5 лучших фильмов Международного фестиваля дебютного кино | Кино | Time Out

5 лучших фильмов Международного фестиваля дебютного кино

Дмитрий Евстратов   25 августа 2020
5 мин
5 лучших фильмов Международного фестиваля дебютного кино
С 14 по 28 августа в Санкт-Петербурге проходит Международный фестиваль дебютного кино. В основном конкурсе представлены девять полнометражных работ молодых режиссеров из разных уголков земного шара, снятых в 2019 или 2020 году. Главная особенность фильмов-участников киносмотра в этом году — синтез игровых и документальных элементов. Time Out выбрал пять лучших лент фестиваля.

«Облако в ее комнате», реж. Чжэн Лу Синьюань

Молодая девушка Музи, которой едва-едва исполнилось 22, приезжает в родной Гуанчжоу, где планирует встретить Китайский Новый год вместе со своей семьей. А заодно — вспомнить о давно забытых в одиночестве социальных ролях. Музи вновь почувствует себя возлюбленной, дочерью и сестрой, а Гуанчжоу предстанет перед ней совсем в другом свете. Когда-то родные улицы большого города и люди, мирно гуляющие по ним, вмиг станут далекими отголосками ее прошлой жизни и вынудят девушку заново открывать себя.

В своей дебютной ленте китаянка Чжэн Лу Синьюань экспериментирует со структурой, визуальными эффектами и форматом. Наделив героиню личными переживаниями, режиссерка виртуозно и точно рисует портрет азиатского поколения Z, сочетая игровые и документальные элементы в черно-белом вихре нового, свободного китайского социального реализма.

«Облако в ее комнате» стало обладателем Гран-при жюри Международного фестиваля дебютного кино, а до этого было признано победителем основного конкурса Роттердамского кинофестиваля-2020.


«Белым по белому», реж. Тео Корт

На дворе начало ХХ века. Профессиональный чилийский фотограф Педро отправляется на один из островов архипелага Огненная земля. Поначалу цель его поездки кажется весьма прозаичной — фотограф должен запечатлеть на своих снимках брак влиятельного землевладельца. Однако свадьба раз за разом откладывается, а Педро становится все сложнее наблюдать за жизнью на острове. Невеста, сеньорита Сара, поражает неземной красотой: она притягивает фотографа, сквозь объектив разглядывающего подробности ее юной натуры. Педро переходит границы и остается один на один со злом — геноцидом коренных народов.

Режиссер Тео Корт переносит зрителя на сто лет назад с помощью гипнотически длинных планов и использования статической камеры. Суровые холодные пейзажи то и дело сменяются теплыми кадрами, а медленное повествование с каждой минутой все больше отсылает к профессии главного героя — фотографии. Корт стилизует свой фильм под фотоискусство начала прошлого века, донося до зрителя кровоточащее антиколониальное послание.


«Орослан», реж. Матьяж Иванишин

В небольшой деревушке на границе Венгрии и Словении закончил свой жизненный путь мужчина по имени Орослан. Он был самым обычным человеком, который испытывал проблемы со здоровьем, а после одного из приступов умер. Смерть Орослана не стала для жителей деревни каким-то особенным событием: односельчане обнаружили его тело и стали суетливо заниматься похоронами. Спустя некоторое время в баре мужчина делится со своим другом воспоминаниями об Орослане, а еще через год жители той же деревни с гордостью вспоминают Орослана и пересказывают друг другу самые памятные моменты, связанные с покойным. Время сделало из простого человека героя легенд.

Для словенского режиссера-документалиста Матьяжа Иванишина «Орослан» стал первым игровым фильмом. Лента снята в соавторстве с жителями венгерской деревни и основана на коротком рассказе писателя Здравко Душа о тихой смерти маленького человека. Иванишин пользуется характерными для себя приемами: он сознательно разрывает повествование на несколько отрезков, постепенно формируя «легенду об Орослане» и напоминая зрителю о важной миссии искусства — хранении памяти. Пожалуй, этот фильм точнее всего соотносится с центральной идеей формирования программы фестиваля в этом году — искусном синтезе документального и игрового кино.


«Протоки», реж. Камило Рестрепо

Пинки — олицетворение колумбийской улицы. Он носит грязную одежду, работает на заводе, который подпольно создает подделки футболок известных брендов и спит на небольшом коврике в бетонной коробке. А еще он наркоман и представитель секты. У секты есть свой Отец, который прививает ее членам ненависть ко всему, что их окружает — вплоть до самих себя. Для Пинки это как никогда актуально: общается он разве что со своим внутренним я, постоянно рефлексируя и все дальше погружаясь в темный жизненный тоннель, не имеющий выхода. Призраки прошлого не прекращают гнаться за Пинки, формируя его безумное настоящее.

Сюрреалистическая притча от дебютанта полного метра аллегорично собирает в одном персонаже целое колумбийское общество, стремящееся к переменам. Окружение является не менее важной частью нарратива «Протоков». С помощью визуала режиссеру-визионеру удается нарисовать современную Колумбию, на всех парах мчащуюся в никуда.

На Берлинском кинофестивале в начале 2020-го года «Протоки» помогли постановщику Камило Рестрепо завоевать приз в номинации «Лучший дебют».


«Молъни — к океану, к берегу», реж. Скай Хопинка

Режиссер Скай Хопинка, будучи представителем коренного народа США хо-чанк, путешествует по лесам северо-запада США и беседует с местными жителями на языке чинук-вава о повседневной жизни в современном американском обществе и мифах индейцев чинук. Во время путешествия Хопинка знакомится с таинственным миром духов, окутанном загадками о происхождении смерти и перерождении.

Экспериментальный документальный фильм режиссера-дебютанта — одно из украшений фестиваля. Яркая, красочная и живо бурлящая кинематографическими изысками картина пытается не только рассказать о сложностях жизни аборигенов, их ритуалах и традициях, но и открыть двери в их внутренний мир, полный теплоты и любви. Хопинка не старается громогласно заявить о современной жизни индейцев и уколоть и без того разрывающееся американское общество, напротив, он выстраивает мосты и предлагает учиться иным языкам, чтобы понимать ближнего.