Ложь, балет и Чарли Чаплин: 5 историй о Жан-Клоде Ван Дамме
1
Он 6 лет занимался классическим балетом
Варенберг-старший отдал сына в бельгийский Национальный центр каратэ в 12 лет: бухгалтер полагал, что мальчик растет неженкой и слишком слаб физически. А Вану понравилось, и он был полон решимости заниматься этим спортом профессионально. Все получилось: в 16 лет будущий Жан-Клод вошел в сборную Бельгии и даже стал чемпионом Европы.
В это же время он пошел в балетную школу, чтобы довести владение собственным телом до совершенства. Он понимал, что боевые искусства — это не только сила, но и пластика. Эти две вещи абсолютно не противостоят друг другу. К тому же, как потом говорил Ван Дамм, балет — это такой же невероятно тяжелый и жестокий спорт, как каратэ или тхэквондо. Именно благодаря занятиям балету он научился своим знаменитым ударам в прыжке с разворота.
2
Он был бездомным
Первые месяцы после эмиграции в Лос-Анджелес были самыми тяжелыми в жизни Жан-Клода. Деньги, которые заработал торговлей цветов в магазине отца, быстро кончились. Работа появлялась от случая к случаю. Зарплаты чистильщика ковров и разносчика пиццы не хватало на то, чтобы арендовать квартиру. Жан-Клод спал на улицах, мылся в общественных туалетах и иногда копался в мусорных баках, чтобы найти еду. Голодать ему было нельзя — будущее процветание в кино, в котором Жан был уверен, полностью зависело от его внешности и физической формы.
Прежде чем попасть в спарринг-партнеры к Чаку Норрису и стать вышибалой в его баре, Ван Варенберг насмотрелся на уличную жизнь сполна. Это ему потом пригодилось: сцены с драками в плохих районах получались особенно душевными. Еще один побочный эффект тех времен — Жан-Клод до сих пор подбирает уличных собак, причем искалеченных.
Верный друг: почему стоит взять собаку из приюта и как ее выбрать
Time Out попросил директора и основателя фонда «РЭЙ» Екатерину Панову поделиться с читателями советами, которые помогут принять правильное решение и сделают процесс выбора нового члена семьи немного проще.
3
Его карьера началась со лжи
Жан-Клод Ван Дамм в фильме «Кровавый спорт»
В Голливуде 80-х существовал актер по имени Фрэнк Дюкс. Вернее, он очень хотел быть актером — но для этого у него была только отличная физическая форма и никакого таланта. Дюксу хронически не везло: он с трудом получал даже эпизоды. И тогда он придумал о себе Великую Легенду, согласно которой попал в Японию во время службы в армии и там научился легендарному ниндзюцу — причем был настолько хорош, что выиграл суперсекретные и очень жестокие соревнования кумитэ. За это ему в качестве награды дали меч, который он потом вынужден был отдать ради спасения филиппинских детей, которых захватили пираты.
К сожалению, при такой фантазии Дюкс не умел писать сценарии. Зато, наслушавшись его феерических рассказов, сценарий написал Шелдон Леттич, который тоже строил карьеру и все время находился в поиске хороших идей. В Голливуде тогда как раз был безумный спрос на азиатскую экзотику и боевые искусства, а история вышла ничуть не глупее большинства тех картин. Спустя два года проект дошел до съемок — и получился настолько, по мнению продюсеров, дурацким, что даже при 1,5 млн долларов затрат они не хотели выпускать его в прокат. Фильм назывался «Кровавый спорт».
В итоге он собрал 50 млн. Бельгийский эмигрант Жан-Клод Ван Дамм, который получил эту роль благодаря тому, что практически бегал по улицам за главой студии Canon, показывая ему трюки, стал звездой. Дюкса после короткого взлета славы разоблачили в начале 90-х, и с кинокарьерой ему пришлось проститься. Правда, он потом судился с Ван Даммом и обвинял его в том, что актер не сказал ни слова правды за всю жизнь. У Дюкса даже было доказательство — аудиозапись. Но она, как потом оказалась, пропала во время ужасного землетрясения.
4
Его главный киногерой — Чарли Чаплин
Жан-Клод считает, что это была первая великая кинозвезда в нынешнем смысле слова. Еще он полагает, что у Чаплина можно много чему поучиться — например, выразительной тишине, или бесстрашию при исполнении трюков, или способности сочетать комедию с драмой. Когда снимался «Кикбоксер», Ван Дамм несколько раз пересматривал фильмы Чаплина, чтобы снять одну из сцен. Она не то чтобы повторяет «Огни большого города», но ассоциации с черно-белым шедевром явно вызывает.
10 лучших фильмов с Чарли Чаплином
Time Out вспомнил десять лучших фильмов с участием актера – как снятых другими режиссерами, так и срежиссированных самим «гением юмора».
5
Свою лучшую роль он сыграл в серьезном кино
На пике популярности с Жана-Клода рисовали героя великой игры Mortal Combat. Его звали в дорогие проекты категории А — «Универсальный солдат» по тем временам был именно таким фильмом. Его называли идеальным «героем Америки», несмотря на французский акцент — он был достаточно милым для девушек, достаточно сильным для мужчин; он даже был (и остается) гей-иконой. Но когда популярность боевиков пошла на спад и они перекочевали в категорию фильмов второго сорта, карьера Ван Дамма практически прервалась. И если бы в конце 90-х кто-то сказал, что критики будут восторгаться его актерской игрой в фильме, в отношении которого употребят слова типа «самореферентный и интертекстуальный» — этот кто-то точно выглядел бы сумасшедшим.
В 2008 году, когда Жан-Клод был уже никому не нужен, к нему обратился бельгийский продюсер Сидони Дюма: у него была идея снять кино о неудачливом опустившемся актере. Для этого проекта у студии уже даже был режиссер — Мабрук Эль Мехри, который просто обожал Ван Дамма как актера. Когда Жан-Клод согласился, большинство команды только что не смеялось в голос, но Эль Мехри был уверен, что все они просто ничего не понимают. Самому Жан-Клоду безумно понравилось все: и интересный, нетипичный сценарий, и работа, где надо было постоянно импровизировать, и печальная ирония самой истории. Его герой сидел без денег и ролей, семья распалась, дочь категорически отказывалась с ним общаться — в результате Ж. К. В. Д. возвращается в Брюссель, где он начинал когда-то и где до сих пор остается легендой.
Дальше случилось то, что в том же году произошло с «Рестлером» и Микки Рурком, номинированным за эту роль на «Оскар». Хотя сценарий был написан с большой долей вымысла, многое в нем повторяло факты биографии Ван Дамма, который лечился от наркомании, алкоголизма и в конце концов — биполярного расстройства. Критики сравнивали его работу с игрой Хита Леджера — в те годы не было большей похвалы. Тяжелый, умный, местами странный фильм имел большой успех в том числе из-за своей правдивости и совершенно неожиданного амплуа кикбоксера из 80-х.