5 лучших фильмов Международного фестиваля дебютного кино
С 6 по 13 октября в Санкт-Петербурге проходил второй Международный фестиваль дебютного кино. Программа смотра состояла из семи частей, среди которых две конкурсные — полный и короткий метр. Также на фестивале прошли показы лент из пяти внеконкурсных программ: документальное кино, фильмы российских режиссеров, хорроры, картины членов жюри и специальная программа «В центре внимания», состоящая из премьер и фестивальных хитов 2021 года. Time Out выбрал 5 лучших лент прошедшего мероприятия и рассказывает, почему их стоит посмотреть при первой же возможности.
«Мама, я дома», реж. Владимир Битоков
Кабардино-Балкария. Тоня (Ксения Раппопорт) — чрезвычайно сильная женщина средних лет. Работает она водителем автобуса, а живет вместе с дочерью и внуком в маленькой обветшалой квартирке. Ее сын — 18-летний Женька — уехал воевать по контракту в Сирию в составе частной военной кампании. Вот уже несколько месяцев от него ни слуху, ни духу. Неведение прерывается телефонным звонком, которого лучше бы не было — женщине сообщают о смерти сына. Тоня не верит в это и начинает масштабную кампанию по его возвращению: пытается подключить связи, давит на чиновников и устраивает общественные акции. Однако однажды она обнаруживает замок на двери в комнату Женьки сломанным, а внутри — молодого человека (Юра Борисов). «Женька вернулся». Или нет?
«Мама, я дома» — вторая полнометражная работа ученика мастерской Александра Сокурова Владимира Битокова, снятая по сценарию дебютантки Марии Изюмовой. Уже в названии кроется большая драма — любая мать мечтает услышать эти слова от своего ребенка, но, к сожалению, далеко не каждая может. Железной Тоне, к примеру, не повезло. И название, и синопсис как бы намекают, что перед нами простая и прямолинейная история о личной трагедии и ее принятии.
Оттого совершенно неожиданным кажется настроение картины: материнская скорбь тут превращена в остросоциальный монолог о частных военных кампаниях и бесчувственной (и даже жалкой) бюрократической машине, рассказанный то сатирическим, то сюрреалистическим языком.
Тоня предстает перед зрителем этакой Милдред Хейс из «Трех билбордов на границе Эббинга, Миссури»: она тоже потеряла ребенка, тоже высказывает протест в различных формах. Разница лишь в том, что достучаться до власти так и не получается. Судьба накажет чиновников позднее, пожалуй, «самым российским» способом, а Тоня, пройдя громкий и местами разрушительный путь от одного непринятия к другому, станет героиней странной, но притягательной битоковской притчи.
«Фабиан: путь под откос», реж. Доминик Граф
На дворе 1931 год, Германия неумолимо движется к преступному тоталитаризму, пока в Берлине о прекрасном будущем мечтает Якоб Фабиан (Том Шиллинг) — мужчина, попавший в германскую межвоенную пропасть. Он все еще молод, не слишком удачно работает в рекламном отделе табачной фирмы и стремится стать писателем. Фабиан (именно по фамилии называют его знакомые) хочет повстречать «одну-единственную» — поэтому фильм начинается с его похода в клуб знакомств.
Однако столкнуться с любовью всей жизни ему предстоит совсем в другом месте. Корнелию (Саския Розендаль) он впервые увидел в одном из клубов и тут же влюбился. Оказывается, девушка живет в соседней комнате и мечтает стать киноактрисой. Их быстро зародившейся любви предстоит пройти испытание славой, бедностью и тяжелым выбором между достоинством и мнимым счастливым будущим.
Для 69-летнего режиссера Доминика Графа, начавшего снимать еще в 70-е и работавшего в основном на телевидении, «Фабиан: путь под откос» тоже стал своего рода дебютом, перерождением. Фильм основан на романе «Фабиан. История одного моралиста» Эриха Кестнера, в котором писатель почти в кинематографической манере рассказывает о Берлине начала 30-х, закате Веймарской республики и безработном-филологе, потерявшемся во всеобщем национальном сумбуре.
Граф деликатно относится к первоисточнику, поэтому в его фильме равнозначное внимание уделено и вольной жизни маленького человека, и истории большой страны. А главное — суете Берлина, в которой люди судорожно готовятся к новому, страшному этапу, совсем не подозревая этого.
Нерв эпохи режиссер вместе с оператором Ханно Ленцем передают с помощью подвижной камеры, временами ускоренного монтажа и антонимичных цифровых и пленочных кадров. Благодаря виртуозной операторской работе, режиссуре и всеобъемлющей проблематике, трехчасовой «Фабиан: путь под откос» представляется отчасти экспериментальным нарративным кино, в которое очень легко погрузиться с головой. Ровно так же, как и невозможно вынырнуть.
«Девушка и паук», реж. Рамон Цюрхер, Сильван Цюрхер
Лиза и Мара — давние подруги и соседки по тихой и аскетичной берлинской квартире. Однако все имеет свойство заканчиваться — и Лиза решает переехать в другую квартиру, в которой еще идет ремонт. На пути к новой жизни девушку поддерживают близкие: мама помогает с переездом, Мара и другой бывший сосед Маркус становятся моральной опорой, а вечно отдыхающие рабочие все никак не могут доделать ремонт. В общем, новая квартира, хоть еще и не готова до конца, — это место притяжения знакомых Лизы, постепенно прощающейся с прошлой жизнью.
