Что ты кричишь? 5 интересных фактов о «Кошмаре на улице Вязов»
Time Out разобрался, почему лента Уэса Крэйвена навсегда вошла в список лучших фильмов ужасов и кем Гимли приходится старине Фредди.
Многогранно заточенная личность злодея
В 80-е слэшеры — фильмы, в которых жестокий маньяк максимально кроваво убивает героев подручными средствами — достиг невероятной популярности. Чаще всего на роль главного злодея брали какого-нибудь каскадера, ведь актерских способностей от него не требовалось, а лицо часто закрывалось маской. Однако Уэсу Крейвену хотелось, чтобы Фредди играл именно актер, и это вполне понятно: «Кошмар на улице Вязов» был проектом мечты режиссера, а в главном герое он собрал все главные кошмары своего детства: сильно обгоревшего человека, шляпу бездомного, который однажды здорово напугал маленького Уэсли, и школьного хулигана по имени Фредди Крюгер.
Подобрать нужного актера на роль убийцы подростков Крейвен не мог долго: все кандидаты были слишком спокойными, проявляли излишнюю сострадательность и никак не могли раскрепоститься до нужной степени жестокости.
А потом на прослушивание пришел Роберт Инглунд — актер-неудачник со странной, но вообще-то милой внешностью: светлые кудри, круглое лицо, оттопыренные уши и отличное чувство юмора. Инглунд так хотел эту роль, что смазал свои волосы машинным маслом, а глаза раскрасил разведенным пеплом от сигарет. Уэс пришел в восторг: «Он впечатлил меня своей готовностью забираться в темные уголки своего разума. Роберт раскусил Фредди».
Так мы получили лучшего и самого нестандартного злодея всех времен. Фредди Крюгер — не столько психопат, сколько воплощение артистичной жестокости. Обгорелое лицо, перчатка с металлическими когтями и красно-зеленый свитер — все это прекрасно выглядит и создает узнаваемый образ. И все же главное достоинство Фредди — юмор, по остроте ничем не уступающий лезвиям на перчатке.
А тот факт, что он гоняется за подростками без маски, во времена выхода фильма вообще произвел фурор: это заставляло зрителей видеть во Фредди Крюгере личность, хоть и полностью неуравновешенную.
Азиатский синдром смерти
В честь тридцатилетия выхода «Кошмара на улице Вязов» Уэс Крейвен устроил в своем твиттере аттракцион режиссерской щедрости — и раскрыл фанатам секреты съемочного процесса фильма. Режиссер рассказал, что идея фильма пришла к нему в голову после статьи в L.A. Times о семье, пережившей войну и геноцид в Камбодже. Они переехали в Соединенные Штаты, но их маленькому сыну так и не удалось избавиться от ужасных кошмаров. Крейвен поделился историей:
«Он сказал родителям, что боится, что если заснет, то тварь, преследующая его, доберется до него, поэтому он старался не спать по нескольку дней подряд. Когда он наконец заснул, его родители подумали, что этот кризис миновал. Затем они услышали крики посреди ночи. К тому времени, как они добрались до него, он был мертв. Это был мальчик, которому приснился ужас, в который родители отказались верить. Это и стало центральной линией “Кошмара на улице Вязов”».
Как выяснилось позже, это далеко не единственный случай подобной мистической смерти. Медики назвали явление Азиатским синдромом смерти: заболевание поражало мужчин в возрасте от 19 до 57 лет и считалось синдромом внезапной смерти, или синдромом Бругады.
Сейчас это уже штамп: умер во сне, попрощался с жизнью и в реальном мире. Однако идею первым разработал Крейвен, и именно «Кошмар на улице Вязов» удивил зрителя, уничтожив границу между сном и явью. По этой причине режиссер так долго не мог найти деньги на съемки фильма: продюсерам казалось, что это какой-то бред. А ведь тут крылся один из глубочайших и ирреальных страхов человека, и Крейвен был первым, кому удалось нащупать безотказно пугающий ход — смерть во сне, спутанность сознания, чудовище, от которого невозможно укрыться, потому что спать надо всем. Не только юному Джонни Деппу.
Сон, который не распознать зрителю
Чтобы кошмар по-настоящему работал, Крэйвен отказался от четких маркеров, которые бы сигнализировали зрителю: «Осторожно: сейчас мы смотрим сон». Именно поэтому возникает ощущение, что Фредди как будто сваливается с небес. Каждое его новое появление на экране огорошивало и пугало публику 80-х до чертиков.
