Норвежский экспериментатор, снимающий кино о боли. 5 лучших фильмов Йоакима Триера
Раньше Йоакима Триера можно было ненароком спутать с однофамильцем-датчанином Ларсом фон Триером. Однако в последние годы норвежский режиссер приобрел широкую популярность, а успех недавно выпущенной в прокат драмы «Худший человек на свете» только ее упрочил. Time Out вспоминает 5 лучших работ режиссера.
«Проктер» (Procter, 2002)


Простой бизнесмен Чарльз Проктер возвращается из офиса домой и по нелепой случайности становится свидетелем жуткой картины на территории подземного гаража. Неизвестный сидит за рулем горящей машины, пока его снимает камера на штативе. Поддавшись импульсу, Чарльз уносит камеру с собой и дома просматривает все сделанные видеозаписи. Так перед ним приоткрывается история человека, совершившего над собой столь жестокий самосуд.
В картине можно увидеть ранний стиль режиссера: строгая выверенность пространства, внимание к бытовым деталям, поведению героев, эксперименты с монтажом, пространством кадра. «Проктер» — манифест кино, ведь герой, как и зрители, осмысляет произошедшее через видео.
«Реприза» (Reprise, 2006)

Два близких друга отдают все свои силы литературному творчеству и мечтают стать великими писателями, проживающими насыщенную жизнь. Реальные планы и намерения переплетаются с их домыслами и гипотезами и вызывают сильнейшее разочарование, что все не может складываться по их желанию, как в тексте.
«Реприза» — первая полнометражная работа Йоакима Триера. В ней продолжаются невероятные эксперименты режиссера с монтажом, визуальным рядом и нарративом, найденные в «Проктере». Однако в последующих работах эти достижения уступают место прямолинейному повествованию и стройности композиции.
«Осло, 31 августа» (Oslo, 31. august, 2011)

Андрес проходит продолжительное лечение в наркологической клинике в Осло. В последний день лета ему дозволяют покинуть стены заведения и устроиться на работу. В процессе этого небольшого путешествия мужчина встречается с людьми из своего прошлого.
Психологическая драма «Осло, 31 августа» стала первым широко известным проектом норвежца. Сжатость повествования до одного дня делает историю крайне болезненной и емкой: эти сутки герой проживает как целую жизнь.
«Громче, чем бомбы» (Louder Than Bombs, 2015)

Талантливый военный фотограф Изабелла погибла более пяти лет назад, но ее муж двое сыновей так и не смогли свыкнуться с потерей. Братья не могут достичь понимание ни друг с другом, ни с отцом. Их продолжают беспокоить воспоминания о самой главной женщине в их жизни.
«Громче, чем бомбы» стал первым англоязычным фильмом Йоакима Триера. Успех предыдущих картин позволил ему пригласить в проект заметных актеров: Изабель Юппер, Гэбриела Бирна и Джесси Айзенберга. Как и в предыдущих фильмах, Триер прибегает к созданию фрагментированной реальности, соединяя фантазии и повседневность.
«Тельма» (Thelma, 2017)

Скромная девушка Тельма была воспитана в строгости. Поступив в университет, она ощутила небывалую до того свободу, что привело к ряду необдуманных поступков и обострению дремлющей болезни. А благодаря последней раскрылась тайна ее происхождения.
«Тельма» стала новым экспериментом Триера — на сей раз он обратился к жанру мистического триллера, но все же остался верен себе. В этой картине режиссер также обращается к эмоциональному состоянию героев, их воспоминаниям и болезненным галлюцинациям, препятствующим объективному восприятию мира.