Кто это сделал? 5 комедийных детективов в жанре whodunit
«Улика», 1985
В готический особняк в Новой Англии по приглашению хозяина съезжаются шесть гостей. Среди них: вдова физика-ядерщика, трудившегося над водородной бомбой, психиатр-соблазнитель из ООН, жена сенатора, владелица борделя в Вашингтоне, бравый вояка, наживающийся на войне, и мужчина, работающий на Госдеп. Их всех встречает дворецкий Уодсворт, а чуть позже прибывает хозяин, мистер Бодди. Выясняется, что цель приглашения – шантаж, однако все идет не по плану, когда в доме отключается электричество, и в комнате с гостями внезапно обнаруживается труп.
Картина основана на популярной настольной игре Cluedo для трех-шести человек. Игроки расследуют убийства в старинном загородном особняке. Им необходимо выяснить кто, где и чем убил хозяина дома. Соответственно, под подозрением находятся все игроки с заранее выданными орудиями убийства: веревка, нож, револьвер, подсвечник, ключ и свинцовая труба.
Специально для американского проката режиссером Джонатаном Линном и сценаристом Джоном Лэндисом была придумана концепция множественного финала. В разных штатах Америки кинотеатры показывали разные концовки. Всего их было четыре – три попали в финальную версию. Как и в игре, все зависело от случая: история могла развернуться по-всякому (мотивы есть у всех героев), и зрители, например, в Нью-Йорке видели концовку, в которой убийцей был один герой, а в Лос-Анджелесе – другой. В цифровой версии, впрочем, все концовки были включены в фильм.
Такое интересное решение соответствует настроению ленты. Герои под предводительством Тима Карри носятся из комнаты в комнату, раз за разом попадая в нелепые ситуации и выпутываясь из них непостижимым образом. Параллельно они ведут собственное расследование, которое, может, и не приведет к неожиданным результатам, но точно развеселит зрителя.
«Смотрите, как они бегут», 2022
На дворе 1953 год. В Лондоне проходит вечеринка, посвященная юбилейной сотой постановке пьесы Агаты Кристи «Мышеловка». В театре собрались все участники спектакля и кинематографисты, мечтающие урвать права на экранизацию пьесы. В этот момент в гримерке убивают голливудского режиссера, и на место прибывают детективы – опытный, но выгоревший инспектор Стоппард и его помощница, констебль Сталкер.
В «Смотрите, как они бегут» витает дух произведений Агаты Кристи. Более того, великая писательница и сама появится в кадре. В этой небольшой комедийной роли здесь неузнаваемая Плакса Миртл – Ширли Хендерсон. Режиссер Том Джордж идет по пути Райана Джонсона и его детектива «Достать ножи», всесторонне высмеивая жанр. Картина с нескрываемым удовольствием вляпывается в то, над чем смеется: смеется над клише, будучи усеянной ими; смеется над флешбэками и обильно использует их в повествовании; смеется над фразой «три недели спустя», которая появляется в следующем же кадре. Да и разгадка вторит жанровым традициям.
Львиная доля обаяния фильма приходится на тандем следователей. Их играют Сэм Рокуэлл и Сирша Ронан, блестяще вписывающиеся в местную комедийную атмосферу. Особенно ярким получился персонаж Ронан – констебль так и норовит кого-нибудь арестовать, раз за разом ошибаясь в своих догадках.
«Госфорд-парк», 2001
1932 год. Имение сэра Уильяма Маккордала открывает свои двери богатым гостям. На несколько дней в поместье съезжаются британские аристократы и голливудские знаменитости, известный режиссер и популярный актер. Вместе с каждым гостем прибывает и по одному слуге. Богатеи обустраиваются на верхних этажах, а их прислуга вместе с многочисленным персоналом дома проживает на нижних. В программе мероприятий – светский ужин, утренняя охота и разнообразные утехи. Однако прямо во время вечерних карточных игр мертвым с ножом в спине находят хозяина имения, Уильяма. Теперь гостям придется дожидаться незадачливого детектива. А может, и самим выяснить, кто стоит за этим преступлением.
«Госфорд-парк» – один из последних фильмов открывателя Нового Голливуда Роберта Олтмена. Режиссер прикрывается классическим whodunit’ом, рассказывая историю заката империи, отголоски которой все еще можно встретить среди чопорных британских аристократов, чтящих традиции и имеющих по несколько скелетов в своих шкафах. Именно об этих скелетах вкрадчиво рассказывает Олтмен, параллельно смеясь над своим зрителем.
