Безвыходная декорация. 5 фильмов, рассказывающих потрясающие истории в замкнутом пространстве
Благодаря спецэффектам на экране возможно создать любое пространство: жерло вулкана, бескрайний космос или виртуальный зал с голограммами. Персонажи перемещаются через эпохи и континенты, нарушая законы физики. Однако истории в замкнутом пространстве тоже вызывают интерес зрителей. Time Out вспомнил 5 фильмов, герои которых не выходят за пределы одной локации.
«Телефонная будка» (Phone Booth, 2002)
Рекламный агент Стю (Колин Фаррелл) — циничный эгоист, который в корыстных целях пользуется связями и доверием людей. В один день он заходит в таксофон и набирает номер очередной жертвы. Когда в кабине внезапно раздается звонок, парень по инерции поднимает трубку. Неизвестный на том конце провода бархатным голосом предупреждает, что следит за героем и застрелит, если тот попытается выйти из будки.
Оригинальную идею «Телефонной будки» продумывал в 60-х Ларри Коэн — сценарист «Коломбо». Однако кинематографист не знал, как объяснить причину, по которой герой не может покинуть пределы таксофона. А в 90-е было найдено решение этого вопроса — и в 2002 году режиссером триллера стал Джоэл Шумахер.
Фильм снимался в хронологическом порядке. Работа была закончена за 14 дней.
Большая часть актеров массовых сцен не знала, что произойдет в следующий момент. Именно поэтому реакция второстепенных персонажей на неожиданные повороты сюжета получилась столь естественной.
«Погребенный заживо» (Buried, 2010)
Простой водитель (Райан Рейнольдс) во время боевых действий в Ираке попадает в засаду и внезапно теряет сознание. Через неопределенное время он просыпается запертым в тесном помещении и осознает, что его худшим подозрениям сужено подтвердиться. Он оказался в самодельном гробу, в котором его похоронили с целью выкупа. Единственным средством связи с внешним миром становится мобильный телефон, с которого герой звонит в федеральные службы.
На протяжении всего фильма в кадре остается лишь Райан Рейнольдс. Люди по ту сторону трубки остаются невидимыми, что создает ощущение отчужденности и беспомощности героя. Для наибольшей достоверности актер не проговаривал заученный текст, а действительно разговаривал с коллегами по телефону.
Режиссер фильма Родриго Кортес работал в рамках ограниченного бюджета, что влекло за собой некоторые технические ограничения, и те приводили к неординарным визуальным решениям. Так, например, была модернизирована зажигалка главного героя: силы света не хватало для съемок, но после манипуляций техников пламя стало ярче.
Съемки заняли чуть больше двух недель. Всего на площадке было задействовано семь разных гробов, позволяющих передавать эмоциональное состояние героя и искать оригинальные ракурсы.
«Лок» (Locke, 2013)
Айван Лок (Том Харди) — руководитель строительства небоскреба, поэтому все время он проводит в рабочих делах. Вечером после трудового дня Лок садится в автомобиль и отправляется в путь, цель которого проясняется лишь спустя время. На протяжении своего маршрута он совершает несколько звонков, позволяющих зрителю узнать характер персонажа.
Герой ни разу не выходит за пределы салона, но в повествовании происходит перемещение во внутренний мир героя, в его прошлое. И именно герметичное пространство становится главным условием для этого путешествия.
В течение нескольких смен съемочная группа проговаривала текст истории, а камеры непрерывно снимали Харди. Это позволило выбрать при монтаже максимально выразительные дубли. Основным ориентиром для постановщика Стивена Найта был театральный принцип единства времени, действия и места.
«Коллектор» (2016)
Банковский коллектор Артур (Константин Хабенский) привык добиваться от клиентов необходимого, но всего один день заставляет мужчину усомниться, что он обладает властью и авторитетом. Неизвестная женщина выкладывает компрометирующую видеозапись — и теперь все, кого Артур знал, отворачиваются от него, а анонимная интриганка обещает разрушить его жизнь.
Действие фильма не выходит за пределы элитного бизнес-центра, в котором оказался заперт герой. Как в случае и с «Погребенным заживо», единственной нитью, связывающей Артура с прежней жизнью, становится мобильный телефон. Фильм снимался последовательно за семь ночных смен.
Режиссером картины выступил сценарист Алексей Красовский, для которого «Коллектор» стал первой крупной режиссерской работой. При подготовке создатели обращались за консультацией в «Первое коллекторское бюро».
«Кислород» (Oxygène, 2021)
Молодая женщина (Мелани Лоран) приходит в себя в тесной капсуле и не может вспомнить ничего о своем прошлом. Не имея возможности выбраться наружу, героиня начинает разговаривать с искусственным интеллектом, внедренным в ее темницу, и постепенно страшная картина произошедшего обретает ясность. Осложняет ситуацию то, что в капсуле произошла поломка — и запасы кислорода стремительно убывают.
Психологический триллер Александра Ажа был снят в период между двумя вспышками коронавируса во Франции. Несмотря на то, что в фильме отсутствуют образы «внешнего» мира, визуальный ряд не успевает показаться однообразным. Оператор прибегает к неожиданным острым ракурсам, отражающим состояние женщины.