Искусство преодоления. 5 красивых фильмов о балете | Кино | Time Out

Искусство преодоления. 5 красивых фильмов о балете

Анна Самойлова   30 сентября 2021
5 мин
Искусство преодоления. 5 красивых фильмов о балете
Кадр из фильма «Авансцена»

Кино и другие виды искусства обогащают друг друга: кадры берут композицию у живописи, монтаж строится по принципу музыкальных произведений. Как и танец, кинематограф живет за счет движения во времени и пространстве. Вдохновившись этим сравнением, Time Out вспомнил 5 отличных фильм о великом сценическом искусстве — балете.


«Красные башмачки» (The Red Shoes, 1948)

Вики Пейдж — подающая надежды танцовщица. Она оказывается в труппе строгого импресарио Бориса Лермонтова, вырвавшего из своего сердца все, кроме балета. Их творческий союз приносит девушке мировую славу.

Однако на вершине успеха Вики влюбляется, и эта страсть рискует оказаться сильнее, чем привязанность к балету. Лермонтов не терпит полумер и требует от девушки однозначного ответа: выберет она служение великому искусству или мещанскую жизнь? Мучительная дилемма Вики разрешается трагически, как в истинной драме.

Обычно в фильмах про балет внимание уделяется именно физическому труду, который элегантные, но сильные танцовщицы ежедневно вкладывают в свои репетиции. В картине Пейдж кажется невесомой, лишенной физической оболочки и легко порхает по сцене. Уникальный визуальный ряд картины соткан из ярких цветовых переливов, отражающих эмоциональное состояние героини.


«Танцующие призраки» (1992)

Страна переживает исторические события — перестройку и развал Советского Союза. Однако в элитном балетном училище жизнь словно остановилась. По коридорам бродят озлобленные жилистые педагоги — вышедшие на пенсию балерины, давно позабывшие про пуанты.

Именно в этих условиях Юля Азарова оттачивает свои навыки. Она получает главную роль в выпускной постановке «Жизели» и начинает изнурять себя репетициями. Незадолго до премьеры девушка влюбляется и оказывается перед сложным выбором: повиноваться счастливому чувству или отдаться танцу.

В «Танцующих призраках» мир балета противопоставляется повседневной суете, изможденные девушки выпадают из обычной жизни. Это становится особенно заметно, когда в повествование вводятся фигуры родителей возлюбленного Юли. Им неведомы восторги сцены, поэтому они задают нетактичные вопросы о балете, чем вызывают неприязнь героини.  


«Авансцена» (Center Stage, 2000)

В балет приходят в детстве и уходят в расцвете лет, получив не один десяток профессиональных травм. Герои фильма «Авансцена», вчерашние школьники, променяли юношеские развлечения на балет. Пройдя через сложный конкурс, они поступают в Американскую Академию Балета в Нью-Йорке, где учатся только лучшие. Это место может как вознести их на вершину славы и успеха, так и бросить в пропасть отчаяния.

Однако строгость порядков академии не может сдержать пыл и задор учеников. Вокруг Нью-Йорк и его манящий мир развлечений, поэтому после занятий ребята стараются ухватить вкусное пирожное, а вместе с ним и кусочек обычной жизни, которой они лишились.

В фильме несколько главных героев, и каждый из них отражает один возможный путь в балете. Например, скромница, убежденная, что без балета для нее жизни нет, или ее лучшая подруга — надменная девушка, которая скрывает под ухмылкой искреннюю любовь к высокому искусству. Также с ними учатся несчастная жертва материнских амбиций и самовлюбленный гений, идущий против руководства академии. Через боль и усталость герои медленно подбираются к итоговому выступлению, которое оказывается не таким уж и страшным, когда рядом есть верная команда, а танец идет от самого сердца.


«Билли Эллиот» (Billy Elliot, 2000)

11-летний Билли Эллиот живет в шахтерском городке. Брат и отец, как и другие мужчины из соседних домов, ежедневно погружаются под землю, чтобы заработать на хлеб. В будущем эту судьбу должен разделить и Билли. Только вот юный герой мечтает не об этом — он желает парить под прожекторами театральной сцены.

Отец выступает категорически против занятий балетом. И все же мальчик мужественно продолжает идти к своей мечте, невзирая на запреты, и каждый следующий его шаг к цели все больше напоминает изящное движение.

Несмотря на лиричную тематику, от холодных английских пейзажей и деталей строгого быта города веет беспощадностью. Однако мальчик видит в этом мире красоту. «Билли Эллиот» говорит о роли мечты в жизни человека, которая дает силы не только иметь смелость быть не таким, как все, но и подниматься над прозой и болью повседневности.


«Большой» (2017)

Юля родилась в провинциальном городе, с детства была харизматичной и дерзкой, из-за чего несколько раз попадала в детскую комнату милиции. Однажды на улице ее замечает бывший танцор балета. Он убежден — такая стройная и гибкая, как тростинка, девочка должна быть на сцене.

Спустя годы колючая девчонка превратилась в тонкую балерину, и сильный характер теперь помогает ей осваивать самые сложные партии. Юле предстоит выпускная постановка «Спящей красавицы» в Большом театре. И именно в этот непростой период жизнь преподносит девушке череду неприятных сюрпризов.

Валерий Тодоровский показывает балет как каждодневный труд, результатом которого становятся лишь короткие мгновения триумфа. Этот масштабный проект затрагивает и суммирует опорные для подобных фильмов темы: профессиональная зависть, роль наставника в жизни каждого танцора и любовь к своему делу, помогающая преодолевать себя.