Убийство становится лишь жанровым поводом собрать весь бомонд под одной крышей. Оно произойдет спустя почти полтора часа хронометража, но большинство зацепок и мотивов будут выброшены режиссером до этого эпизода. Правда, по-настоящему беспокоиться о преступлении будет только прислуга – богатеев куда больше волнуют вопросы денежного характера и будущего имения.
В каком-то смысле «Госфорд-парк» можно назвать и звездным капустником. Героев по разные стороны социальных баррикад здесь играют большие британские актеры: Майкл Гэмбон, Хелен Миррен, Мэгги Смит, Ричард Э. Грант, Клайв Оуэн, Стивен Фрай, Эмили Уотсон, Чарльз Дэнс и многие другие. Отсюда и еще один квест «Госфорд-парка» – разобраться в изобилии персонажей, представленных Олтменом. Это непростая задача для первого просмотра.
«Убийство на яхте», 2019
Ник и Одри Шпиц – супружеская пара. Он – полицейский, которому никак не удается стать детективом, она – парикмахер, мечтающий о путешествии в Европу. И вот такая возможность представляется. В самолете Одри знакомится с Чарльзом, одним из наследников многомиллиардного состояния своего дяди Малкольма. Тот приглашает супругов в круиз на яхте, где собираются сливки высшего общества, претендующие на наследство. Малкольм сообщает им, что переписывает завещание на свою молодую любовницу, но не успевает этого сделать – в комнате, в которой собрались все претенденты, гаснет свет, и кто-то убивает старика. Это шанс для Ника и Одри. Первый докажет себе, что способен быть сыщиком, а вторая, ярая любительница детективов, станет участницей главного приключения своей жизни.
Многие привыкли, что whodunit – жанр, оккупированный британским кино. Действительно, большинство клише отсылают именно к «английскому началу»: старинные особняки, герои-аристократы, пытливые и остроумные следователи. Это есть и в «Убийстве на яхте». Кроме, пожалуй, последнего – супружескую пару играют Адам Сэндлер и Дженнифер Энистон, не выходящие из своих привычных амплуа. Они – те самые стереотипные наглые и бестактные американские туристы, остроумия от них не дождешься. Зато дождешься типичного американского юмора, на котором и Сэндлер, и Энистон построили свои карьеры.
В юморе и кроется ключевое отличие «Убийства на яхте» от других whodunit-детективов – история классическая, расследование интригующее, но поданное с совершенно другим настроением. Как будто горячий английский чай охладили, добавили лед, гору сахара и стали запивать им огромный бургер. Но ведь это все еще чай!
«8 женщин», 2001
В канун Рождества в поместье где-то во французской глубинке съезжается семья, состоящая из нескольких поколений женщин. Всех их связывает один мужчина – богатый владелец дома, отец, муж, зять, Марсель. Во время подготовки к празднику служанка обнаруживает труп Марселя с воткнутым в спину ножом. Восемь женщин, запертые непогодой в особняке, выясняют, кто и почему убил единственного мужчину. Замки слетят с каждого сундука с семейной тайной.
Самый яркий во всех смыслах французский whodunit-мюзикл. Он снят режиссером Франсуа Озоном на основе одноименной пьесы Робера Тома 1958 года. Сочный визуал «8 женщин» обезоруживает с первых же кадров. Каждая из местных женщин одета в яркий наряд: красного, розового, зеленого цвета. Интерьер тоже выдержан в антонимичной цветовой палитре – красный пол и зеленые стены. У Озона получилось воссоздать атмосферу театра, ведь пределы дома камера почти не покидает.
В этом котле страстей женщины, сыгранные блестящими актрисами (Денев, Ардан, Юппер, Ледуайен и другие), безостановочно и пытливо подозревают друг друга, то и дело принимая участие в «выяснительной перестрелке». Каждая из таких перестрелок иногда ожидаемо заканчивается новой раскрытой страшной тайной, а иногда – неожиданно – дерзкой эротической сценой. Вся эта пышная и разноцветная конструкция держится еще и на музыкальных номерах. У всех героинь будет своя музыкальная партия – звездные минутки, во время которых сбрасываются все маски.
Премьера картины состоялась в рамках Берлинского кинофестиваля 2002 года. Восемь актрис получили общего Серебряного Медведя за выдающиеся художественные достижения.
В оформлении статьи были использованы кадры из фильмов.