Не Бэем единым: 5 культовых экшен-режиссеров
Джон МакТирнан
Фильмы: «Хищник», «Крепкий орешек», «Последний киногерой»
Джон МакТирнан на съемках фильма «Крепкий орешек»
Джон МакТирнан мечтал попасть в киноиндустрию с детства. Цели он достиг в 1980-х — после окончания университета и создания нескольких рекламных роликов он дебютировал с лентой «Кочевники». Мистический триллер о девушке, преследуемой бандой панков с цепями и в кожанках, не снискал большой любви зрителей и критиков. Зато продюсеры увидели в режиссере потенциал и предложили ему поработать с Арнольдом Шварценеггером над «Хищником» (1987).
Культовый фантастический боевик собрал в американском прокате около 60 миллионов долларов, а спустя несколько лет полюбился и россиянам в одноголосой озвучке Андрея Гаврилова. Однако «Хищник» стал для МакТирнана лишь перевалочным пунктом на пути к главной режиссерской работе.
Кадр из фильма «Хищник»
Спустя год на экраны вышел «Крепкий орешек» (1988), который, по мнению сразу нескольких крупных киноизданий, считается одним из величайших боевиков в истории. Смертельная схватка полицейского с группой террористов в рождественские выходные проложила путь в большое кино Брюсу Уиллису, который моментально стал звездой экшен-фильмов, а за МакТирнаном закрепилось звание «коммерческого режиссера».
После чрезвычайно успешного «Крепкого орешка» постановщик работал над боевиками «Охота за “Красным Октябрем”» (1990), «Последний киногерой» (1993), «13-й воин» (1999) и третьей частью «Крепкого орешка» (1995). Ленты были по-разному встречены критиками, но у зрителей имя Джона МакТирнана с тех пор ассоциировалось исключительно с фильмами, пропитанными тестостероном.
Этот образ закрепился за режиссером надолго, даже несмотря на его уход из кино после двух кассовых провалов («Роллербол» и «База “Клейтон”») и громкого бракоразводного процесса с элементами криминала, в результате чего он получил тюремный срок.
Джон Ву
Фильмы: «Без лица», «Миссия: невыполнима 2», «Наемный убийца»
Николас Кейдж, Джон Ву и Джон Траволта на съемках фильма «Без лица»
Гонконгский режиссер Джон Ву за свою более чем 50-летнюю карьеру успел попробовать себя сразу в нескольких жанрах. На ранних этапах постановщик снимал в основном комедии, но ужасы детства все же дали о себе знать. Встречи с насилием, кровавыми разборками и убийствами людей даром не прошли — и Джон спроецировал пережитки прошлого на свое творчество.
После непродолжительной поездки на Тайвань он вернулся в Гонконг и буквально взорвал местный кинематограф лентами «Светлое будущее» (1986), «Наемный убийца» (1989) и «Пуля в голове» (1990). Уже тогда режиссер наполнял свои боевики характерными деталями вроде белых голубей, сцены с которыми часто предваряли развязку, или эффекта слоу-мо. Особенно яркими у Ву получались эпизоды, в которых он прибегал к диспозиции «мексиканская ничья» — ситуациям, когда два героя, стоящие вплотную, наставляют друг на друга пистолеты. При этом у них есть причины как спустить курок, так и не делать этого.
Кадр из фильма «Час расплаты»
Успех гонконгских боевиков на международном рынке привлек внимание голливудских продюсеров, и уже в 1993 году состоялась премьера первой американской картины Ву — боевика «Трудная мишень» с Жаном-Клодом Ван Даммом в главной роли. Поклонники режиссера остались недовольны фильмом, но профессионалы ленту оценили и предложили поработать над более крупными проектами. Таких у режиссера было три. Более поздний «Час расплаты» получился неудачным, но вторая часть франшизы «Миссия невыполнима» сегодня признается лучшей работой его «американского» периода. Как и фантастический боевик «Без лица», ставший буквально энциклопедией авторских приемов Ву.
После «командировки» постановщик вернулся на родину, где и начался четвертый этап его карьеры. Он сосредоточился на масштабных боевиках о Китае разных времен — снял две части «Битвы у Красной скалы» и дилогию «Переправа» о гражданской войне в стране своего детства.
В фильмах Джона Ву есть невероятные эпизоды:
Кэтрин Бигелоу
Фильмы: «На гребне волны», «Повелитель бури», «Цель номер один»
Кэтрин Бигелоу на съемках фильма «На гребне волны»
Кэтрин Бигелоу — первая и пока что единственная женщина-обладательница премии «Оскар» за лучшую режиссуру. Это яркий пример постановщика, который не боится экспериментировать с жанром и искать самые острые сюжеты. Еще будучи начинающим автором, Бигелоу не побоялась экранизировать собственный сценарий фильма «Почти стемнело» — многожанровое вампирское кино, в котором есть место как по-настоящему страшным, так и предельно меланхолическим сценам.
Казалось бы, смешение хоррора, боевика, мелодрамы и триллера — не самый очевидный и легкий путь для успешного дебюта в большом кино, но Бигелоу осмелилась — и не ошиблась.
