Родня Незнайки и мечта коллекционера. 5 историй о «Мурзилке»
Мурзилка — это зверек
Если быть точными, Мурзилка — это кличка щенка из рассказов Александра Федорова-Давыдова. Сейчас его произведения практически забыты, но в начале XX века Александр Александрович был одним из самых прогрессивных детских писателей, редакторов и издателей.
Его журналы «Муравей» и «Светлячок» учили детей тому, что счастье человека — «в принципах любви, труда и самопожертвования для блага других».
Этим они выгодно отличались от изданий вроде «Задушевного слова», в которых работала официальная триада «православие-самодержавие-патриотизм». Поэтому у Федорова-Давыдова и работали Мамин-Сибиряк, Немирович-Данченко и Чехов.
После революции издатель остался в России, написал около 40 детских книг, одна из которых называлась «Похождения Мурзилки, удивительно шустрой собачки». Это был цикл историй о веселом и умном щенке, кличка которого происходила от слова «мурзить», означающего собачье ворчание. История начиналась с рассказа «Мурзилкин первый день», который был опубликован 16 мая 1924 года в детском приложении к «Рабочей газете». Эта дата и считается днем основания журнала.
Приключения Мурзилки печатали в каждом номере до 1926 года. Потом они вышли отдельной книжкой, которая пользовалась большой популярностью. А Александр Федоров-Давыдов работал в журнале до конца своей жизни.
Мурзилка очеловечился в 1937 году
Главным редактором тогда стал Лев Кассиль. Он решил, что символ и главный герой журнала для детей не может быть просто собачкой, его надо «приблизить» к маленьким читателям. Собственно, такие попытки уже были раньше — в 1925 году журнал хотели переименовать в «Октябренок», но передумали. В 1937 году откладывать было уже некуда, и в июльском номере появилось «экстренное сообщение»:
«Наконец-то нашелся Мурзилка. Его поймал художник Аминадав Каневский и притащил в редакцию. Посмотри на обложку — там ты увидишь Мурзилкин портрет».
На картинке был изображен пушистый желтый человечек в красном берете с полосатым шарфом и фотоаппаратом на шее, то есть тот Мурзилка, которого многие помнят из своего детства. Его, правда, тоже хотели заменить: в 1941 году, когда уже шла война, Мурзилка превратился в пионера в желтой рубашке и с рыжим чубом. Лишь в 1959-м этот образ опять сменили на желтого пушистика-корреспондента.
У Мурзилки зарубежные корни
Канадский художник и писатель Палмер Кокс сейчас в России никому не известен, но на родине его до сих пор помнят и чтут как создателя детских комиксов о маленьких человечках-брауни. Популярность этого цикла была настолько серьезной, что одну из моделей фотоаппаратов Kodak назвали в его честь, Brownie. Отличная, между прочим, была марка: стоила всего доллар, потому что, как и истории Кокса, предназначалась для детей.
В России «Брауни» публиковало «Задушевное слово», а переводила сказки Анна Хвольсон. В соответствии с традициями перевода тех лет истории были местами перепридуманы в морально-нравственных целях. Фактически Анна Хвольсон написала собственную книжку с опорой на образы своего канадского коллеги — от его произведений остались только картинки.
Сказка под названием «Мальчик с пальчик, девочка с ноготок» вышла в 1887 году. Одним из ее героев был Мурзилка — хвастун и лентяй, наряженный в черный фрак и шелковый цилиндр. Книжка «Царство малюток. Приключения Мурзилки и лесных человечков в 27 рассказах А. Хвольсон с 182 рисунками Кокса» выдержала три переиздания.
В ней был и еще один персонаж — Незнайка, маленький невежда, который, правда, не носил тогда канареечных брюк и широкополой шляпы. Все это ему придумал спустя годы Николай Носов, который читал «Царство малюток» в детстве. Своей идеей он поделился с украинским писателем Богданом Чалым, главным редактором детского журнала «Барвинок». Тот пришел в восторг и сказал, что возьмет сказку в печать по главам — так что «Приключения Незнайки и его друзей» впервые выходили «с продолжением» на русском и украинском языке одновременно в каждом номере «Барвинка». Советские дети полюбили эту историю и понятия не имели, что у лентяя Незнайки характер Мурзилки. Вот того, дореволюционного.
«Мурзилка» заменял советским семьям книжные магазины
Обложки книг Туве Янссон о муми-троллях
В СССР была замечательная детская литература, хорошие библиотеки, потрясающие иллюстраторы, отличная школа перевода зарубежных новинок. При этом купить для своих детей сборник сказок Чуковского или «Буратино» в твердом переплете было практически невозможно. Та же проблема со сказками Туве Янссон или Отфрида Пройслера — нельзя просто так взять и купить их в книжном магазине. Надо было иметь нужные связи или сдавать макулатуру в надежде, что тебе выпадет счастливый билет в виде книжки Успенского с иллюстрациями Чижикова.
В такой ситуации детские журналы были спасением: там с продолжением публиковали десятки детских сказок. И точно так же, как взрослые переплетали романы Пикуля из «Роман-Газеты», дети шили себе тонкие книжечки из вырванных страниц «Мурзилки», в котором публиковалось «Маленькое привидение» и «Сон с продолжением».
Кстати, с 1977 по 1983 годы в журнале печатали детективную повесть в картинках «Двенадцать агентов Ябеды-Корябеды» Александра Семенова. В этом комиксе было три части, 31 выпуск. Читали его взахлеб. Потом комикс издали отдельной книжкой — и она, разумеется, тут же стала дефицитом примерно того же уровня, что и «Волшебник Изумрудного города» вместе со всеми продолжениями.
Мурзилка был тайным «веселым человечком»
Эту группу героев собрал воедино журнал «Веселые картинки» — аналог «Мурзилки», но для детей помладше. Символом журнала был художник Карандаш, которого вместе с Самоделкиным придумал детский писатель Юрий Дружков. Всего в Клуб веселых человечков (чувствуете опять наследие Кокса и Хвольсон?) входило восемь персонажей: Карандаш, робот Самоделкин, Буратино, Чиполлино, Петрушка, Гурвинек, Незнайка и Дюймовочка. Любой советский ребенок знал этот список наизусть, потому что «Веселые картинки», в котором эти герои рассказывали сказки, попадали в невероятные приключения, загадывали загадки и помогали раскрашивать картинки, был самым популярным детским журналом в стране. Его тираж равнялся девяти миллионам.
Про Клуб веселых человечков снимали мультики, а книжка «Приключения Карандаша и Самоделкина» тоже считалась «дефицитом мечты». И, конечно, были игрушки: резиновые, деревянные, пластмассовые и на елку. Популярность каждого из героев тоже измерялась в недоступности для покупателя: купить Гурвинека было очень просто, но добыть Дюймовочку — совершенно нереально.
И все-таки даже набор с Дюймовочкой считался неполным без Мурзилки, который в Клуб веселых человечков не входил, что и понятно — подписку на его журнал оформляли уже для первоклассников. Тем не менее Мурзилка часто становился гостем Клуба: на страницах «Веселых Картинок» часто публиковали то, что мы назвали бы теперь кроссоверами, где пушистый неунывающий журналист общался с «малышами», как старший товарищ. И поскольку Мурзилка предназначался для детей постарше, которые в игрушки вроде как уже не играют, его фигурки делали крайне редко. Добыть такую было большой удачей.