву сюжета: в центре повествования был тюремный охранник, который освобождает пирата, чтобы спасти губернаторскую дочь, которую морские разбойники удерживают ради выкупа. Эллиот и Россио, также согласившиеся принять участие в производстве картины, предложили добавить сверхъестественных событий.

В 2002 году продюсер Джерри Брукхаймер пригласил в режиссерское кресло Гора Вербински. Первому нравились художественные особенности лент постановщика, а второй был большим поклонникам фильмов о пиратах и хотел отдать им дань уважения.

Итог проделанной работы мы знаем: лента стала одной из самых прибыльных в истории, собрав почти 654 миллиона долларов в мировом прокате. Фильм вернул зрителям любовь к морским приключениям и сделал капитана Джека Воробья одним из самых цитируемых киноперсонажей.


«Пираты»

Интерес к судьбам джентльменов удачи не обошел и южнокорейских постановщиков. Ленту «Пираты» выпустил режиссер Ли Сок-хун, на счету которого романтическая комедия «Королева танца» и основанная на реальных событиях драма «Гималаи».

Действие картины происходит во времена начала эпохи Чосон. Для того чтобы подтвердить легитимность государства, необходима королевская печать империи Мин. Во время транспортировки она падает в воду и ее проглатывает кит-призрак. Испугавшиеся наказания чиновники решили не раскрывать правду — вместо этого они сообщили, что печать украли пираты. Главная морская разбойница Е-воль решает защитить подопечных и найти утраченную вещицу. Однако в этом ей будет противостоять Са-чжон — изгнанник, жаждущий восстановить свое положение в обществе.


«Пираты XX века»

Фильм Бориса Дурова стал самым кассовым отечественным фильмом в СССР. Критики называли его первым советским боевиком. Идея снять историю о пиратах постановщику пришла после прочтения заметки в «Известиях». Издание писало, что морские разбойники напали на итальянский сухогруз, перебили всю его команду и украли 200 тонн урановой руды. Сценарий Дуров написал вместе со Станиславом Говорухиным, но в первоначальном варианте Госкино его не одобрило. В комитете потребовали заменить руду, а когда кинематографисты предложили фармацевтический опиум, и вовсе воскликнули: «Никаких наркотиков, это пропаганда!». Несмотря на это, идею Дуров с Говорухиным отстояли — но действие ленты вынуждены были перенести из Средиземного моря ближе к Филиппинам.

Когда фильм досняли, то выпустить на экраны его решились не сразу из-за обилия жестоких сцен. Рассказывают, что ленту сперва посмотрел Брежнев. Генсек якобы так сильно болел «за наших», что в срочном порядке потребовал дать картине зеленый свет.


«Капитан Крюк»

Лента является вольным продолжением истории о мальчике, который никак не хотел взрослеть. В фильме, однако, Питер уже далеко не подросток. Он — успешный юрист, целиком посвятивший себя работе и совершенно забывший о своей беззаботной юности. Однажды герой вместе с супругой отправляется на благотворительный ужин, а когда возвращается домой, понимает, что его детей украл некто подписавшийся как Капитан Крюк.

Ленту снял Стивен Спилберг. Взаимоотношения между Питером, которого, к слову, сыграл Робин Уильямс, и его сыном Джеком перекликаются с непростыми взаимоотношениями режиссера с его отцом. В общей сложности картина собрала в мировом прокате более 300 миллионов долларов.

В оформлении материала использованы кадры из фильмов