Кадр из фильма «К-19»
Герои фильмов режиссера, как и она сама, всегда готовы пройтись по лезвию ножа и рискнуть для достижения своих целей. Особенно заметно это по культовому боевику «На гребне волны», который принес широкую известность и Бигелоу, и исполнителю главной роли Киану Ривзу, а заодно помог Патрику Суэйзи выйти из амплуа героя-любовника. Лента позволила зрителям познакомиться не только с физическим, но и с эмоциональным экшеном.
Большинство персонажей в работах Бигелоу — представители опасных профессий, поэтому адреналина там достаточно. Среди них — моряки на потерпевшей аварию атомной подводной лодке в «К-19», агенты спецслужб, занимающиеся поисками Усамы Бен Ладена, в триллере «Цель номер один» и саперы, не способные терпеть однообразие мирной жизни, в «Повелителе бури».
Недаром картина об элитном отряде по разминированию бомб в Ираке принесла Кэтрин Бигелоу исторический «Оскар». В 2009 году она сумела прервать эру доминирования мужчин-режиссеров в индустрии и символично победить своего бывшего мужа, короля экшен-жанров Джеймса Кэмерона.
Люк Бессон
Фильмы: «Леон», «Пятый элемент», «Никита»
Жан Рено, Люк Бессон и Натали Портман на съемках фильма «Леон»
Во второй половине ХХ века голливудские кинематографисты занимались созданием приключенческих блокбастеров, расширяя рынки сбыта, а в азиатской индустрии царствовали ленты о боевых искусствах. Тем временем в Европе экшен-фильмы появлялись не так часто — до тех пор, пока на сцену не вышел французский режиссер Люк Бессон.
После непродолжительной поездки в Голливуд и работы над музыкальными клипами Бессон решил попробовать себя в большом кино. Его дебютные картины отличались свежим взглядом. Причудливый панк-манифест в форме постапокалипсиса в «Последней битве» (1983) и романтика погони по французскому метро в «Подземке» (1985) открыли дверь в лихие бессоновские 1990-е.
Десятилетие началось с эффектного и искреннего боевика «Никита» (1990) с головокружительным экшеном. В следующей режиссерской работе — фильме «Леон» (1994) — Бессон, вдохновленный любовными отношениями с Майвенн, отказывается от использования большого количества погонь и перестрелок. Он будто запасался ими перед своим главным экшен-хитом — «Пятым элементом» (1997).
Кадр из фильма «Пятый элемент»
К съемкам в этой картине Бессону удалось привлечь Брюса Уиллиса — звезду боевиков первой величины, а действие фильма режиссер развернул в будущем. Пожалуй, именно «Пятый элемент» стал пиком его карьеры: последовавший за ним исторический эпос «Жанна д’Арк» (1999) оказался предвестником творческого кризиса. Француз сконцентрировался на продюсерской деятельности, основал студию EuropaCorp и погрузился в фэнтезийный мир минипутов. Франшизе об Артуре и маленьких человечках он посвятил свои 2000-е.
Однако даже это не позволило Бессону успешно вернуться к режиссуре крупнобюджетного кино — его последние работы («Люси», «Анна», «Валериан и город тысячи планет») почти полностью сотканы из самоповторов. И все же запоминающиеся экшен-сцены, в постановке которых Бессон действительно силен, у этих фильмов отнять невозможно.
Поближе познакомиться с режиссером:
Джордж Миллер
Фильмы: тетралогия «Безумный Макс»
Джордж Миллер на съемках фильма «Безумный Макс: Дорога ярости»
Австралийский режиссер Джордж Миллер полюбил кино еще в детстве, но вливаться в индустрию поначалу не планировал и даже получил медицинское образование. Несколько лет он работал водителем скорой помощи и параллельно изучал киноискусство. Так он копил деньги на съемки фильма по одному из множества своих сценариев.
350 тысяч долларов — именно столько Миллеру понадобилось, чтобы снять «Безумного Макса» (1979). Это антиутопический боевик в жанре пиекрафтного дизельпанка, описывающий ужасный мир будущего, в котором царствуют жестокость и насилие, а вся жизнь сосредоточена вокруг магистралей и бензоколонок.
«Безумный Макс» стал билетом в большое кино и для Мэла Гибсона, который исполнил главную роль, и для Миллера. В частности, кассовые сборы превысили производственный бюджет в несколько сотен раз и позволили режиссеру основать собственную студию, где он занялся продолжениями «Безумного Макса». Вторая и третья части франшизы стали культовыми боевиками и принесли Миллеру мировую известность, а также приглашения к работе в Голливуде.
Кадр из фильма «Иствикские ведьмы»
Перебравшись в США, режиссер решил отступить от боевиков и стал пробовать себя в совершенно иных жанрах. Он снял фэнтезийную комедию «Иствикские ведьмы», продолжение семейного приключенческого фильма «Бэйб» и даже дилогию мультфильмов «Делай ноги».
Фанаты «Безумного Макса» стали постепенно забывать о Миллере, но постановщик триумфально вернулся в 2015 году с обновленной версией, которая тонко передала настроение времени. Яркая, взрывная и визуально безупречная «Дорога ярости» стала лучшим экшен-фильмом десятилетия: теперь поклонники требуют от режиссера продолжения. А Миллер им не отказывает — уже в 2024 году в кинотеатрах должен появиться спин-офф о воительнице Фуриосе.