Для швейцарских режиссеров-близнецов Рамона и Сильвана Цюрхера «Девушка и паук» стала одной из дебютных работ. Рамон уже снимал синефильскую и немного затворную ленту «Странный маленький кот» (2013), а для Сильвана этот опыт вообще был первым. Новый фильм постановщиков, закончивших берлинскую киношколу, очень похож на первую работу Рамона — при просмотре тоже кажется, что ничего значительного на экране не происходит, а действие не выходит за пределы небольшой квартирки.
Этот первый совместный проект братьев стал для них личным. Они, как и герои картины, долгое время жили вместе, но однажды Рамон решил съехать. Это событие повлияло на них и стало маленькой идеей, разросшейся до «Девушки и паука» — фильма, выходящего из зоны комфорта. Непринужденная болтовня перерастает в диалог о детских травмах, а немного нервное и многообещающее ожидание переезда превращается в напряженное исследование причин распада человеческих отношений.
Премьера «Девушки и паука» состоялась на Берлинском кинофестивале в программе «Столкновения» и была отмечена жюри конкурса — братья получили приз за лучшую режиссуру.
Не осталась лента без наград и на Международном фестивале дебютного кино. Фильм завоевал главный приз — Гран-при основного конкурса.
«Кровопийцы», реж. Юлиан Радльмайер
20-е годы XX века. Октавия — молодая и богатая барышня, типичная представительница немецкой аристократии, проживающая на одном из курортов Северной Германии и владеющая заводами и пароходами. Однажды на берегу Балтийского моря она знакомится с русским бароном и приглашает провести время в ее усадьбе. Однако ночью «карета превращается в тыкву» — аристократ попадается на краже и рассказывает свою правдивую историю.
Оказывается, зовут его Левушка, он актер-неудачник, недавно сыгравший Троцкого в фильме Сергея Эйзенштейна, но все кадры с ним были вырезаны после попадания революционера в немилость к Сталину.
Левушка отчаялся и эмигрировал из страны. Теперь он держит путь в Голливуд, где мечтает построить большую карьеру.
Октавия решается помочь лжебарону и предлагает снять кино о вампирах, чтобы в Голливуд он отправился с хорошей строчкой в резюме. На съемках новоиспеченный режиссер сталкивается со страшной правдой. Вампиры — вовсе не вымышленные киногерои, а вполне реальные люди, и все представители немецкой знати оказываются вампирами-капиталистами, пьющими кровь мирового пролетариата. Точно так же, как у Карла Маркса: «Капитал, подобно вампиру, постоянно всасывает в себя живой труд как душу».
«Кровопийцы» — причудливая жанровая смесь тонкой сатиры и социального хоррора. Радльмайер вот уже в нескольких своих фильмах («Самокритика буржуазного пса» и «Зимняя сказка пролетариата») выступает режиссером-социалистом, ненавязчиво посмеивающимся над буржуазным обществом и сложившимся мироустройством.
При этом лента вовсе не привязана к конкретной эпохе — несмотря на то, что ее действие происходит в 1920-е, некоторые сцены сняты в современной Москве с намеком на укоренение классового вампиризма.
Как и «Девушка и паук», «Кровопийцы» участвовали в программе «Столкновения» Берлинского кинофестиваля. Роднит картины и тот факт, что братья Цюрхеры учились в Берлинской киношколе вместе с Юлианом Радльмайером и Александром Коберидзе, исполнившим роль Левушки. Более того, режиссерская работа Коберидзе «Что мы видим, когда смотрим на небо?» тоже была представлена в конкурсе Международного фестиваля дебютного кино. Вот такие внезапные пересечения были обнаружены в программе петербургского смотра.
«Криптополис», реж. Дэш Шоу
Маленькую Лорен каждую ночь мучают кошмары. Она долго не могла спастись от них, пока в одну из таких ночей к ней не явился таинственный криптид*, который навсегда освободил ее от страшных наваждений. Благодарная Лорен запомнила это на всю оставшуюся жизнь и даже связала свою будущую работу с криптидами.
Спустя годы она становится профессиональной охотницей за такими существами, только конечная цель ее охоты вовсе не убийство, а спасение — она укрывает их в секретном заповеднике вдали от кровожадных военных и общества, которое с удовольствием травит любого «не такого». На пути к созданию Криптополиса — города, полностью населенного криптидами — она столкнется с множеством проходимцев, желающих разрушить ее планы.
Картина режиссера и бывшего художника инди-комиксов Дэша Шоу может показаться анимированной галлюцинацией. Внутри нее найдется место самым невообразимым вручную нарисованным животным: кентаврам, единорогам, медузам горгонам и другим псевдонаучным существам. Такое красочное многообразие героев и локаций вкупе со странным и увлекательным сюжетом формируют уникальную историю о сложностях, с которыми сталкиваются меньшинства в повседневной жизни.
Безумный, дерзкий и временами даже психоделический «Криптополис» — это очередное яркое напоминание об особом месте анимации в современном кино.
Псевдонаучное животное, чье существование считается возможным, но оно не признано наукой.