Например, главная героиня Нэнси на уроке английского слушает, как ее учитель объясняет пьесу Шекспира «Гамлет». «Видимое далеко не всегда оказывается реальным», — литературный намек подчеркивает, что реальность в любой момент может оказаться не тем, чем кажется. Зритель в замешательстве: его предупредили, но реальность осталась привычной, значит, Нэнси не спит и опасности нет. И тут появляется завернутая в полиэтиленовый пакет мертвая Тина.
У писателя Джонатана Коу в предисловии к роману «Дом сна» есть такие слова: «Фильмы и сновидения — это во многом одно, экзотическое визуальное заблуждение, которым мы наслаждаемся в темноте». «Кошмар на улице Вязов» по части визуальных заблуждений сделан просто мастерски — особенно с учетом смешного бюджета на спецэффекты. У Джима Дойла, мастера по спецэффектам, было всего около 60 тысяч долларов. На это надо было купить быстрые завтраки, из которых потом получились жидкие ступени, фальшивую кровь и собрать ту самую перчатку.
А больше всего денег ушло на гениальную вращающуюся комнату: перемещали ее вручную, бившиеся о стены, пол и потолок актеры постоянно лечили синяки, а кровавый фонтан вырвался за дверь и затопил съемочную группу. Уэс Крейвен, безжалостный человек, смеялся до слез, но результат до сих пор поражает.
Феминизм
Дочь Уэса Крейвена однажды сказала ему: «Почему у тебя все женщины, когда бегут от монстра, обязательно падают? Это выглядит глупо — мы совсем не такие неуклюжие и беспомощные!».
Режиссер запомнил это — в его сценарии «Кошмар на улице Вязов» Нэнси Томпсон не просто бежала, не спотыкаясь — она давала монстру отпор, победила его и оказалась «последней девушкой» именно благодаря силе духа и уму, а не мужской помощи. Мало того: «последняя девушка» Нэнси — единственная героиня в фильме, которая воспринимает Фредди Крюгера всерьез, как реальную угрозу.
Паранойя, которую воспитывает в каждой женщине патриархальное общество, и способность всегда быть начеку спасают Нэнси от смерти. Зато парни, которые говорили, что опасности нет и даже смеялись над подозрениями Нэнси, один за другим стали жертвами маньяка. Вольно или невольно, Крейвен отразил в своем фильме и ситуацию, которую проживает каждая женщина, заявив о преследовании или насилии: отец не верит девушке и ставит на ее окна железные решетки, мать отдает ее в клинику для душевнобольных.
Сам Крейвен видел Нэнси главной героиней своего фильма. К сожалению, жанр хоррора устроен таким образом, что все внимание в нем приковано к злодею, ведь он может возвращаться бесконечно. Для актрисы Хезер Лэнгенкэмп роль Нэнси стала не только самой популярной у зрителей, но и самой любимой в карьере. И все же ей всегда было обидно, что ее смелая и умная Нэнси в массовом сознании намного менее известна, чем обгорелое чудовище в шляпе.
«Властелин колец»
Кинокомпанию New Line Cinema часто называли «домом, который построил Фредди» — и это совершенно справедливо. Фильм, ради которого продюсер Роберт Шей влез в ужасные долги, должен был либо спасти его, либо уничтожить. Это было как поставить на зеро все, включая собственные почки.
Когда фильм «взлетел», собрав 57 млн долларов при бюджете в 1,8 млн, студия уже снимала сиквел. Кто бы мог подумать! Уж точно не боссы Paramount, от которых Шей пытался получить поддержку для проката первой части. Интересно, не являлся ли им позже Фредди с мешком вырванных волос вместо пачек с долларами?
В следующие годы New Line Cinema фактически поставила Фредди на поток. Однако ни одной картине франшизы так и не удалось даже близко приблизиться к оригиналу по качеству. «Кошмар на улице Вязов» стал шаблонным ужастиком с неубедительным сюжетом и дешевыми спецэффектами, но фанаты исправно несли деньги в кинотеатры. Их можно понять: созданный Уэсом Крэйвеном образ злодея не просто оказался одним из самых жутких в истории кино — Фредди Крюгер стал хоррор-иконой.
Без него нельзя представить современную массовую культуру, ведь это на «заработанные» им деньги New Line Cinema финансировала съемки «Блейда» и «Пункт назначения», «Хвост виляет собакой» и «Смертельную битву». А самое главное — без «Кошмара на улице Вязов» не было бы «Властелина колец», созданного той же студией. Так что если среди ночи вам вдруг приснится старое фото, на котором Братство кольца чинно сидит вокруг патриарха с обгоревшим лицом и в красно-зеленом свитере, не бойтесь. Это Фредди празднует юбилей с внуками.